Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Дервиши


Сегодня в разделе религиоведение, я хочу познакомить вас с дервишами.

Даже если вы никогда не были в Турции, хоть раз в жизни вы видели фото или видео мужчин в белых одеяниях и высоких шапках, словно в экстазе кружащихся в танце. Это дервиши - мусульманские монахи с чрезвычайно интересной историей жизни и ритуалов.

Дервиш – (перс., буквально – бедняк, нищий), мусульманский мистик, приверженец суфизма. Дервиши объединяются в общины и ордена – «братства» (известны с 11 в.). Ордена Дервишей имеют свои уставы, духовную иерархию, обители [ханака, завия, такийе (текке)], культ подвижников. Наиболее известны дервишеские ордена – кадирия, накшбандия, ясавия, мевлевия, бекташийя (бекташи), санусия.


Основу учения Дервишей составляет идея личного общения человека с богом путём мистического экстаза (от молчаливого созерцания и самоуглубления до общих молений вслух, сопровождаемых пением, музыкой, ритуальными танцами). Ордена Дервишей существуют в Пакистане, Индии, Индонезии, Иране, некоторых странах Африки. Точной статистики Дервишей нет.

Деятельность Дервишей запрещена в республиканской Турции с 1925г.

Дервиш, дарвиш (перс.-тур. "нищий", "бедняк"; араб. синоним — "факир") — в исламе — общий термин для обозначения члена мистического братства, синоним термина "суфий". Как термин, равнозначный арабскому "факир", дервиш (встречается у ал-Мустамли и ал-Худжвири) стал употребительным в персоязычной среде, видимо, с середины (но не позднее) 11 в. В этот период широко распространилась практика создания временных неформальных кружков суфиев во главе с учителем. В Иране, Средней Азии и Турции слово "дервиш" употреблялось также в более узком смысле — нищенствующий бродячий аскет-мистик, не имеющий личного имущества (до начала 16 в. — синоним термина "каландар").

Исходное значение термина "дервиш" — "нищий" — подчеркивает тот особый смысл, который придавался в суфизме учению о добровольной бедности и довольстве малым. Вне зависимости от учения, практики, ритуала и одежды братства, к которому принадлежали дервиш, они разделялись на две большие группы: бродячие, постоянно странствующие (включая членов братства каландарийа) и постоянно живущие в обители под руководством "святого старца" (шайх, пир). К последним примыкали ассоциированные члены (ремесленники, торговцы, чиновники разных рангов и т. п.), которые жили дома и занимались своими делами. Однако им вменялось в обязанность ежедневно отправлять особые молитвы братства и присутствовать на общем зикре в обители в твердо установленные дни недели или месяца, а также на религиозных празднествах.

То, что мы, как обыватели, называем танцем «кружащихся дервишей» имеет свое ритуальное название – «сема» или «мевлевийские радения». Участники – семазены – являются членами суфийского ордена мевлеви, который был основан в 13 веке поэтом – мистиком Джалаладдином Руми, больше известным как «Мевляна» (араб. «наш господин»). Этот духовный орден существует по сей день и не только в Турции, но и в Европе, например. Конечно, сейчас понятие «дервиш» лишь символическое и члены этого ордена не являются странствующими бедняками. Они живут обычной жизнью, часто имеют семью, работу и даже некоторое состояние. Ежегодно с 10 по 17 декабря эти люди приезжают на фестиваль Шеб-и-Аруз в Турцию, в город Конья, чтобы посетить Мавзолей, где похоронен Мевляна, и принять участие в семе.


Мавзолей Мевляна в Конье, Турция

Джелаладдин (Джелал ад-Дин) Руми родился в 1207 году в афганском городе Балх. Его отец был придворным ученым и проповедником — суфием. В жизни Руми было много скитаний по Малой Азии, которые в результате привели его в турецкий город Конья. Здесь и произошли все те события, которые увековечили его имя. Главное из них – встреча с дервишем Шемсом Тебризи. Руми в это время было уже 45 лет, он уже получил по наследству от своего отца звание шейха (руководитель ордена, духовный учитель), его почитали не только ученики, но и весь город, но…


Джелаладдин Руми и Шемс Тебризи

Встреча Руми с Шемсом в 1244 году стала основополагающей для них обоих – каждый стал для другого учеником и учителем. Они были неразлучны. Мюриды (послушники ордена) ненавидели Шемса за то, что их любимый учитель Руми все время проводил только с ним. Их зависть усугубило то, что Мевляна женил Шемса на одной из своих приемных дочерей, чтобы быть с ним еще ближе. Все это привело к тому, что в 1247 году мюриды, среди которых был сын Руми, убили Шемса Тебризи и бросили его тело в колодец рядом с домом Мевляны. А вот дальше начинается прямо-таки детективная история. Известно, что послушники рассказали Руми об убийстве Шемса и даже показали тот самый колодец, но он отказался поверить в это и, вместо того, чтобы извлечь тело любимого друга, отправился в Дамаск на его поиски. Руми провел там много месяцев, обходя дом за домом, мечеть за мечетью в поисках Шемса. Все эти физические поиски способствовали его духовным исканиям на пути к просветлению настолько, что исследователи заговорили о том, что Мевляна сам велел совершить убийство Шемса Тебризи. Впоследствии Руми вернулся в Конью, продолжил свой путь суфиста и скончался там же в 1273 году.


В Мавзолее покоится тело Мевляны и других членов ордена мевлеви

Это место является также музеем, где можно увидеть книги (в том числе самую известную книгу Мевляны «Месневи») и вещи дервишей. В кельях можно увидеть, как жили дервиши, как проводили свои ритуалы, главный из которых – сема. Считается, что создателем этого ритуала стал сам Мевляна. Однажды он шел по рынку и услышал стук молоточков. Этот ритм вверг его в экстаз и он начал кружиться, подняв руки к небу.


Ежегодно 17 декабря в городе Конья (Турция), где родился великий суфий Джалаладдин Руми, проходит Фестиваль Танцующих Дервишей.