Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Шёлковый путь Марии Каминской. Батик.


Каминская Мария Алексеевна Родилась в 1983 году в Ростове-на-Дону, закончила Южно-Российский Государственный Технический Университет по специальностям "дизайнер" и "переводчик с немецкого языка".


В 2001 году приняла участие в выставке "Молодые художники Дона" в Ростове-на-Дону, получила диплом 3-й степени. Занималась батиком с 2002 года. В 2006 переехала в Москву.


В декабре 2007 года состоялась первая персональная выставка "Шёлковый путь" в клубе "Свой Круг". C 2008 года является членом Творческого Союза Профессиональных Художников (ТСПХ). Принимала участие в юбилейной выставке товаров и ремёсел в Монако, а также в выставке "Золотой Глобус-2008" в "Крокус-Экспо".


Работает на заказ, создаёт шёлковые картины, платки, галстуки, зонты и другие аксессуары ручной работы.


Работы находятся в частных коллекциях городов России, а также Кишинёва, Тбилиси, Тель-Авива, Иерусалима, Мельбурна, Оттавы, Торонто, Лондона, Нью-Йорка и других.




Бугенвиллея - экзотическая красавица


Бугенвиллея (Bougainvillea) - род вечнозеленых растений семейства Никтагиновые (Ночецветные).Распространены в Южной Америке.Род назван в честь Луи Антуана де Бугенвиля (1729-1811),французского путешественника,руководителя первой французской кругосветной экспедиции,члена Парижской Академии наук.

Благодаря неприхотливости и пышному цветению, широко изпользуется в странах Средиземноморья как главный элемент озеленения домов и улиц. При хорошем уходе может цвести круглогодично. Цветовая гамма  разнообразна: от чисто белых и желтых до нежно-розовых, кремовых,  кирпичных, пурпурных и темно-лиловых.


Представители рода - вечнозеленые вьющиеся кустарники, иногда невысокие деревья. Растения в природе достигают высоты 5 м.Листья очерёдные, с цельными краями.Цветки мелкие, малозаметные, заключены в ярко окрашенные (обычно в пурпурный цвет) широкие прицветники, которые и определяют декоративную ценность представителей этого рода.Некоторые виды культивируют как комнатные или оранжерейные растения,это относится в первую очередь к бразильским видам: Бугенвиллея голая и Бугенвиллея замечательная. Растения легко размножаются черенками, быстро растут.





Искусство резьбы по дереву от Дэвида Эстерли / David Esterly


David Esterly (родился 10 мая 1944) - американский резчик по дереву и писатель, последователь натуралистического стиля британца Гринлинга Гиббонса.


 Существует легенда, что David Esterly как-то зашел в церковь и вдруг заметил необычный резной узор, который заставил его забыть обо всем на свете. Он узнал имя мастера, Grinling Gibbons, который создавал свои уникальные вещи еще в XVII веке. Дэвид был потрясен качеством резьбы и решил написать книгу о великом мастере прошлого, но однажды ему под руку попался небольшой кусок дерева и Дэвид попробовал резать сам. О чудо! Получилось лучше, чем он ожидал! David Esterly так увлекся, что книгу писал уже через несколько лет, сам будучи известным резчиком по дереву.


 В 1986-ом в Hampton Court Palace (это бывшая резиденция английских королей за городом) произошел пожар. Тогда именно Дэвида Эстерли пригласили для реставрации повреждений в нескольких метрах резьбы Гиббонса.





«Хэнё» — корейские охотницы за морскими гадами


На острове Чеджудо (Южная Корея) при музее женщин-ныряльщиц создана специальная школа, в которой можно бесплатно обучиться профессии ныряльщицы. Курс длится 4 месяца.
«В конце 20 века экспорт морской добычи процветал, и корейские русалки быстро разбогатели. Это позволило им сменить рыбацкие лачуги на комфортные дома, приобрести машины и отправить детей учиться в университеты».
Jane Rog рассказывает о загадочной южнокорейской профессии морской охотницы.


 Есть в Корее такая профессия — охотник за морскими гадами. Для страны, с трех сторон окруженной морем, ничего необычного. Любопытно другое — занимаются этим делом в основном женщины.

На юге Кореи существует целая каста профессиональных ныряльщиц, которых называют «хэнё» или женщины моря.


Это прибрежные скалы в Пусане. Отсюда хэнё, которую я встретила,
каждый день отправляется в море
Эти русалки преклонных годов в основном живут на острове Чеджу, но встретить их можно и на других островах, и в приморских городах материковой части Кореи.

Считается, что женщины ныряльщицы появились на южных островах примерно в 17 веке. Пока мужчины рыбачили в море на лодках, женщины ныряли недалеко от берега, добывая моллюсков и прочие съестные дары моря. Объяснение такому разделению труда я слышала примерно следующее: мужские тела хуже приспособлены для погружения. Мол женское тело более гибкое, и на нем больше подкожного жира, что позволяет сохранять тепло. Последнее соображение очевидно важно потому, что вода в корейских морях большую часть года очень холодная, а зимой просто ледяная.



Ныряльщица, которую я встретила, держит что-то вроде едальни
и предлагает отведать морских гадов прямо на берегу.
 Так или иначе, со временем на островах юга сложилась целая культура, в которой женщины играют ключевую роль. Именно они являются главой семьи, что немыслимо в рамках конфуцианской традиции. Во времена Чосон (до 1910 года) женщине отводилась скупая роль быть всегда «на шаг позади мужчины». Поэтому матриархат на островах не вызывал никакого энтузиазма у правительства, которое неоднократно пыталось запретить ныряльщиц.

Извести этих гордых женщин чиновникам не удалось. Зато время похоже скоро справится с этой задачей и многовековая культура хэнё станет воспоминанием.


Вот к примеру популярное лакомство - морской огурец, или голотурия.
У большинства ныряльщиц стаж длинною в жизнь. Ремесло передавалось по наследству от матери к дочери, и обучение начинали очень рано. Чтобы погружаться в местные неспокойные воды изрезанные опасными скалами и быстрыми течениями нужны особые знания, которые можно получить только от опытных предшественников.

Почтовые марки с невозможными фигурами


Представлены почтовые марки, в дизайне которых использованы невозможные фигуры.

Шведские марки с изображениями знаменитых фигур Оскара Реутерсварда,  выпущенные в 1982 году




Конверт первого дня (FDC)
с этими же марками представлен ниже


Невозможные фигуры Оскар Рутерсвард

Интерес к импоссибилизму как к направлению внезапно разгорелся в 1980 г. Новый термин в был введен в обращение Тедди Бруниусом, профессором искусствоведения Копенгагенского университета. Термин этот точно определяет то, что входит в это новое понятие: изображение предметов, которые кажутся реальными, но не могут существовать в физической реальности.
Если говорить о происхождении импоссибилизма, то можно назвать это все растущее движение ответвлением сюрреализма.

Основы импоссибилизма были заложены известными художниками. В изображениях монастыря, бельведера и водяной мельницы гениального голландца М.К. Эшера, относящихся примерно к 1960 г., уже проглядывают геометрически абсурдные черты. По его следам пошли итальянец Ф. Гриниана, японец М. Анно и испанец Х.М. Итуральде.

Однако, в уже упомянутом 1980 г. целая группа художников и теоретиков начала специализироваться в этом направлении. С помощью различных методов проекции и оптических средств они хотели вызвать ошеломляющий зрительный эффект. Поляк З. Кульпа создал свои абсурдные фигуры, экспериментируя с собственными и падающими тенями. Американец Р.Ш. Шепард рисовал слонов и бегемотов с парадоксальной структурой, а швейцарец С. Дель Прете составлял неправдоподобные человеческие фигуры. Голландский математик Б. Эрнст и бельгиец М. Хамакер построили систему деревянных макетов, которая под определенным углом зрения давала изображение трехмерного невозможного тела.

Знакомя читателя со своим собственным "производством" невозможных фигур, я должен сказать, что их тематика весьма ограничена. Все они без исключения представляют собой геометрические композиции, состоящие из простых основных форм с прямыми сторонами и прямоугольных соединений. Сферы и спирали в них не встречаются, также как и мотивы с волнистыми формами. С точки зрения искусства я – дитя пуризма 1920-х годов, то есть наиболее строго и аскетического ответвления кубизма.

Уже моя первая невозможная фигура определила этот чистый и простой тон. Она появилась случайно, когда я в 1934 г. в последнем классе гимназии на уроке "чиркал" в учебнике латинской грамматики, рисуя в нем геометрические фигуры. Это был псевдотреугольник, который у математиков называется треугольником Рутерсварда.




Трехбалочник Роджера Пенроза, 1958 г. Треугольная невозможная фигура, составленная из трех балок, нарисованных по правилам перспективы.




Оценивая свой вклад в импоссибилизм, сделанный тогда в классе, я бы сказал, что аплодировать нужно не созданию такой фигуры, а моей способности понять, что она парадоксальна и противоречит евклидовой геометрии. Однако я был учеником гуманитарной школы, где преподавали латынь и философию, а не физику и математику. (Сейчас я могу поблагодарить своего отца, так как именно ему я обязан способностью к наблюдению. Когда мы с сестрой были подростками, он обнаружил у нас склонность к рисованию и определил сначала к учителю рисования, который познакомил нас с приемами перспективы и проекции, а затем к замечательному педагогу, о котором я еще расскажу в дальнейшем.)

Итак, я понял, что произвел псевдогеметрическую фигуру с загадочными топологическими свойствами, и у меня зародился некоторый интерес к этому явлению. В своем дальнейшем "чирканье" я варьировал тему треугольника, которая через несколько лет развилась в невозможные соединения из четырех (или большего количества) балок.

Друзья и близкие знакомые не обратили внимания на мои открытия. В то время "невозможные" явления в искусстве не вызывали интереса, который впервые возник через двадцать лет.

Публикация книги о моих "невозможных фигурах" в вашей огромной, лежащей к востоку от нас стране, вызывает во мне особое чувство благодарности. К тому есть безусловные причины. Обе движущие силы создания этих фигур – одна из них эмоциональная, другая – техническая, пришли ко мне с Востока. Мое тяготение к парадоксальному я унаследовал от бабушки с отцовской стороны, родившейся и выросшей в Петербурге. Ее мягкий юмор был исполнен пристрастия к противоречивому и абсурдному, отличавшему русский поэтический мир. Эту эксцентричность она принесла с собой в Швецию и передала членам всей нашей семьи.

Другим источником моего вдохновения был профессор Петербургской Академии художеств Михаил Кац, в классе которого мы с сестрой в 1930 г. обучались искусству изображения человеческого тела. Он открыл мастерскую в Стокгольме, где, кроме всего прочего, работал на монументальными гранитными скульптурами для площадей и парков шведской столицы. В течение двух семестров этот педагог, который своим голосом соблазнителя и пронизывающим взглядом был похож на Распутина, почти гипнотизируя, с неумолимой строгостью обучал нас способам и приемам изображения, постигнутым им в Академии художеств.

Обучение этим приемам происходило в три этапа. Первый заключался в том, чтобы после долгого наблюдения живой модели ее силуэт остался в зрительной памяти. Затем надо было закрыть глаза и "загипнотизировать" внутреннюю сторону век так, чтобы это изображение на них спроектировалось. На следующем этапе силуэт заучивался, потом сначала "гипнотизировались" веки, а затем ватман, на который силуэт проектировался. На третьем этапе силуэт заучивался, ватман "гипнотизировался" и модель зарисовывалась.

После некоторого времени обучения на этом курсе мы с сестрой так натренировались в искусстве накапливать и проектировать зрительные впечатления, что по возвращении домой очень скоро научились зарисовывать все наши наблюдения методом, вколоченным нам Кацем, который вскоре стал профессором в Софийской Академии художеств. Уроки Каца принесли мне неоценимую пользу. Я могу утверждать, что большая часть моих невозможных фигур до того, как попадет на ватман, проектируется на внутреннюю сторону век.

Мой интерес к созиданию, несколько лет слабо тлевший, разгорелся вдруг. Мне прислали вырезку из Британского журнала по психологии со статьей, которая наконец давала профессиональную информацию о принадлежности моих конструкций к миру математики и о возможности дать им определение. Статья была написана Роджером Пенрозом, профессором математики в Оксфорде, и опубликованная в ней "невозможная фигура" впервые в истории рассматривалась с научной точки зрения. Эта фигура была представлена под названием tribar (трехбалочник) и состояла из трех балок, образующих псевдотреугольник. Публикуя эту конструкцию, Пенроз хотел продемонстрировать психологам "новый вид оптической иллюзии", то есть фигуру, состоящую из трех приемлемых частей, которая с помощью неприемлемых соединений этих частей создает иллюзию с математической точки зрения невозможной структуры.

Когда мой взгляд впервые упал на этот трехбалочник, я был потрясен. Мне казалось, что я вижу свой собственный псевдотреугольник. При более внимательном рассмотрении я заметил, что это не так. В фигуре Пенроза три балки нарисованы по правилам перспективы, а затем насильно соединены в псевдореалистическую фигуру с ложно показанными дистанционными отношениями. Мой невозможный треугольник и все мои другие фигуры, напротив, принадлежали к свободным формам изометрической системы и избежали всех деспотических требований перспективы.

Эта статья в журнале оказала на меня невероятно стимулирующее действие. Теперь я знал, какой вид визуальных приманок я в течение двадцати пяти лет пытался открыть. Это был определенный вид математических парадоксов, состоящих из регулярных деталей, соединенных в нерегулярных комплекс. Таким образом проснулось желание изобретать, которое уже больше никогда не угасало. Я превратился в непрерывно действующую машину по производству невозможного, которая в дальнейшем изготовляла около ста импоссибилических вариантов в год.

Не всякий кретин — кретин


Кто такой кретин, вроде бы известно всякому — человек с ослабленными умственными возможностями. Однако этимология этого слова довольно любопытна. Послушаем для начала, как Иван  Алексеевич  Бунин описывал свою первую встречу с кретином:
«Моя писательская жизнь началась довольно странно — в тот бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда я, мальчик лет восьми, вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинить что-то вроде стихов или сказки, будучи внезапно поражен тем, на что случайно наткнулся в какой-то книжке с картинками. Я увидел в ней картинку, изображавшую какие-то дикие горы, белый холст водопада и какого-то приземистого толстого мужика, карлика с бабьим лицом, с раздутым горлом, то есть с зобом, стоявшего под водопадом, с длинной палкой в руке, в небольшой шляпке, похожей на женскую, с торчащим сбоку птичьим пером, а под картинкой прочел подпись, поразившую меня своим последним словом, тогда еще, к счастью, неизвестным мне: 
«Встреча в горах с кретином».
Не будь этого необыкновенного слова, карлик с зобом, с бабьим лицом и в шляпке вроде женской показался бы мне, наверное, только очень противным, и больше ничего. Но кретин! В этом слове мне почудилось что-то страшное, загадочное, даже как будто волшебное! И вот охватило меня вдруг поэтическим волнением».
Согласитесь, Бунин рисует нам очень непривычный образ кретина: карлик с зобом, в необычной одежде да еще в горах… А объясняется это довольно просто.

Кто изобрёл собаку? Из истории @


Его обычно называют собакой,  в Италии – улиткой, в Нидерландах - обезьяньим хвостом, а в Казахстане придумали поэтичное название - ухо Луны.

Благодаря электронной почте и Твиттеру символ @ обрёл в наши дни такую популярность, что включён в коллекцию нью-йоркского Музея современного искусства как образец «элегантности, экономичности, интеллектуальной прозрачности и индикатор возможных направлений будущего, интегрированных в современное искусство».

Несмотря на то что знак тесно связан с современными информационными технологиями, корни его истории теряются где-то в глубине веков. Никто не знает наверняка, кто и когда изобрёл @, но существует несколько гипотез его происхождения. По одной из теорий средневековым монахам было лень писать часто повторяющийся в латинском языке предлог ad, посему они его сократили и украсили длинным хвостиком. Возможно, всё дело в стремлении писать быстрее, благодаря которому люди давно используют элементы техники неразрывного письма.

Логично предположить, что предок @ – обычная буква «а» диакритическим знаком (т. е. «а»), используемая в различных языках.

В 2000 году казалось, что истоки @ найдены. Профессор Римского университета Ла Сапиенца Джорджо Стабиле обнаружил письмо флорентийского купца Франческо Лапи, датированное 1536 годом. Купец обозначал символом глиняные амфоры с вином, из чего профессор сделал вывод, что @ – сокращённое обозначение единицы объёма стандартной амфоры, равной в Древнем Риме 26,03 л.

Но итальянцы недолго держали пальму первенства. Уже в 2009 году испанский историк Хорхе Романсе обнаружил символ @ в арагонской рукописи 1448 года. Оказывается, испанцы, французы и португальцы издавна обозначали знаком традиционную меру веса арробу, равную 11,502 кг.

Встречается @ и в русской письменности. В частности, похожим на него символом на заглавном листе Судебника Ивана Грозного, датированного 1550 годом, обозначена буква «аз».

В европейской коммерции, давшей название символу в английском языке (коммерческое at), @ использовали в качестве множителя цены. Например, писали в перечне товаров:

7 widgets @ $2 each = $14,

что означало 7 предметов по 2 доллара каждый, итого 14 долларов.

С появлением пишущих машинок символ незаслуженно «обидели». На клавиатуре первых машинок в середине XVIII века его не было. Не вспомнили об @  и во время подсчёта данных переписи населения США в 1890 году, когда впервые применили перфокарты.