![]() |
Портрет,
полученный в результате работы Шарлье и Фроша с черепом.
CGTN
/ National Geographic
|
Французские исследователи сообщили,
что восстановили внешний облик женщины, чей череп хранится в соборе
города Сент-Максимен-ла-Сент-Бом и почитается верующими как
принадлежащий Марии Магдалине. Прежде, чем рассказать о результатах их
работы, стоит обсудить, как оказался этот череп в Провансе и насколько
можно верить, что он действительно принадлежит евангельской героине.
Канонические евангелия сообщают о Марии Магдалине немногое. Иисус излечил ее, изгнав из нее семь бесов, после чего она присоединилась к общине учеников Иисуса. Мария Магдалина присутствовала при казни и погребении Иисуса, вместе с другими женами-мироносицами была извещена ангелом об его воскресении. Затем, первой из людей, она встретила воскресшего Иисуса Христа и сообщила об этом апостолам.
Остальные подробности уже относятся к церковному преданию. Оттуда мы узнаем, что Мария Магдалина, совместно с другими апостолами проповедовала новую веру. Согласно византийским версиям ее жития, Мария Магдалина посетила Рим, после чего направилась в Эфес, где помогала в распространении христианства Иоанну Богослову. В Эфесе она умерла, а в X веке, в годы правления императора Льва VI, ее мощи были перенесены из Эфеса в константинопольский монастырь святого Лазаря.
В «Четьях-Минеях» Дмитрия Ростовского говорится также, что, по утверждению римско-католической церкви, «мощи святой равноапостольной Марии Магдалины, за исключением ее главы, покоятся в Риме, около Латеранского дворца римских пап в главном храме святого Иоанна Латеранского, под алтарем, который папа Гонорий III, сам похоронивший ее там мощи, освятил в честь святой равноапостольной Марии Магдалины». Однако предания западной церкви не содержат сведений о ее погребении в Латеранской базилике.
Зато в них есть многое другое. Западные христиане рано начали смешивать двух евангельских Мария: Марию Магдалину и Марию – сестру Марфы и Лазаря, принимавшую Иисуса Христа в Вифании. Также Марией Магдалиной стали считать еще одну героиню евангельских сказаний – упомянутую евангелистами, но не названную по имени грешницу, которая в доме Симона возлила на голову Иисуса миро, омыла ему ноги своими слезами и отерла своими волосами*. Впервые Мария Магдалина отождествляется с Марией – сестрой Марфы в трудах мученика Ипполита Римского (около 170 – около 235 года). А окончательно тождество всех трех женщин подтвердил папа Григорий I в 591 году: «Та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку».
После этого смешения Мария Магдалина впервые предстает как кающаяся грешница. Немного позже этот мотив значительно усилится после того, как Марию Магдалину начнут отождествлять еще с одной Марией – святой V века Марией Египетской, блудницей, которая провела более сорока лет в покаянии в пустыне. В житиях Марии Магдалины появляются детали из жития Марии Египетской: волосы, заменившие истлевшую за годы одежду, ангелы, регулярно поднимающие Марию на небо, где она может услышать ангельское пение, последнее причастие, полученное от случайно встреченного священника и так далее. Именно влияние Марии Египетской вызвало частый в европейской живописи сюжет с кающейся Марией Магдалиной. Широко распространилась такая версия биографии Марии Магдалины в католических странах благодаря книге Иакова Воранинского «Золотая легенда» (XIII век), пользовавшийся в средневековой Европе.
Появилось в католичестве и еще одна легенда о Марии Магдалине. Согласно ей, Магдалина вместе с Лазарем и Марфой (тут они предстают как ее брат и сестра), а также со святыми Максимином, Кидонием и Мартеллом отправляется в Галлию и прибывают в город Массилия (Марсель) или в устье Роны, где сейчас находится город Сент-Мари-де-ла-Мер. Там она уединяется для многолетнего покаяния (влияние жития Марии Египетской) и после этого умирает.