Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Парк Стоу – украшенная ферма, ставшая английской пейзажной революцией


Палладиевский мост и Готический храм.

Идея моста позаимствована из чертежей Андреа Палладио и так пришлась по вкусу в Англии, что была воплощена сразу в трех разных усадьбах. А четвертой усадьбой стала резиденция Екатерины II Царское Село.

Екатерина Великая называла себя "англоманкой" – в Британии она искала самых изящных образцов античных построек.

The National Trust - Stowe. Hawkwell Field.
Bridge at Stowe Landscape Garden. Source

Хорошо учиться в школе с таким окружением. Здесь, в Стоу /Stowe, в главном доме-дворце с 1923 года открыта частная привилегированная школа Stowe School. Дворец этот, Стоу-хаус, стоит в центре знаменитого английского Ландшафтного парка Стоу /Stowe Landscape Garden.

Парк Стоу создавался трудом многих выдающихся архитекторов XVIII века. Это первый в Англии великий парк нового ландшафтного стиля с многочисленными павильонами, видами и обособленными сценами.

Екатерина Великая шутя писала о себе: "в моей плантомании первенствует англомания". Российская императрица от руки переписала сотни страниц английского садового трактата и задумала издание путеводителя по новому пейзажному стилю – английскому.

Чтение книг и рассматривание гравюр о Парке Стоу дало пищу воображению Екатерины II. По высочайшей воле в России появились реплики парковых построек Слоу.


a. Гравюра из книги Бентона Сили "Виды храмов<…> в Стоу", 1750.

b. Лист из книги Джорджа Бикема "Красоты Стоу", 1750.
Колонна Гренвиля и Греческий храм.

Две страницы из иллюстрированных книг о Стоу,
с которыми могла быть знакома императрица.

Стоу – огромное старинное овцеводческое поместье, расположенное неподалеку от города Бакингем, графство Стоу – огромное старинное овцеводческое поместье, расположенное неподалеку от города Бакингем, графство Бакингемшир.. Доходы от имения позволили семейству Темплов построить здесь сначала замок, а потом дворец: фасады простираются на триста метров, а число комнат достигало четырехсот.

Дом, Stowe House, вписан в ландшафт еще архитекторами XVII века. Семейство Темплов владело живописной территорией, на которой отращивали шерсть тысячи овец. Здесь впервые в эпоху Просвещения был создан образец "украшенной фермы". Теоретики пейзажного парка в начале XVIII столетия утверждали, что гибрид сельскохозяйственных угодий с красивой усадьбой уже осуществлен во Франции. Но это пропаганда, во Франции таких усадеб не было. Англичанам очень хотелось создавать не пейзажные сады, а целые живописные пейзажи.


1739 год. Вид из портика Stowe House на парк.
На гравюре написано: "Published by S.Bridgeman. May 1739.
View from the Portico of the House to the Park".
[Если точно, то написано не "House", а "Houfe",
 во французском варианте "Chateau"]

Стоу стал местом приложения сил всего британского "пейзажного движения" 1710-1740-х годов. Владелец Стоу Ричард Темпл /Richard Temple (1675-1749), виконт Кобэм был военачальником, парламентарием, убежденным вигом, по моде своего времени – масоном, членом клуба Кит-Кэт. С 1742 года – он фельдмаршал.

В круг светских знакомств Ричарда Темпла входили архитектор и драматург Джон Ванбру, теоретик искусства Джозеф Аддисон, "граф-архитектор" лорд Бёрлингтон и члены его кружка, "садовый художник" Уильям Кент и поэт Александер Поуп. Они произвели пейзажную революцию в одной отдельно взятой английской усадьбе. Позже плод революции – английский парковый стиль распространится по всей Европе.


Стоу в 1750 году / The north (entrance) front of Stowe in 1750 by George Bickham. Subsequent alterations included the addition of an extra storey to the centre of the facade, new colonnades and service wings to either side and the removal of the pond.

Работы начались в 1711 году и продолжались более тридцати лет. Стоу – коллективное творение именитых архитекторов, первым из которых стал Чарлз Бриджмен (1690-1738). Прежний скромный сад был превращен в обширный парк. Чарлз Бриджмен работал в Стоу до 1735 года, а в 1720-х несколько проектов для парка выполнил сэр Джон Ванбру /John Vanbrugh – архитектор и драматург.


Стоу-хаус - дворец - главный дом поместья / Stowe House

Романтические пейзажи парка Стоу на самом деле – политическая и эстетическая шифровка. Его ландшафты подражают естественной природе, а павильоны и храмы насыщены философскими аллегориями.


Поле Хоквелл. Готический “Храм свободы”
сооружен в 1748 году по проекту Джеймса Гиббса.

Стоу заложил в 1713 году виконт Кобхем, представитель древнего рода Темплей. Влиятельный “виг” – политик-либерал, – Кобхем периодически попадал в опалу, и единственным способом высказаться для него были парковые пейзажи.


Поле Хоквелл. Англичане восхищались великим итальянским архитектором XVI века Андреа Палладио и мечтали строить в его стиле. В Стоу Уильям Кент создал “Палладианский мост”. Этот павильон стал классикой жанра пейзажного сада. Его много раз копировали, в чем можно убедиться, побывав в Екатерининском парке Царского Села.

По замыслу виконта, парк Стоу должен был иллюстрировать контраст между несовершенством современного мира и утраченной гармонией прошлого.


Оксфордская аллея. Когда-то здесь проходила древнеримская дорога.
Мост построен в 1761 году архитектором Вальдрэ.

Центральная его часть – “Елисейские поля” – это картина идеального мира, рая на земле. За ней – “Поле Хоквелл”, посвященное славной истории Англии. Еще дальше – “Греческая долина”, наполненная образами античности. За “облагороженной” частью Стоу простирались охотничьи угодья, в том числе “Сонный лес”.


Елисейские поля. “Храм античной добродетели” —
парный “Храму британской доблести”
— построен Уильямом Кентом
в 1730-е годы.
Этот павильон символизирует идеальную
гармонию древнего мира.

Посетители сравнивали Стоу с ожившими театральными декорациями, в окружении которых они сами становились героями пьесы о Золотом веке. Это не удивительно, ведь парк создан при участии двух людей театра: Джона Ванбру, прославленного архитектора и драматурга, и Уильяма Кента, великого ландшафтного дизайнера и сценографа.


Елисейские поля. В “Храме британской доблести” стоят
бюсты великих англичан: Шекспира, Ньютона
и политических единомышленников виконта Кобхема.

Парк был знаменит на всю Англию – уже в XVIII веке сюда водили экскурсии. Но постепенно Темпли разорились, и легендарный Стоу начал приходить в упадок. Его спасли, устроив здесь в 1923 году элитную школу, выпускником которой был лауреат “Оскара” актер Дэвид Нивен.


Елисейские поля. Род Темплей владел Стоу с XVI века до 1921 года.
На стене в “Гроте камушков” их герб и девиз:
TEMPLA QUAM DILECTA (“Сколь прекрасны храмы”).
___________________________

Текст: Евгения Микулина. Фото: Клайв Николс

Опубликовано в журнале "Architectural Digest Russia" №12 (135) декабрь-январь 2014-2015.
__________________________

То, что излагается дальше, основано, в основном, на описаниях Бориса Соколова – одного из главных специалистов по истории культурного ландшафта. Профессор Соколов – создатель фундаментального сайта «Сады и время».


Стоу. Планировка ансамбля и его связь с городом Бакингем.
Снимок со спутника. Схема Бориса Соколова

Первый архитектор аристократической фермы-сада Слоу Чарлз Бриджмен оформил границу парка оградой «ах-ах», дополненной по углам полукруглыми бастионами. Благодаря нехитрому садовому приему владельцы имения жили словно в большой зеленой крепости.


Stowe House
Мода на садовую ограду под названием «Ах-ах» относится к эпохе пейзажных парков. Особенно любимы «ах-ах» были в Британии. В XVII веке садоводы столкнулись с противоречием: с одной стороны, пейзаж должен раскрываться во все стороны до горизонта, с другой — у поместья есть границы, а если это «украшенная ферма», то она вдобавок окружена стадами. Преодолеть эту трудность помогла «утопленная стена» — ров, скрытый поверхностью почвы. Посетитель, уверенный, что его маршрут ничем не ограничен, подходил к преграде и от неожиданности восклицал: «ах-ах!» – на европейских языках «ha-ha».


Стоу. Световой купол. Центральный купольный зал дворца
– центр всей усадьбы. Здание дворца занимает школа.


Интерьер. Один из залов Стоу-хаус / Stowe House

Одновременно с Чарлзом Бриджменом в преображении Стоу принимал участие архитектор Джон Ванбру (1664-1726).


Стоу. Пирамида Ванбру. Гравюра Жака Риго. 1730-е

Он поставил недалеко от главной оси парка высокую Пирамиду, которую хозяин владений посвятил памяти самого Ванбру после его кончины в 1726 году. Пирамида Ванбру не дошла до наших дней, но когда-то она поразила воображение российской императрицы Екатерины Великой, и она пожелала построить такой же памятник в Царском Селе. А она сохранилась.


Стоу / Stowe
Всего время отняло у Стоу около тридцати павильонов.

Вслед за Бриджменом к работе над обширной территорией усадьбы первого виконта Кобэм приступил архитектор-палладианец Уильям Кент, кардинальным образом изменивший облик имения. Именно при нем Стоу из единого открытого пространства превращается в череду индивидуальных сцен и обособленных художественных миров.


Стоу. Греческая долина. Греческий храм Согласия и Победы.
"Храм согласия и победы был упомянут в качестве одного из благороднейших предметов, когда-либо украшавших сад <…>" – писал в 1770 году сэр Томас Вейтли в "Замечаниях о современном садоводств иллюстрированных описаниями".

В 1742 году владелец Стоу виконт Кобэм стал фельдмаршалом – получил высшее воинское звание. С того же 1742 года в Стоу под началом Уильяма Кента (1684-1748) стал работать Ланселот Браун (1715-1783) /Lancelot Brown, ставший со временем легендарным, самым востребованным ландшафтоустроителем Британии: "England's greatest gardener". Позднее Брауна прозвали "Капабилити" /"Capability" /"Возможность" – Капабилити Браун, потому что мастер много говорил о "возможностях" мест, потенциале их преображения в пейзажную сцену.

Стоу. Вид на изгиб Греческой долины от Храма Согласия и Победы. Фотография сделана на экскурсии для родителей учеников Stowe School / Stowe Landscape Gardens. Source. Вот другой вариант вида - по ссылке снимок Бориса Соколова, октябрь 2010, почему-то его фотографии очень зеленые, несмотря на осень.
Браун автор более чем 170 парков, многие из которых до сих пор существуют. Он разрушил в Британии устаревшую систему французского регулярного сада и стал знаменитейшим представителем системы английского пейзажного парка, господствовавшей по всей Европе до середины XIX века.

В Стоу первой самостоятельной работой Капабилити Брауна стала Греческая долина. Героический и античный характер придает долине единственная постройка – Греческий храм, он же Храм Согласия и Победы, посвященный победам над французами по всему миру.


Колонна Гренвиля и Греческий Храм Согласия и Победы в Греческой долине. Гравюра из книги Джорджа Бикема "Красоты Стоу", 1750
Ростральная колонна посвящена капитану Гренвилю, племяннику виконта Кобэма, погибшему в морском сражении.

"Дочка" Колонны Гренвиля украшает Царское Село – это Чесменская колонна посреди Большого озера, только она повествует не о гибели близких, а о державной победе над вражеским флотом.

Сейчас в Стоу колонна Гренвиля стоит на Елисейских полях над запрудой, которую понимали как символ моря. Изначально виконт Кобэм поставил Колонну в Греческой долине, неподалеку от античного храма, вскоре после гибели Гренвиля в 1747 году. Племянник виконта, его наследник и тезка, граф Ричард Кобэм, в 1756 году перенес памятник своему брату к воде "реки Стикс", и заменил статую Нептуна на изображение Каллиопы, музы трагической поэзии. Теперь она смотрит на Памятник Доблестным британцам, разворачивая свиток с надписью "Лишь о великом пою".


Стоу. Елисейские поля.
Памятник Доблестным британцам / National Trust - Stowe.
Зеленый вариант Бориса Соколова
"Доблестные Британцы". В подкове-"пантеоне" Королева Елизавета и ее сиятельные рыцари-пираты Уолтер Рэйли и Фрэнсис Дрейк, защитники Англии король Альфред и "Черный Принц" Эдуард, философ Джон Локк и физик Ньютон, драматург Шекспир и высоко ценимый пейзажной эпохой поэт Милтон; архитектор Иниго Джонс и без надписи, ибо живой классик, Александер Поуп. 


На первом плане Томас Грешэм – создатель Лондонской Биржи.
Стоу. Памятник Доблестным Британцам


Стоу. Вид со стороны дворца на Триумфальную арку и озеро / Photo by Phillippa Ashley. Source. Другой вариант вида – сайта Сады и время Бориса Соколова
Преобразование Стоу продолжалось и после ухода из жизни его владельца. Так, по проекту Томаса Питта – известного политика и племянника Ричарда Темпла была возведена Коринфская арка, завершающая великий вид.

Вид на Stowe House с противоположного берега озера.
У зрителя возникает ощущение грандиозного масштаба потому, что от колоннады дворца до триумфальной арки нет ни одной архитектурной преграды.

Дорога от арки, прямая как стрела, ведет через поля прямо в центр Бакингема, зримо связывая Темплов со столицей графства. В Бакингеме, между прочим, было общественное здание, которое Ричард Темпл построил на собственные деньги, дабы показать свое влияние. Это здание – городская тюрьма.


Поле Хоквелл. Готический храм / The Gothic Temple –
you can stay here as it's a holiday cottage,
by kind permssion if the Landmark Trust
Готический храм – красный камень, готические мотивы, треугольный план. Это одно из ранних произведений патриотической архитектуры Англии. Для французов этой эпохи средневековый готический стиль был пикантным уродством, варварским прошлым. А для англичан, напротив, "готическое" означало "готское" – наше, родное, древнеанглийское. Поэтому в Стоу в 1748 году и возник такой павильон, украшенный внутри изображениями планет.


Елисейские поля. Храм античной добродетели /
The Temple of Ancient Virtue. National Trust - Stowe


Статуя Венеры в ротонде
Западный сад – открытая местность со множеством памятников. В центре склона – ротонда со статуей Венеры.


Вид на замок
От Готического храма дальше, на восток, за лугами расположен небольшой, но мощный замок с зубчатыми башнями. За крепостным фасадом – ферма, которую не хотели выставлять напоказ в такой ответственной пейзажной сцене.



Источники и дополнительные материалы:
  • Часть ссылок дана в тексте.

Соколов Борис Михайлович - профессор, доктор искусствоведения;
 Горбутович Татьяна, искусствовед