Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Религия рабов. Гибель античности



Торжество христианской церкви не дало новой прочности государству. Христиане не высказывали патриотизма и были мало усердными гражданами. Часто люди, не желая оставлять свое состояние казне, завещали его церкви.

При Феодосии, прозванным Великим (379-395 гг), христианство было окончательно призвано единственной религией, которая дозволялась. В 391 году с его одобрения епископ Теофил принялся за разгром храма Сераписа в Александрии. Монахи, вызванные из пустыни, стали во главе разъяренной толпы и разрушили храм до основания. При этом сожгли большую часть знаменитой Александрийской библиотеки, заключавшую в себе большой пласт греческого античного творчества.

Остатки древней литературы библиотеки были уничтожены в VII веке войсками арабского халифа Омара, захватившего Александрию в 641 году. Ему приписываются слова:
"Если в этих книгах говорится то же, что в коране, они излишни; а если другое - вредны".
Также при Феодосии были запрещены Олимпийские игры - отдавали явным "бесовством". Он запретил украшаться гирляндами и возжигать курения. В своем святом гневе он довел сыск до того, что требовал наказания для тех, у кого в доме чувствовался запах ладана.

В 381 году император созвал в Константинополе новый собор, на котором были обсуждены разнообразные символы веры. Император осудил все символы, которыми признавалось разделение троицы, и одобрил только веру в "единосущность". Одобрение это приняло форму императорского указа, нарушение которого влекло за собой самые тяжелые наказания. 

Те из христиан, кто не разделял взгляда, принятого императором, были объявлены, наравне с язычниками, врагами государства и подлежали строгому наказанию. За пролитую кровь и за массовое разрушение храмов, библиотек и арианских церквей несут ответственность как император Феодосий, так и папа Дамасий, благословлявший деятельность императора, как создателя единой, всеимперской, обязательной, государственной религии. Феодосий создал единую церковь, а Дамасий признал единственно правильным перевод библии на латинский язык, сделанный Иеронимом (так называемую вульгату), и требовал уничтожения всех других переводов библии, не совпадавших полностью с переводом его друга и соратника.

Эти фанатики, враги языческой красоты, также перелили в слитки статую Юпитера, переделывали построенные храмы в свои, в христианские. Все в том же, в IV веке император Феодосий приказал возвести собор посреди центральной площади акрополя. Собор должен был знаменовать собой победу христианства над язычеством (через несколько десятков лет он развалился, построенный в спешке). Переделан был в христианскую церковь и храм Фортуны. Его назвали церковью святой Варвары. Было уничтожено и чудо света - знаменитая статуя Зевса работы Фидия.

Еще в римскую эпоху, начиная с III века н. э., происходил упадок античной цивилизации, и этому в немалой степени способствовали христианские продувные святоши и отцы христианского учения. После падения Рима и насаждения христианства в течение всего раннего средневековья в Европе был культурный упадок и застой. Многие исследования античных ученых были утрачены или уничтожены.

В 389 году в Александрии разрушено христианами последнее убежище язычества - великолепный Серапеум, храм Сераписа. Евнапий (345-420 гг) пишет: "Они привели в это священное место так называемых монахов, которые имеют хотя человеческий образ, но живут, как свиньи, одобряют и сами совершают тысячи самых дурных и гнусных вещей. Они считают благочестивым делом оскорблять божественное; а в то время всякий, кто носил черное одеяние и в обществе выражал пренебрежение к своей внешности, обладал неограниченной властью. 

Вот до какой "добродетели" дошло человечество. И вот этих-то монахов поместили в Канопусе, тех самых, которые склоняют род человеческий, вместо культа видимых богов, к почитанию рабов, и притом дурных. Они собирают кости и черепа людей, уличенных в преступлениях и казненных по приговору суда, выдают их за богов и повергаются ниц перед ними. Они называют их мучениками, помощниками и посредниками в их молитвах богам". Сильно сказано, не правда ли?

Епископ Мартин из Турина прославил христианство уничтожением римских скульптур не только в Галлии, но и в Северной Африке, куда он послал в 399 году отряд христиан для уничтожения храмов и статуй.
"В городе Берос была статуя Асклепия (бог врачевания). И вот такое произведение, отделанное с такой затратой труда, с такой талантливостью, разрублено в куски и пропало."
- свидетельствует Либаний (314-393 гг). 
  • В 408 году император Гонорий обращает храмовые поступления в доход военной казны, приказывает убрать изображения, запрещает язычникам "устраивать торжественные трапезы согласно обрядам их религии". 
  • В 415 году христианские фанатики растерзали математичку Ипатию. На ней изорвали платье, забросали камнями, нанесли бесчисленные раны, а затем в христианском храме вырывали у своей жертвы куски тела острыми морскими раковинами, заливали кровью подножие алтаря и с проклятиями бросили ее остатки в костер. Жестокость христиан поражает даже мою невозмутимость. Ипатия, кроме того, была философом, восхищалась мудростью и глубокими познаниями греческих мыслителей. Разве можно было их сравнить их литературную красоту с страшными сказаниями христиан?
  • В 416 году язычники были лишены права занимать государственные должности,
  • в 423 году язычники упоминались так, как будто бы их уже не существовало,
  • в 448 году было проведено сожжение антихристианских книг. 
  • В 529 году византийский император Юстиниан изгоняет из Афин всех философов и риторов, закрывает афинскую Академию указом. Результатом этого наступает кризис античной культуры - философии и искусства. Сам он был помешан на христианстве. Он постоянно спорил с монахами о догматах, отправлял проповедников к язычникам, сочинял церковные гимны, крестил. Нередко ночью он поднимался, чтобы пересмотреть какое-нибудь церковное дело или бродил в лихорадочном возбуждении по галереям, "точно демон в образе человеческом", как подметил его биограф Прокопий.
Христианство повинно в гибели античной культуры. Что от нее сохранилось до наших дней? Везде, куда оно проникало, предшествующая культура уничтожалась и насаждалась христианская (я говорю не только о древности). Кроме того, христианство явилось тем заразным вирусом, который сыграл ключевую роль в духовном разложении, гибели и крушении великой римской империи.

Папа Григорий I (591-604 гг) запретил клирикам чтение античной литературы, изучение математики. Старинную библиотеку, помещавшуюся в Риме на Палатинском холме, где были императорские дворцы, он приказал сжечь. 

Античную литературу перестали не только понимать, но и ценить. Все научные сведения греков, перешедшие в римские школы, были забыты. 

В свое время Платон (427-347 гг до н. э.) учил о шаровидности Земли, Аристарх Самосский (в III веке до н. э.) о вращении Земли вокруг Солнца. Теперь в умах многих людей Земля представлялась в виде плоского круга, плавающего в воде, а на Западе, как на фундаменте, прочно утвержден в несколько этажей небесный свод, по которому движется Солнце. 

Был предан забвению и античный философ Эпикур (342-271 гг до н. э.), который учил, что жизнь должна приносить удовольствия как физического, так и духовного плана. Эпикуризм имел целью освободить человека от страха: как от страха смерти, так и от страха перед богами (согласно этому учению, боги не вмешиваются в жизнь людей, а могут служить лишь образцами для совершенства).
"Пока мы живы, смерти нет, а когда она приходит, нет больше нас".
Христианам это не понравилось (им бы унижения, мучения да дрожь в коленках!). А вот Платона тем не менее христианство приняло. Св. Августин о нем пишет:
"Платон, самый мудрый и самый ученый человек своего времени... У него достаточно изменить несколько слов, чтобы сделать из него христианина".
Также были приняты труды его ученика, Аристотеля (384-322 гг до н. э.).

Христианство не смогло избавиться от абсолютного единобожия, и оно смешалось с язычеством, его поверьями, праздниками и обычаями, изуродовав все это до неузнаваемости. Во многих местах святыми были заменены старинные герои, местные покровители. 

Жители города Патры верили, что их охранитель, апостол Андрей, прогнал наступавших славян. В Солунии чтили св. Дмитрия, ставили его рядом с Христом и святым духом, образуя троицу. То же происходило и при крещении Руси.

У христиан в ту пору выработалось и полным ходом проповедывалось два догматических принципа: первородный грех и слабость человека перед силами зла. Человек проклят со дня рождения, и только благодать церкви, даруемая через крещение, открывает ему путь к спасению. Так что всякий утверждавший, что сможет избегнуть греха, уже повинен в грехе гордыни, ибо воля человеческая бессильна перед прельстительным могуществом Дьявола, и только грех, прощенный церковью, не послужит к погибели человека. Это было религией ГРЕХА и СТРАХА.

В страхе, активно пропагандируемом церковью, люди искали защиты, впадали в различные суеверия. Изображениям Христа, богоматери и святым кланялись, как идолам. Статуи одевали в полотняные ткани и выбирали восприемниками своих детей при крещении; или вкладывали дары в руки статуй. Некоторые соскабливали краску на образе и глотали ее как волшебное свойство для благополучия.

С необыкновенной силой начало развиваться монашество. Многие отказывались трудиться и шли в монастыри, "спасать душу". Монашество выражалось в самых строгих обетах: соблюдение строгого поста, отказ от теплой одежды, от омовения и чистоты, обет прожить жизнь в юродстве и тяжелых мучениях, которые вызывались искусственно: ношение тяжелых вериг, пребывание под Солнцем и дождем на высоких узких башнях, обет молчания и прочие "прелести". И это добровольное валяние в дерьме называется идеалом святости! Большинство монахов проводили время в праздности. Они отвлекали большую часть населения от работы и службы, сокращалось количество семей, некоторые укрывали в монастырях свои капиталы от казны.

Христианство погрузило человечество во мрак невежества: под страхом анафемы было запрещено обучаться грамоте, она стала монополией монахов.
"... мудрость мира сего есть безумие перед богом..." (1 Кор., 3:19)
Ненависть христианства к науке не знала границ. Основные формы медицины считались дьявольщиной. Врачей, особенно тех, кто, изучая анатомию человека, занимался вскрытием трупов, мгновенно жгли на кострах. Император Юстиниан, истинный православный христианин, запретил даже математику как “языческое нечестие”. Что уж говорить, если при избрании папы в раннем Средневековье не искали лица с литературным образованием; главное, что требовалось от папы - это чтобы он знал наизусть псалмы, умел их толковать и петь. Сам папа иногда негодовал, что не может найти во всем Риме образованного человека, которого он мог бы отправить послом к императору.

Человеческий разум на века погрузился в болото...

Учителями были священники. Во времена раннего средневековья школы устраивались при монастырях (чуть позднее школы появились при дворах крупных феодалов). Девочек не обучали. Обучение начиналось с молитвы, затем их заучивали наизусть. Нередко священник брал розгу и бил ей ученика, если тот ошибался или отвлекался. Также учили изображать числа с помощью пальцев, обучали таблице умножения и церковному пению. Школы готовили в основном приходских священников.

Были и более крупные школы, но их было немного. В них готовили высшее духовенство. В них изучали так называемые "семь свободных искусств". Все дисциплины церковь старалась приспособить для своих нужд, вложить в них религиозное содержание

Обучаясь диалектике (искусству спора), ученики старались находить в речи оппонента места, противоречащие учению церкви, и опровергать их. На уроках арифметики ученики вычисляли время религиозных праздников, возраст святых, искали в каждой цифре скрытый мистический смысл (3 - троица, 7 - сотворение богом мира за семь дней). 

Знакомили учеников и с геометрией, но доказательство теорем выглядело совсем банально: "треугольник АВС равен, с божьей помощью, треугольнику DEF". На этих уроках сообщали и географические сведения - Земля - это блин, плавающий в воде, а пуп Земли - Иерусалим.

В астрономии изучали созвездия, Солнце, Луну, основываясь на библии и системе Птолемея, который полагал, что Земля стоит неподвижно, а вокруг нее вращается Солнце и Луна. Занятия музыкой сводились к церковному пению. Церковь, господствующая в науке, не допускала живую творческую мысль. Ответы на все вопросы искали в библии. Конечно, не все выдерживали бесконечные изнуряющие зубрежки, и тогда учителя прибегали к порке. Выражения "получить образование" и "вырасти под розгой" означали одно и то же. Были и такие дни в году, когда секли на всякий случай, для очищения от "грехов и грязных помыслов". Все это делалось конечно же из-за любви к ученикам…

Скуден был умственный багаж человека, окончившего такую школу. Но и такое образование было недоступно для масс. Оно стало монополией для духовных лиц. Такую же политику церковь продолжала и в более поздние века, но об этом чуть позже. Если бы так продолжалось постоянно, то где бы мы оказались?