Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

«Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.6)


Хань Сян Цзы один из китайских «Восьми бессмертных (ба сянь)»
Хань Сянцзы:Известен как племянник учёного Хань Юя времён династии Тан. Покровитель музыкантов. Самый младший среди них. Изображается играющим на нефритовой флейте (свирели). Известен как использующий множество чудес, дабы повернуть головы людей в сторону постижения Дао. Учителем Хань Сянцзы был патриарх Люй Дунбинь.


«Восемь бессмертных святых (ба сянь)»
В основе образа Хань Сянцзы (Сяна) - реальная личность. Родился при династии Тан и был назван Цинфу (кит. 清夫, qīng fū). Он был племянником или внуком знаменитого государственного деятеля и поэта Хань Юя (768—824), являвший полную противоположность своему дяде, конфуцианцу-рационалисту, не верившему ни в буддийские, ни в даосские чудеса. Хань Сян оставил работу чиновника в правительстве и отправился искать истину в Дао. Его учителем был патриарх Люй Дунбинь.
В литературе упоминается случай, как Хань Юй увещевал Хань Сяна, чтобы тот оставил даосизм, а Хань Сянцзы хотел, наоборот, оставить официальную карьеру. На банкете Хань Сян продемонстрировал мощь дао, выпив огромное количество вина до конца и не пьянея.

Хань Сянцзы особо преуспел в изучении магических знаний. К тому же, он отличался веселым нравом, превращавшим его учение в определённое качество жизни.

Хань Сянцзы умел делать вино из воды и выращивать зимой цветы. Его изображают красивым юношей, играющим на волшебной флейте, от чего все вокруг расцветало. За эту красоту Хань Сянцзы ассоциировался с женщиной, и на изображениях ему придавались женские черты.
 
Хань Сян Цзы один из китайских «Восьми бессмертных (ба сянь)»
Все основные легенды о Хань Сяне и посвящены показу превосходства даосов над конфуцианцами. По одной из них, когда Хань Юй во время засухи безуспешно пытался вызвать по повелению государя дождь, Хань Сян, приняв облик даоса, вызвал дождь и снег, специально оставив усадьбу дяди без осадков. В другой раз на пиру у дяди Хань Сян наполнил таз землёй и вырастил на глазах у гостей два прекрасных цветка, среди которых проступали золотые иероглифы, образующие двустишье: "Облака на хребте Циньлин преградили путь, где же дом и семья? Снег замёл проход Ланьгуань, конь не идёт вперёд".
Смысл этих строк Хань Юй понял позже, когда за выступление против буддизма был отправлен в ссылку на юг. Добравшись до хребта Циньлин, он попал в пургу, а явившийся в облике даоса Хань Сян напомнил ему о пророческих стихах и всю ночь рассказывал о даосских таинствах, доказывая превосходство своего учения. На прощание Хань Сян подарил дяде фляжку из тыквы-горлинки с пилюлями от малярии и исчез навсегда. 


«Восемь бессмертных святых (ба сянь)»
Встреча в горах Циньлин стала популярной темой картин уже у сунских живописцев. Хань Сян изображался также с корзиной цветов в руках и почитался в качестве покровителя садовников. Легенды о Хане зафиксированы также у среднеазиатских дунган (Хан Щёнзы), где он выступает как маг и чародей.

Хань Сян Цзы один из китайских «Восьми бессмертных (ба сянь)»
Эти замечательные, мудрые цитаты (афоризмы) приписывают Хань Сянцзы:
  •  Не обращай внимания на то, как к тебе относятся люди — обращай внимание на то, как ты относишься к ним.
  • Иди против ветра... и пусть тебе плюют в спину!
  • Пока ты говоришь совсем не то, что думаешь, слушаешь совсем не то, во что веришь, и делаешь совсем не то, к чему расположен — то всё это время и живёшь совсем не ты.
  • Всё, что важно, не бывает срочно. Всё, что срочно — только суета.
  • Если ты думаешь, как все, ты уже ошибаешься. Все думают по-разному.
  • Человек сам решает, бесконечно мучить себя своей обидой, или сделать так, чтобы она растворилась с пользой.
  • Семья — не единственное место, где надо быть порядочным, но первое.
  • Смешон орущий в ярости, но страшен молчащий в обиде.
  • Хочешь навести порядок во всём мире, сначала приберись у себя дома.


🌴 🌱 🌴