Китайский чайный домик
в Потсдаме построили для прусского короля Фридриха Великого. Монарх полюбил это
место и стиль, а позже приказал возвести по соседству пагоду с драконами.
Что нынешнему дачнику -
уютная беседка в саду, то прусскому королю - Китайский чайный домик. Этот
летний павильон возвели в потсдамском парке Сан-Суси по воле и эскизам Фридриха
Великого в 1755-1764 годах. Строительство затянулось из-за Семилетней войны,
после которой Пруссия окончательно вошла в круг ведущих держав Европы - не без
помощи царя Петра III, поддержавшего немецкого монарха.
На куполе восседает
золотой китайский мандарин. В руках он держит зонт и кадуцей - жезл глашатаев у
древних греков и римлян, то есть жезл Гермеса или Меркурия. Согласитесь,
сочетание необычное. Впрочем, весь этот павильон представляет собой смесь
европейского и восточного - символов, мотивов, материалов. Он является
памятником шинуазри - китайского стилевого направления в рококо.
Мода на Китай возникла
в Европе в конце XVII - начале XVIII веков, когда голландские купцы наладили
морскую торговлю с этой страной. В результате повсюду во дворцах и замках
начали появляться Китайские кабинеты - обитые шелком, заполненные фарфором и
другими изящными вещами из Поднебесной. Затем китайский стиль получил
распространение в европейском изобразительном искусстве и архитектуре.
Здание с крышей в виде шатра имеет форму листка клевера. Для своего эскиза Фридрих Великий использовал изображение павильона в парке французского замка Люневиль. Гравюра 1753 года была в его коллекции. Кстати, в России при Екатерине II в парке Царского села была заложена целая Китайская деревня. Такая же деревня немногим ранее появилась около резиденции шведских королей в Дроттнингхольме.
Работы поручили Иоганну
Готфриду Бюрингу - придворному зодчему эпохи позднего барокко. По заказу короля
и на основе его набросков он также создал проект Науэнских ворот в Потсдаме -
первого образца неоготики в континентальной Европе! Таким Китайский чайный
домик в 1932 году изобразил немецкий художник Филипп Франк.
На трех открытых
верандах павильона расположены скульптурные группы в полный человеческий рост,
изображающие восточных людей за чаепитием, едой и музицированием. Моделями
выступали местные жители, что объясняет во многом европейские черты их лиц.
Колонны выполнены в виде пальмовых стволов. Скульптуры также установлены между
окнами - высокими, чтобы внутрь попадало как можно больше света.
Автор этого рисунка 1790 года - саксонский живописец Иоганн Фридрих Нагель. Павильон, окруженный фруктовыми деревьями, служил не только для украшения парка Сан-Суси. Иногда здесь устраивали праздники, для которых он был своего рода экзотической декорацией - окном в страну земного рая, каким тогда представляли далекий и загадочный Китай. Для праздников рядом соорудили небольшую кухню.
Посетителям внутри
фотографировать не разрешается. Вокруг центрального круглого зала расположены
три отдельных кабинета. Стены отделаны под мрамор - особой зеленой штукатуркой
скальола, изобретенной в XVII веке в Италии. На куполе изображены восточные
люди - беседующие или смотрящие вниз с балюстрады. Здесь же расположились
обезьянки, попугаи и другие диковинные птицы.
Эта фотография
Китайского чайного домика сделана во время одной из Потсдамских дворцовых
ночей. Фонд прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга проводит их с 1997
года. В празднике участвует около 450 артистов. Из-за большого интереса число
посетителей ограничено. Продают около 30 тысяч билетов. Вырученные средства
поступают на реставрацию здешних памятников.
Китайским домиком и
кухней дело в Потсдаме не ограничилось. Ознакомившись с трудами шотландского
зодчего и путешественника Уильяма Чеймберса о китайской архитектуре, Фридрих
Великий решил построить на окраине парка Сан-Суси здание в стиле пагод -
"Дом с драконами" (Drachenhaus). Место было выбрано на склоне холма
Клаусберг около королевского виноградника.
Идею монарха
осуществили в 1770-1772 годах. Проект разработал Карл фон Гонтард по
изображению пагоды в окрестностях города Гуанчжоу. Драконов создали,
воспользовавшись эскизами Чеймберса для пагоды в Королевских ботанических садах
Кью в Лондоне. По замыслу Фридриха Великого, здесь должен был поселиться
придворный виноградарь, но тот не захотел. Здание долгое время пустовало.