Палладиевский
мост и Готический храм.
Идея моста
позаимствована из чертежей Андреа Палладио и так пришлась по вкусу в
Англии, что была воплощена сразу в трех разных усадьбах.
А четвертой усадьбой стала резиденция Екатерины II Царское Село.
Екатерина Великая называла себя "англоманкой" – в
Британии она искала самых изящных образцов античных построек.
The National
Trust - Stowe. Hawkwell Field.
Bridge at
Stowe Landscape Garden. Source
|
Хорошо учиться в школе с таким окружением. Здесь, в Стоу /Stowe, в главном доме-дворце с 1923 года открыта частная привилегированная школа Stowe School. Дворец этот, Стоу-хаус, стоит в центре знаменитого английского Ландшафтного парка Стоу /Stowe Landscape Garden.
Парк Стоу создавался трудом многих выдающихся архитекторов XVIII века. Это первый в Англии великий парк нового ландшафтного стиля с многочисленными павильонами, видами и обособленными сценами.
Парк Стоу создавался трудом многих выдающихся архитекторов XVIII века. Это первый в Англии великий парк нового ландшафтного стиля с многочисленными павильонами, видами и обособленными сценами.
Екатерина Великая шутя
писала о себе: "в моей плантомании первенствует англомания".
Российская императрица от руки переписала сотни страниц английского садового
трактата и задумала издание путеводителя по новому пейзажному стилю –
английскому.
Чтение книг и
рассматривание гравюр о Парке Стоу дало пищу воображению Екатерины II. По
высочайшей воле в России появились реплики парковых построек Слоу.
b.
Лист из книги Джорджа Бикема "Красоты Стоу", 1750.
Колонна
Гренвиля и Греческий храм.
|
Две
страницы из иллюстрированных книг о Стоу,
с
которыми могла быть знакома императрица.
Стоу – огромное
старинное овцеводческое поместье, расположенное неподалеку от города Бакингем,
графство Стоу – огромное старинное овцеводческое поместье, расположенное
неподалеку от города Бакингем, графство Бакингемшир.. Доходы от
имения позволили семейству Темплов построить здесь сначала замок, а потом
дворец: фасады простираются на триста метров, а число комнат достигало
четырехсот.
Дом,
Stowe House, вписан в ландшафт еще архитекторами XVII века. Семейство Темплов
владело живописной территорией, на которой отращивали шерсть тысячи овец. Здесь
впервые в эпоху Просвещения был создан образец "украшенной фермы".
Теоретики пейзажного парка в начале XVIII столетия утверждали, что гибрид
сельскохозяйственных угодий с красивой усадьбой уже осуществлен во Франции. Но
это пропаганда, во Франции таких усадеб не было. Англичанам очень хотелось
создавать не пейзажные сады, а целые живописные пейзажи.
Стоу стал местом
приложения сил всего британского "пейзажного движения" 1710-1740-х
годов. Владелец Стоу Ричард Темпл /Richard Temple (1675-1749), виконт Кобэм был военачальником,
парламентарием, убежденным вигом,
по моде своего времени – масоном, членом клуба
Кит-Кэт. С 1742 года – он фельдмаршал.
В круг светских
знакомств Ричарда Темпла входили архитектор и драматург Джон Ванбру, теоретик
искусства Джозеф Аддисон, "граф-архитектор" лорд Бёрлингтон и члены
его кружка, "садовый художник" Уильям Кент и поэт Александер Поуп.
Они произвели пейзажную революцию в одной отдельно взятой английской усадьбе.
Позже плод революции – английский парковый стиль распространится по всей
Европе.
Работы начались в 1711
году и продолжались более тридцати лет. Стоу – коллективное творение именитых
архитекторов, первым из которых стал Чарлз Бриджмен (1690-1738). Прежний
скромный сад был превращен в обширный парк. Чарлз Бриджмен работал в Стоу до
1735 года, а в 1720-х несколько проектов для парка выполнил сэр Джон Ванбру /John Vanbrugh – архитектор и драматург.
Стоу-хаус
- дворец - главный дом поместья / Stowe House
|
Романтические пейзажи
парка Стоу на самом деле – политическая и эстетическая шифровка. Его ландшафты
подражают естественной природе, а павильоны и храмы насыщены философскими
аллегориями.
Поле
Хоквелл. Готический “Храм свободы”
сооружен
в 1748 году по проекту Джеймса Гиббса.
|
Стоу заложил в 1713 году виконт Кобхем, представитель древнего рода Темплей. Влиятельный “виг” – политик-либерал, – Кобхем периодически попадал в опалу, и единственным способом высказаться для него были парковые пейзажи.
По замыслу виконта,
парк Стоу должен был иллюстрировать контраст между несовершенством современного
мира и утраченной гармонией прошлого.
Оксфордская
аллея. Когда-то здесь проходила древнеримская дорога.
Мост
построен в 1761 году архитектором Вальдрэ.
|
Центральная его часть – “Елисейские поля” – это картина идеального мира, рая на земле. За ней – “Поле Хоквелл”, посвященное славной истории Англии. Еще дальше – “Греческая долина”, наполненная образами античности. За “облагороженной” частью Стоу простирались охотничьи угодья, в том числе “Сонный лес”.
Елисейские
поля. “Храм античной добродетели” —
парный
“Храму британской доблести”
—
построен Уильямом Кентом
в 1730-е годы.
Этот
павильон символизирует идеальную
гармонию
древнего мира.
|
Посетители сравнивали
Стоу с ожившими театральными декорациями, в окружении которых они сами
становились героями пьесы о Золотом веке. Это не удивительно, ведь парк создан
при участии двух людей театра: Джона Ванбру, прославленного архитектора и
драматурга, и Уильяма Кента, великого ландшафтного дизайнера и сценографа.
Елисейские
поля. В “Храме британской доблести” стоят
бюсты
великих англичан: Шекспира, Ньютона
и
политических единомышленников виконта Кобхема.
|
Парк был знаменит на
всю Англию – уже в XVIII веке сюда водили экскурсии. Но постепенно Темпли
разорились, и легендарный Стоу начал приходить в упадок. Его спасли, устроив
здесь в 1923 году элитную школу, выпускником которой был лауреат “Оскара” актер
Дэвид Нивен.
Елисейские
поля. Род Темплей владел Стоу с XVI века до 1921 года.
На
стене в “Гроте камушков” их герб и девиз:
TEMPLA
QUAM DILECTA (“Сколь прекрасны храмы”).
|
Текст: Евгения
Микулина. Фото: Клайв Николс
Опубликовано в журнале
"Architectural
Digest Russia" №12 (135) декабрь-январь 2014-2015.
__________________________
То, что излагается
дальше, основано, в основном, на описаниях Бориса Соколова – одного из главных специалистов по истории культурного ландшафта. Профессор Соколов – создатель фундаментального сайта «Сады
и время».
Стоу.
Планировка ансамбля и его связь с городом Бакингем.
Снимок
со спутника. Схема Бориса Соколова
|
Первый архитектор
аристократической фермы-сада Слоу Чарлз Бриджмен оформил границу парка оградой
«ах-ах», дополненной по углам полукруглыми бастионами. Благодаря нехитрому
садовому приему владельцы имения жили словно в большой зеленой крепости.
Stowe
House
|
Мода на садовую ограду
под названием «Ах-ах» относится к эпохе пейзажных парков. Особенно любимы
«ах-ах» были в Британии. В XVII веке садоводы столкнулись с противоречием: с
одной стороны, пейзаж должен раскрываться во все стороны до горизонта, с другой
— у поместья есть границы, а если это «украшенная ферма», то она вдобавок
окружена стадами. Преодолеть эту трудность помогла «утопленная стена» — ров,
скрытый поверхностью почвы. Посетитель, уверенный, что его маршрут ничем не ограничен,
подходил к преграде и от неожиданности восклицал: «ах-ах!» – на европейских
языках «ha-ha».
Стоу.
Световой купол. Центральный купольный зал дворца
–
центр всей усадьбы. Здание дворца занимает школа.
|
Интерьер.
Один из залов Стоу-хаус / Stowe House
|
Одновременно с Чарлзом Бриджменом в преображении Стоу принимал участие архитектор Джон Ванбру (1664-1726).
Стоу.
Пирамида Ванбру. Гравюра Жака Риго. 1730-е
|
Он поставил недалеко от
главной оси парка высокую Пирамиду, которую хозяин владений посвятил памяти
самого Ванбру после его кончины в 1726 году. Пирамида Ванбру не дошла до наших
дней, но когда-то она поразила воображение российской императрицы Екатерины
Великой, и она пожелала построить такой же памятник в Царском Селе. А она
сохранилась.
Стоу
/ Stowe
|
Вслед за Бриджменом к
работе над обширной территорией усадьбы первого виконта Кобэм приступил
архитектор-палладианец Уильям Кент, кардинальным образом изменивший облик
имения. Именно при нем Стоу из единого открытого пространства превращается в
череду индивидуальных сцен и обособленных художественных миров.
Стоу.
Греческая долина. Греческий храм Согласия и Победы.
|
"Храм согласия и
победы был упомянут в качестве одного из благороднейших предметов, когда-либо
украшавших сад <…>" – писал в 1770 году сэр Томас Вейтли в
"Замечаниях о современном садоводств иллюстрированных описаниями".
В 1742 году владелец
Стоу виконт Кобэм стал фельдмаршалом – получил высшее воинское звание. С того
же 1742 года в Стоу под началом Уильяма Кента (1684-1748) стал работать Ланселот Браун (1715-1783) /Lancelot Brown, ставший со временем легендарным, самым
востребованным ландшафтоустроителем Британии: "England's greatest
gardener". Позднее Брауна прозвали "Капабилити"
/"Capability" /"Возможность" – Капабилити Браун, потому что
мастер много говорил о "возможностях" мест, потенциале их
преображения в пейзажную сцену.
Стоу. Вид на изгиб Греческой долины от Храма Согласия и Победы. Фотография сделана на экскурсии для родителей учеников Stowe School / Stowe Landscape Gardens. Source. Вот другой вариант вида - по ссылке снимок Бориса Соколова, октябрь 2010, почему-то его фотографии очень зеленые, несмотря на осень. |
Браун автор более чем
170 парков, многие из которых до сих пор существуют. Он разрушил в Британии
устаревшую систему французского регулярного сада и стал знаменитейшим
представителем системы английского пейзажного парка, господствовавшей по всей
Европе до середины XIX века.
В Стоу первой
самостоятельной работой Капабилити Брауна стала Греческая долина. Героический и
античный характер придает долине единственная постройка – Греческий храм, он же
Храм Согласия и Победы, посвященный победам над французами по всему миру.
Колонна
Гренвиля и Греческий Храм Согласия и Победы в Греческой долине. Гравюра из
книги Джорджа Бикема "Красоты Стоу", 1750
|
Ростральная колонна
посвящена капитану Гренвилю, племяннику виконта Кобэма, погибшему в морском
сражении.
"Дочка"
Колонны Гренвиля украшает Царское Село – это Чесменская колонна посреди
Большого озера, только она повествует не о гибели близких, а о державной победе
над вражеским флотом.
Сейчас в Стоу колонна
Гренвиля стоит на Елисейских полях над запрудой, которую понимали как символ
моря. Изначально виконт Кобэм поставил Колонну в Греческой долине, неподалеку
от античного храма, вскоре после гибели Гренвиля в 1747 году. Племянник
виконта, его наследник и тезка, граф Ричард Кобэм, в 1756 году перенес памятник
своему брату к воде "реки Стикс", и заменил статую Нептуна на
изображение Каллиопы, музы трагической поэзии. Теперь она смотрит на Памятник
Доблестным британцам, разворачивая свиток с надписью "Лишь о великом
пою".
Стоу.
Елисейские поля.
Памятник
Доблестным британцам / National Trust - Stowe.
Зеленый вариант Бориса Соколова
|
"Доблестные
Британцы". В подкове-"пантеоне" Королева Елизавета и ее
сиятельные рыцари-пираты Уолтер Рэйли и Фрэнсис Дрейк, защитники Англии король
Альфред и "Черный Принц" Эдуард, философ Джон Локк и физик Ньютон,
драматург Шекспир и высоко ценимый пейзажной эпохой поэт Милтон; архитектор
Иниго Джонс и без надписи, ибо живой классик, Александер Поуп.
На
первом плане Томас Грешэм – создатель Лондонской Биржи.
Стоу.
Памятник Доблестным Британцам
|
Стоу. Вид со стороны
дворца на Триумфальную арку и озеро / Photo by Phillippa Ashley. Source. Другой
вариант вида – сайта Сады и время Бориса Соколова
|
Преобразование Стоу
продолжалось и после ухода из жизни его владельца. Так, по проекту Томаса Питта
– известного политика и племянника Ричарда Темпла была возведена Коринфская
арка, завершающая великий вид.
Вид на Stowe House с противоположного берега озера. |
У зрителя возникает
ощущение грандиозного масштаба потому, что от колоннады дворца до триумфальной
арки нет ни одной архитектурной преграды.
Дорога от арки, прямая как стрела, ведет через поля прямо в центр Бакингема, зримо связывая Темплов со столицей графства. В Бакингеме, между прочим, было общественное здание, которое Ричард Темпл построил на собственные деньги, дабы показать свое влияние. Это здание – городская тюрьма.
Дорога от арки, прямая как стрела, ведет через поля прямо в центр Бакингема, зримо связывая Темплов со столицей графства. В Бакингеме, между прочим, было общественное здание, которое Ричард Темпл построил на собственные деньги, дабы показать свое влияние. Это здание – городская тюрьма.
Поле
Хоквелл. Готический храм / The Gothic Temple –
you
can stay here as it's a holiday cottage,
by
kind permssion if the Landmark Trust
|
Готический храм –
красный камень, готические мотивы, треугольный план. Это одно из ранних
произведений патриотической архитектуры Англии. Для французов этой эпохи
средневековый готический стиль был пикантным уродством, варварским прошлым. А
для англичан, напротив, "готическое" означало "готское" –
наше, родное, древнеанглийское. Поэтому в Стоу в 1748 году и возник такой
павильон, украшенный внутри изображениями планет.
Елисейские
поля. Храм античной добродетели /
The
Temple of Ancient Virtue. National Trust - Stowe
|
Статуя
Венеры в ротонде
|
Западный сад – открытая
местность со множеством памятников. В центре склона – ротонда со статуей
Венеры.
Вид
на замок
|
От Готического храма
дальше, на восток, за лугами расположен небольшой, но мощный замок с зубчатыми
башнями. За крепостным фасадом – ферма, которую не хотели выставлять напоказ в
такой ответственной пейзажной сцене.
Источники и
дополнительные материалы:
- Часть ссылок дана в тексте.
- Фотографии Stowe House, Stowe School, National Trust - Stowe.
Соколов Борис Михайлович - профессор, доктор искусствоведения;
Горбутович Татьяна, искусствовед