Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Архангел Михаэль


Saint Michael and the Dragon
Spanish (Valencian) Painter (active in Italy, early 15th century-1405)

Михаил - от еврейского Михаэль

Cогласно иудаизму, Михаэль Архангел – один из четырёх архангелов («один из главных князей», Даниэль 10, 13), ангел-хранитель евреев (там же, 10, 21; 12, 1).
Имя это означает «кто подобен Б-гу», намёк на это в словах Библии (Шмот 15, 11; Дварим 33, 26; см. Бэмидбар Рабба 2, 9. На основании книги Даниэля, где говориться о том, как Михаэль помогает ему в споре с ангелом, патроном Персии, а в будущем поможет евреям во времена Машиаха, почему и назван «ваш князь», он получает постоянное название «князь Израиля» во всех еврейских древних произведениях. 


Fall of the Rebel Angels Detail, 1562 Pieter Bruegel the Elder

В более поздних произведениях и, в частности, в каббалистической литературе он является защитником евреев. В качестве защитника Израиля ему часто приходится вступать в борьбу с патронами других наций, а в особенности – с Самаэлем. Последний является врагом евреев. Вражда между двумя бесплотными духами началась ещё с того дня, когда Самаэль был низвергнут с небес. Падший ангел ухватился за крылья Михаэля, желая увлечь и его в преисподнюю, но Всевышний спас ангела (Пиркей де-рабби Элиэзер 27).

Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод др.-евр. מלאך‎ «малах», то есть «посланник», а с добавлением «арх» означает «старший посланник».

«Ми ка эл» (др.-евр. ‏מיכאל‎) буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».

В православии архангел Михаил именуется архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов.

Предполагают, что Михаил был известен халдеям и даже почитался ими как бог. В персидских сказаниях он выступает как Бештер или «тот, кто поддерживает человека». Указывают, что «христианство приняло ангела-хранителя еврейского народа как святого воинствующей церкви вообще. Корни такого толкования, по-видимому, лежат в религии древней Персии, пантеон которой был разделен пополам: на свет и тьму, или добро и зло. Боги света, с которыми ассоциируется Михаил, находились в постоянном конфликте с богами тьмы.


St' Michael


Archangel Michael

Только благодаря Михаэлю остались в живых Оснат, дочь Дины от Шхема, и Тамар (Таргум Йерушалми к Бэрейшит 38, 25). Не оставлял архангел евреев без своей защиты и в пустыне. Уже переход через Ям-Суф грозил им гибелью, ибо патрон Египта обвинил их в идолослужении (Шмот Рабба 18, 5). Впрочем, по другой версии, Михаэль молчал и сам Всевышний явился их защитником (Ялкут Шмот 241). Под его эгидой совершилось всё странствование по пустыне (Абарбанель к Шмот 22, 20). 


Архангел Михаил на иконе. Архангел пронзает копьем дьявола
Теодор Поулакис, 2-я половина XVII века
Только благодаря Михаэлю остались в живых Оснат, дочь Дины от Шхема, и Тамар (Таргум Йерушалми к Бэрейшит 38, 25). Не оставлял архангел евреев без своей защиты и в пустыне. Уже переход через Ям-Суф грозил им гибелью, ибо патрон Египта обвинил их в идолослужении (Шмот Рабба 18, 5). Впрочем, по другой версии, Михаэль молчал и сам Всевышний явился их защитником (Ялкут Шмот 241). Под его эгидой совершилось всё странствование по пустыне (Абарбанель к Шмот 22, 20). 

Archangel Michael
По преданию, Михаэль являлся учителем Моше, почему он и отказался принять душу Моше и причинить ему смерть (Дварим Рабба 11, 6). Поражение армии Санхерива приписывается Михаэлю (Шмот Рабба 18, 5), и, если бы не грехи евреев, он бы спас Храм от разрушения. «Михаэль, народ твой согрешил» – говорит Всевышний архангелу. «Пощади их ради тех добрых, которые всегда были среди него» – отвечает Ему ангел (Йома 77а; ср. Зоар, Шмот 414).
Archangel Michael
Архангел изображен скачущим на красном крылатом коне. Пламенный архангел трубит, возвещая конец времен. Одной рукой он победно воздел Евангелие, другой держит восьмиконечный крест и копье, которым повергает сатану в геенну. Под копытами крылатого коня иногда изображены рушащиеся земные царства. Между руками архангела переброшена радуга. В верхнем углу иконы в небесном сегменте изображается Спас Эммануил перед горним престолом.


Archangel Michael of the Apocalypse
Другую агаду приводит Ялкут (Эйха 1009): Михаэль и Гавриэль молили за народ и Храм, но были изгнаны с повелением предать Храм пламени. Спасение Хананьи и остальных юношей приписывается Михаэлю (Бэрейшит Рабба 44, 16). Чудесное спасение в дни Эстер также связано с именем архангела. «И чем более обвинял Аман евреев на земле, тем более защищал их Михаэль на небе» (Эстер Рабба к 3, 8). Он же напомнил царю о его долге перед Мордехаем (Таргум к Эстер 6, 1).

Archangel Michael

 «Свою защиту вверенного ему народа Михаэль будет вести до скончания веков, продолжая свою борьбу с Самаэлем за освобождение Израиля от Эдома, или Рима» (Ялкут Хадаш, Галут, № 11), и, победив его сам или вместе с ангелом Гавриэлем, он отомстит Эдому и выведет евреев из среды нечестивых народов (Шмот Рабба 18, 5).


«Архангел Михаил[en]»,
Рафаэль Санти, около 1503—1505
Борьба Михаэля с Самаэлем (или дьяволом) после «Вознесения Моше» послужила основой легенды о борьбе ангела с драконом. Самой легенды в еврейских источниках нет, только Каббала называет Сатана или Самаэля «первоначальным змеем» (нахаш а-кадмони).  


Британский орден изображает Михаила, попирающего Люцифера
Вера в постоянное заступничество за еврейский народ архангела Михаэля была настолько сильна, что, несмотря на запреты Талмуда обращаться к ангелам как к посредникам между Б-гом и людьми, Михаэль занял известное положение и в литургии как санегор (защитник). Этим объясняется следующее предписание (Иерусалимский Талмуд, Брахот 9, 13а): если человек в нужде, он должен обращаться с молитвой прямо к Б-гу, а не к ангелам. 
 
Archangel Michael
Представление о Михаэле как о великом печальнике своего народа породило и другое представление о нём – как о первосвященнике, замаливающем грехи народа Израиля. Эзра, рассказывается, узнал место, где должен находиться жертвенник, увидев на соответствующем месте алтарь, на котором Михаэль приносил жертву (Звахим 62а; ср. Мнахот 110). 


The Archangel Michael c. 1490 Wood, 127 x 78 cm
Museu Nacional d'Art de Catalunya, Barcelona
Четвёртое по порядку небо называется Звуль, т.к. оно служит местопребыванием небесного Иерусалима, Храма и жертвенника, на котором священнодействует архангел (Хагига 12 б). Сэдэр Ган Эден, впрочем, помещает его ещё выше, в Аравот (Мидраш а-Бахир в Ялкут, Бытие 132). В Каббале Михаэль стал отождествляться с Малкицедэком (Ялкут Хадаш, Малахим, № 19). Слова (Ва-Икра 13, 23) «и коэн объявит его чистым» Тикунэй Зоар (26) толкует в том смысле, что они относятся к Михаэлю-первосвященнику как ангелу милосердия. Он же – «хоругвеносец Всевышнего»; вместе с коленом Леви его место на Востоке; ему приписывается и закон о взимании десятины.


Piero della Francesca, Polyptych of St Augustine:
details of St Michael and St John the Evangelist, c. 1465
Архангел Михаэль – первосвященник в небесном Храме; это вызывает вопрос, какие жертвы он приносит. Тосафот к Мнахот 110а приводит две версии. По одной – это огненные овцы, а согласно другой версии, поддерживаемой и Каббалой, это души праведников (Сэдэр Ган Эден 1 с.; Ялкут Хадаш, Нэшамот 31; Рэйшит Хохма 3), вот почему Михаэль имеет такое большое значение в еврейской мистике. 
 

Archangel Michael, Salisbury Cathedral, England.
В «Завещании Авраама» сказано, что ему было поручено взять душу Авраама; он же спорил с Самаэлем за душу Моше (Дварим Рабба 11, 6). Зоар также говорит, что Михаэль сопровождает души праведников и помогает им открыть врата небесного Иерусалима (к Бэрейшит, 303), или он стоит со своей ратью у врат города и разрешает душам праведников вход (Мидраш а-Нээлам, Зоар Хадаш, р. 19с). Давид не был допущен в небесный Иерусалим до построения Храма Соломона, и лишь тогда архангел Михаэль ввёл его (Ялкут Хадаш, Давид, № 13). 

Статуя архангела Михаила (Бурк, Франция)
Архангел Михаэль – первосвященник в небесном Храме; это вызывает вопрос, какие жертвы он приносит. Тосафот к Мнахот 110а приводит две версии. По одной – это огненные овцы, а согласно другой версии, поддерживаемой и Каббалой, это души праведников (Сэдэр Ган Эден 1 с.; Ялкут Хадаш, Нэшамот 31; Рэйшит Хохма 3), вот почему Михаэль имеет такое большое значение в еврейской мистике. 
 

Prayer to St. Michael (Long Version-Composed by Pope Leo XIII)
O Glorious Archangel St. Michael, Prince of the heavenly host,
be our defense in the terrible warfare which we carry on against
principalities and powers, against the rulers of this world of darkness,
and spirits of evil... (Молитва Св. Михаилу)


Древнерусская икона XII - IXX вв
Когда наступит день воскресения мёртвых, Михаэль вострубит и восстанут умершие; таким его знают и эфиопские евреи (“Pri?re des Falashas”, изд. J. Hal?vy, pp. 48-49, эфиопский текст). Когда придёт Машиах, говорит другая агада, которую, конечно, нельзя понимать буквально, Михаэль и Гавриэль будут у врат, ведущих в рай, приветствовать праведников. Михаэль будет восседать на семи высоких горах, окружённых тенистым лесом, в котором будет выделяться особенной красотой одно дерево. На самой высокой горе займёт место Всевышний, а чудесное дерево, недоступное до Страшного суда, станет уделом благочестивых. Всевышний отдаст Михаэлю и Гавриэлю ключи от ада, и они приведут души грешников в рай.


Vladimir Borovikovsky. Archangel Michael
Считая его патроном евреев, агадисты восторженны и обстоятельны при описании мощи Михаэля. Книга Даниэля (12, 1) называет его «князем великим»; он – один из семи первозданных архангелов. Из них четверо – высшего ранга, а выше их всех Михаэль, только он и Гавриэль называются «великими князьями» (Брахот 4 б). Он наместник Всевышнего в управлении миром (Ханох 69, 14 и далее), и с приближение его является всюду и Шхина (Шмот Рабба 2, 8). У престола Всевышнего Михаэль находится справа, а Гавриэль слева (Таргум к книге Эйова 25, 2). 

Saint Michael Made in Touraine, French, 1475
Михаэль занимает место у первой реки рая – Пишона, Гавриэль – у Гихона. Принимая молитвы, он передаёт их Всевышнему. Он сотоварищ Метатрона (Зоар 1, 149в). Его стихия – вода, почему он называется ещё князем вод, а Гавриэль – князем огня (Брит Менуха 37а).


Pietro Perugino. Archangel Michael, c. 1499.
По-видимому, в связи с этой агадой находится и другая, что, когда царь Соломон женился на дочери фараона, архангел Михаэль воткнул в морское дно трость, вокруг которой образовалась территория будущего Рима (Шир а-Ширим Рабба 1, 6). Впрочем, Талмуд (Сангедрин 21 б и Шабат 56 б) приписывает это Гавриэлю. Подобное смешение встречается и в Таргуме книги Эйова (25, 2), где Михаэль назван ангелом огня. Другой его элемент – снег (Дварим Рабба v. 12). 


Saint Michael Master of Belmonte
(Spanish, Aragon, active ca. 1460–90)
Из металлов под его покровительством находится серебро, Гавриэль – ангел золота (Ялкут Хадаш, Малахим 75). Под верховной властью Михаэля находится планета Меркурий и, соответственно, день среды (хотя Сэфер Разиэль считает его ангелом Сатурна и четверга). Михаэлю принадлежит вторая четверть года, он владыка южного ветра, дующего в это время года. В заговорах его имя упоминается, чтобы зачаровать пресмыкающихся (Сэфер Разиэль). 


Archangel Michael Italy,
Second half of the 15th century - early 16th century


Gonzalo Perez
Saint Michael Vanquishing the Devil Early 15th Century


Saint Michael Documentat a Saragossa, 1422-1459


Durer/Paumgartner Altar (left wing) c. 1503
Oil on lime panel, 151 x 61 cm Alte Pinakothek, Munich
Имя «Михаэль» одно из самых популярных у евреев, и через них оно стало одним из самых распространённых имён у русских, немного изменившись на «Михаил».

Архангел Михаил - Покровитель Германии, Киева, Брюсселя, Архангельска, Малоархангельска, Архангельской области, полицейских, военных, казаков, торговцев, моряков, десантников, больных, хранитель католической церкви, хранитель Ватикана, защитник еврейского народа