Описанные в древних
китайских текстах «Восемь бессмертных святых (ба сянь)», относящихся к
даосскому пантеону, были реальными историческими личностями. Став святыми, они
освободились от мирских чувств и страстей, радостей и печалей. Они получили
вечную жизнь и живут по небесным законам.
Мифы Китая полны
удивительных историй о людях, получивших бессмертие в результате
самосовершенствования по даосским практикам. Стать бессмертным можно было
различными способами. По одним поверьям, даос, уходя на Небо, забирает с собой
свое тело. При этом происходят таинственные превращения, тело наполняется
веществом небесной энергии и навечно обретает бессмертие. В других случаях
превращения происходят из-за того, что человек выпил эликсир бессмертия, чаще
всего приготовленный в Небесных чертогах, или съел пилюлю бессмертия. Можно
также отведать персик с дерева Бессмертия, которое растет в саду Богини Сиванму
и дает плоды раз в три тысячи лет, а еще есть волшебная формула, написанная на
бумаге, прочитал – и стал бессмертным.
Таким образом, способов
очень много, выбирайте любой. Бессмертный даос, вступивший в вечную жизнь,
ведет существование, которое не зависит от земных законов. Он может жить в
прекрасных пещерах на священных горах или на благословенных островах в море. Он
может даже поселиться на Небе, если на то будет разрешение Нефритового
Императора. В любом случае, это уже не человек, а святой, обладающий
нереальными для человека возможностями. Их физический облик тысячелетиями
оставался таким же, каким он был в земной жизни.
Бессмертные могут
принимать человеческий облик и общаться с людьми. Они повелевают небесными
животными, могут перевоплощаться, зачастую они обладают различными магическими
предметами, наделенными волшебной силой, это может быть веер, шнурок, посох и
т.д.
Мифы о Восьми
бессмертных получили в Китае наибольшее распространение. Эти бессмертные,
почитаемые и любимые народом, некогда были людьми, известными историческими
личностями, а затем, став святыми, уединились в высоких горах вдали от земных
радостей и печалей.
Чжун Ли Цюань – глава
Восьми бессмертных. Он жил во времена династии Чжоу (1122 до н.э.-249 г.г н.э)
При жизни он был полководцем, и поэтому считается покровителем солдат. Его
обычно изображают толстым человеком с обнаженным животом. Иногда он держит в
одной руке персик, а в другой – веер, с помощью которых он оживляет усопших,
так как он обладал секретом изготовления элексира жизни и порошка
перевоплощения. Родился Чжун Ли недалеко от Сяньяна в провинции Шеньси. Первое
упоминание о нем находится в «Сюан-хэ шу пу» («Перечень каллиграфических
надписей годов Сюань-хэ»). Согласно этой книге, у него высокий рост, курчавая
борода, густые волосы на висках, непокрытая голова с двумя пучками волос,
татуированное тело, босые ноги. Так он и изображается на рисунках.
Чжун Ли Цюань – один из
основателей алхимического искусства бессмертия. Он также является одним из
основателей даосской школы Цюаньчжень (Школа Совершенной Истины). В даосизме
его также называли Чженьян Цзуши – первый мастер Истинного Ян, а также Мастер
Облачного Зала. Он был учеником другого бессмертного – Ли Те-гуая. При
монгольской династии Юань в 13-14 веках н.э. Чжун Ли был канонизирован и был
назван даосским патриархом.
В легенде говорится,
что, когда Чжун Ли Цюань появился на свет, вся комната озарилась необычным
сияньем, из-за чего ребенку предсказали необыкновенное будущее. Внешность
новорожденного также была весьма необычна: огромная голова, широкий лоб,
большие уши, толстые щеки и яркие губы, длинные брови и красный нос. Его руки
были длинными, как у трехлетнего ребенка, семь дней младенец ничего не ел и не
плакал.
Когда Чжун Ли
вырос, он стал полководцем, который удостоился милостей императора. Когда
тибетское племя туфань, жившее на северо-западе, совершило набег на пограничную
местность, пять тысяч солдат под командованием Чжун Ли Цюаня были посланы
навстречу неприятелю. Во время главного сражения, когда успех Чжуна уже был
очевиден, над полем боя пролетал другой бессмертный – Ли Те Гуай. Увидев
происходящее внизу, Ли подумал: « Да это же Чжун Ли Цюань, который должен был
стать святым, чтобы возвыситься над миром. Но он не постиг Дао и слишком любит
почести и славу. Если он и теперь одержит победу, то императорские милости
совсем вскружат ему голову. Он слишком погрязнет в почестях и славе и это
закроет ему путь к Дао. Пусть он лучше потерпит поражение и это заставит его
покинуть суету этого мира и встать на Путь Истины».
Ли Те Гуай тотчас же
превратился в старика, явился к военачальнику племени туфань и открыл ему
способ, с помощью которого можно было разбить китайскую армию. Воины туфань
разгромили китайцев, сам Чжун Ли Цюань верхом умчался с поля боя, спасая свою
жизнь. Вернуться к императору с позором он не мог и, в полном отчаянии,
вернулся в родную деревню, где женился и занялся изучением философии.
Однажды Чжун Ли Цюань
обратил внимание на женщину в траурном одеянии, которая сидела возле могильного
холма и веером обмахивала землю. На вопрос, что это значит, женщина пояснила,
что муж перед смертью просил её не выходить вторично замуж до тех пор, пока
земля на могильном холме не высохнет. Теперь, найдя жениха, она хотела
побыстрее высушить землю на могиле мужа. Чжун Ли Цюань взял у неё веер и при
помощи заклинанья высушил могильный холм. Вдова с благодарностью удалилась,
оставив веер у него в руках. Дома он рассказал эту историю своей молодой жене,
и она страшно возмутилась поступком вдовы. Эти слова жены навели Чжун Ли Цюаня
на мысль проверить её чувства. Прошептав соответствующее заклинанье, он
притворился мертвым.
Перед мнимой вдовой тут
же появился красивый молодой человек, и через несколько дней она согласилась
выйти за него замуж. Жених сказал, что для женитьбы ему необходимо снадобье,
приготовленное из мозга её покойного мужа. Вдова согласилась исполнить просьбу
жениха и открыла гроб. Она пришла в ужас, когда обнаружила, что её бывший муж
ожил, а жених бесследно исчез. Не в силах вынести позора, женщина покончила с
собой. После всего этого Чжун Ли Цюань поджог свой дом и ушел, взяв с собой
только веер и священную книгу «Даоцзин».
В полном отчаянии Чжун
Ли встретил монаха, к которому обратился за советом, что ему теперь делать?
(Это был, конечно же, Ли Те Гуай). Монах пригласил его к себе, и они долго шли
вместе, пока не достигли жилища Наставника Восточного Китая. Старец (в которого
обратился монах), оказал Чжун Ли радушное гостеприимство и последний попросил
старца принять его к себе в ученики. С того дня на высокой Горе Трех Вершин он
начал свою практику самосовершенствования, став на путь постижения Дао.
В это время в том краю
был сильный голод, тысячами умирали люди. Здесь впервые Чжун Ли Цюань начал
применять на практике полученные знания. При помощи алхимии он превращал медь и
олово в серебро и золото и раздавал его людям, чтобы они могли купить себе еду.
Так он спас множество людей.
Однажды он сидел в
пещере глубоко задумавшись. Вдруг каменная стена с грохотом раскололась на две
половины, и из расщелины появилась нефритовая шкатулка, в которой лежали
таинственные наставления, как стать бессмертным. Он сделал все, как было
написано. Внезапно комната наполнилась разноцветными облаками, послышалась
прекрасная музыка, и небесный аист предложил Чжун Ли Цюаню отправиться вместе с
ним в страну бессмертия. С тех пор он сделался бессмертным, а его веер стал
обладать чудесной способностью возвращать к жизни умерших.
Итак: Даосский пантеон очень интересен тем, что
боги в нем не эгрегориальные структуры, а реальные исторические личности, т.е.
вознесенные маги.
Ба-сянь - восемь святых
даосского пантеона -
составляющие иероглифы: ба – «восемь», сянь – состоит из двух – «человек» и
«гора». Восемь бессмертных, в китайской даосской
мифологии популярнейшая группа героев. Восемь бессмертных часто изображаются на
картинах как в храмах, так и в общественных местах, ресторанах и трактирах,
часто пересекающими море на лодке. В нее входят:
Ли Тегуай, Чжунли
Цюань, Люй Дунбинь, Хань Сянцзы, Цао Гоцзю, Чжан Голао, Лань Цайхэ, Хэ Сяньгу.
Чжунли Цюань:
Изображается с оголенным животом и держащим в руке веер (опахало), который
возвращает к жизни умерших, является обладателем эликсира бессмертия. Ученик Ли
Тегуая, один из основателей алхимического искусства бессмертия. Покровитель
солдат. Был одним из способных полководцев. Однако Ли Тегуай, зная о
способностях и предназначении Чжунли Цюаня, подстроил ему поражение в важнейшем
сражении, с тем что бы он отказался от мирской славы ради обретения Дао. Так и
случилось. Он ушел от мира взяв с собой лишь свиток «Дао Дэ Цзин».
Чжунли Цюань является
одним из основателей даосской школы Цюаньчжэнь (Школа Совершенной Истины) . В
даосизме его звали также Чжэньян Цзуши, первый мастер Истинного Ян. Он также
назывался Мастером Облачногоо Зала.
Чжунли Цюань (по другой
версии, Хань Чжунли, так как он родился во время династии Хань, т. е. Ханьский
Чжунли, второе имя Юнь-фан - "облачный дом") происходил из-под
Сяньяна в провинции Шэньси. Предания о Чжунли сложились, видимо, к 10 в., хотя
рассказывается, что он сам относил своё рождение к эпохе Хань (во 2-3 вв.
н.э.). Согласно первым упоминаниям о нем (в "Сюан-хэ шу пу" -
"Перечне каллиграфических надписей годов Сюань-хэ"), он - блестящий
каллиграф эпохи Тан, у него высокий рост, курчавая борода (по другим
источникам, спадавшая ниже пупа), густые волосы на висках, непокрытая голова с
двумя пучками волос, татуированное тело, босые ноги.
По поздним преданиям,
Чжунли был послан ханьским императором во главе войска против тибетских племён.
Когда его воины вот-вот должны были победить, пролетавший над полем брани
бессмертный (по некоторым вариантам, Ли Те-гуай) решил наставить его на путь
Дао, подсказал неприятелю, как одержать победу над Чжунли. Войско Чжунли было разбито,
а сам он бежал в пустынные земли. В отчаянии он обратился за советом к
повстречавшемуся монаху, и тот отвёл его к Владыке Востока, покровителю всех
бессмертных мужского пола, который посоветовал Чжунли отказаться от помыслов о
карьере и отдать все силы постижению Дао.
Чжунли занялся алхимией
и научился превращать медь и олово в золото и серебро, их он раздавал беднякам
в голодные годы. Однажды перед ним раскололась каменная стена, и он увидел
нефритовую шкатулку - в ней оказались наставления о том, как стать бессмертным.
Он внял им, и к нему спустился журавль, сев на которого Чжунли улетел в страну
бессмертных. Чжунли изображается обычно с веером, способным оживлять мёртвых.
Чжунли был канонизирован при монгольской династии Юань, в 13-14 вв., что было
связано с его почитанием в качестве одного из патриархов некоторых популярных
даосских сект.
🌴 🌱 🌴
- «Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.1)
- «Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.2)
- «Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.3)
- «Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.4)
- «Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.5)
- «Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.6)
- «Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.7)
- «Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.8)