Мадонна
с младенцем и сцены из жизни святой Анны.
Фрагмент
картины Филиппо Липпи. 1452 год
© Galleria Palatina (Palazzo
Pitti) |
Французский искусствовед
объясняет, почему слово «Возрождение» вводит
в заблуждение — и почему от него тем не менее
никто не отказывается.
В историю искусств
слово «Возрождение» вошло в XIX веке, когда у исследователей возникла
задача описать историю культуры как процесс, в котором одни направления
приходят на смену другим. Для того чтобы определить суть этих сменяющих
друг друга эпох, понадобилось собрать истории художников, писателей и
произведений искусства. Именно тогда периоды, воспринимаемые историками как
время культурного расцвета и обновления, стали называть словом
«Возрождение».
Renovatio
(лат.)
До первой половины XIX
века слово «возрождение» появлялось в текстах всего дважды: впервые — в 1477
году, в тексте фламандского композитора Иоанна Тинкториса, который назвал
сочинения своего старшего современника Гийома Дюфаи «возрождением фламандской
музыки», и затем — в 1550 году, в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых
живописцев, ваятелей и зодчих» итальянского художника и архитектора Джорджо
Вазари, употребившего слово «rinascita», говоря о Леонардо, Рафаэле и
Микеланджело. Скорее всего, в обоих случаях слово «возрождение» выступало в
качестве синонима латинского слова «renovatio» («обновление»), которое
начиная с VII века постоянно использовалось в текстах, где речь шла о
культурном или художественном расцвете.
Renaissance
(фр.)
В XIX веке в моду вошло
Средневековье. Люди, интересовавшиеся Италией XV и XVI веков, находились в
меньшинстве, и, чтобы привлечь внимание к своему сюжету, некоторые начали
говорить о «возрождении» в итальянской, а также французской литературе. Таких
случаев было всего четыре: с 1817 по 1839 год литература
Петрарки и Боккаччо и французского поэта Ронсара была названа
«возрождением» в текстах Сент-Бева, Бальзака и Стендаля. Последний
использовал это слово в своих идеализированных описаниях Италии: в юности,
при Наполеоне, он несколько лет прожил там в качестве военного чиновника.
В четвертый раз слово «ренессанс» появляется в одной из брошюр Лувра,
посвященной французскому искусству. Кроме того, в 1849 году историк
литературы Жан-Жак Ампер впервые использовал слово «возрождение», говоря о
расцвете литературы, который наблюдался во Франкской
империи в VIII–IX веках, начиная с Карла Великого. Именно он
впервые ввел понятие «Каролингское возрождение», которое много позднее
закрепилось в качестве названия эпохи.
После этого в истории
развития идей случился неожиданный поворот. Знаменитый историк Жюль Мишле,
специалист по Средним векам, потерял жену и впал в депрессию. С трудом
возвращаясь к своей работе, он решил изменить тему исследований и открыл для
себя XVI век. В 1855 году он издал книгу под названием «История Франции в XVI
веке: Ренессанс» (впервые с заглавной буквы!), в которой описал расцвет
культуры во всех ее формах. На самом деле Мишле говорил о своем личном
возрождении, но слово прижилось, несмотря на его неоднозначность.
Rinascimento
(ит.)
С тех пор ученые и
художники называли «ренессансом» множество культурных феноменов, в том числе
средневековых — это и оттоновское, и остготское,
и вестготское возрождение. Во всех этих (и многих других) случаях
само слово используется очень условно. Ренессанс вовсе не является «рождением
чего-либо после смерти» — это просто красивое название эпохи, именно поэтому
большинство языков сохраняет французский термин, не переводя его.
Так,
в 1860 году швейцарский историк культуры Якоб Буркхардт использовал французское
слово «Ренессанс» в немецком тексте. В английском и голландском оно тоже
не переводится. По-итальянски «возрождение» — «rinascita», но итальянцы
предпочли изобрести неологизм «Rinascimento», чтобы указать на то, что речь
идет об эпохе, а вовсе не о «новом рождении». В русскоязычной традиции
закрепились оба термина — здесь говорят и «Возрождение», и «Ренессанс».
Последний точнее, поскольку первый лишний раз подчеркивает идею «нового
рождения» и таким образом вводит читателей в заблуждение.
Распространенное
мнение о том, что под «Возрождением» понимается возрождение античной культуры,
представляется упрощением гораздо более
сложной действительности: греко-римская античность никогда не была
забыта, на протяжении Средних веков она всегда так или иначе являлась
частью культурной жизни Европы.
Так, к началу
Каролингского возрождения античная культура была вполне известна и
почитаема в некоторых важных культурных центрах, например в ряде
монастырей в Швейцарии.
Не следует забывать и про контакты с
Византией, которой, однако, не нравились амбиции Карла Великого.
Главное, что последний позаимствовал у Древнего Рима, — это
политическую символику и саму идею империи и законов, общих
на всех подвластных ему территориях. Для того чтобы управлять империей,
нужна была образованная элита, поэтому возникли школы, в которых копировались,
изучались, распространялись и иллюстрировались не только христианские,
но и древнегреческие и древнеримские тексты.
В 1927 году
американский историк Чарльз Хаскинс ввел в научный оборот еще одно
«возрождение» — «Ренессанс XII века». Здесь тоже о новом открытии античной
культуры речь не шла. В XII веке в Европе начали процветать города.
Улучшение материальных условий способствовало развитию торговли. Благодаря
этому гораздо быстрее и интенсивнее пошел культурный обмен между
европейским и арабским мирами. В том числе через Италию и Испанию в Европу
начали приходить арабские и греческие тексты — не только литература, но и
трактаты по физике, математике или медицине. Все это привело к появлению
университетов: в XI веке открылся Болонский университет, в XII веке
университет вырос в Париже и так далее. Интересно, что именно в XII веке
возникает литература на народных языках, а латынь, напротив, остается
языком юриспруденции и богословия.
В искусстве этого
времени также нет ярко выраженного интереса к античности. Напротив, в XII
веке, благодаря новым техническим возможностям (в первую очередь металлургии) и
общему росту благосостояния зарождается готика, в XIII веке
распространившаяся из Франции в Германию, а затем в Центральную
Европу.
Ars
nova (лат.)
Интересно, что уже в
конце XV века итальянские авторы называли готику «новым искусством» («ars
nova»). Так же называл искусство своего времени Джорджо Вазари: он писал
«maniera nova» («новая манера» на итальянском) или «ars nova» («новое
искусство» на латыни). Как и прежде, в XIV, XV и XVI веках многочисленные
художники и интеллектуалы не столько возрождали нечто забытое, сколько работали
над обогащением того, что сами они понимали как современное искусство —
и доказательство их превосходства
над предыдущими эпохами.
Высокое Возрождение в первую
очередь не обращение к забытому прошлому, а поиск чего-то нового: это и
новые исследования пропорций и перспективы, и споры о главенстве рисунка или
живописи, и использование достижений технического прогресса.
Так, около 1430
года Ян ван Эйк изобрел масляную живопись на холсте, которая пользовалась
огромной популярностью в Италии. Изобретение книгопечатания тоже произвело
революцию в изобразительном искусстве, поскольку ускорило распространение идей
и художественных образцов, заставило интеллектуалов и художников воспринимать
их или отвергать, восхищаться друг другом или соперничать между собой.
История художественной
и духовной жизни Европы богата знаменательными и интересными явлениями,
среди которых XVI век, бесспорно, выделяется своей исключительной
плодотворностью. Но слово «Возрождение» практически ничего не дает нам для его
понимания — оно скорее отражает романтические представления XIX века о прошлом и
отвечает современным потребностям массовой культуры и туризма, чем помогает
описать художественную действительность какой бы то ни было эпохи.
Давид Крашовец