Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Артемизия Джентилески: художница эпохи барокко, которая привела женщин к власти

"Автопортрет в образе лютнистки" (Self-Portrait as a Lute Player)

На изображении фрагмент картины "Автопортрет в образе лютнистки" (Self-Portrait as a Lute Player) итальянской художницы Артемизии Джентилески.


Артемизия Джентилески (1597 – 1652) – тосканская (итальянская) художница, дочь и ученица Орацио Джентилески, родилась в Риме. Вначале своей биографии Артемизия Джентилески обучалась живописи у отца, затем Агостино Тасси. Он был коллегой ее отца, которого позже осудили за изнасилование еще подростка Артемизии в 1612 году.

Через несколько лет она была изображена как проститутка, жертва феминизма, героиня, а также независимая женщина своего периода. Ее жизнь была описана в нескольких новеллах, пьесах. В чисто художественных терминах, биография Джентилески стала известна благодаря ее энергичному исполнению, восхитительному использованию светотени в стиле Караваджо. На протяжении своей жизни Артемизия достигла и успеха, и славы.

В 1616 году она стала первой женщиной, вошедшей в состав Академии живописного искусства во Флоренции. Примерно в 1638 году Артемизия посетила Англию, где она считалась великой портретисткой. Среди картин Джентилески наиболее известны «Judith and Holofernes» (Уффици), «Mary Magdalen» (Флоренция), «Christ among the Doctors» (Нью-Йорк), автопортрет (Хэмптон-Корт, Англия).


Артемизия Джентилески прославилась дважды при жизни. Первый раз – мимолетной и скандальной славой, поскольку она стала главной героиней нашумевшего судебного процесса по обвинению её учителя живописи Агостино Тасси в изнасиловании. Второй раз – более продолжительной и позитивной: её признали одной из величайших художниц своего времени. Однако на протяжении веков первая слава неизменно затмевала вторую.

В 1610 году, когда ей было 17 лет, Артемизия Джентилески написала картину, которая стала одной из ее самых известных работ: ее версия «Сусанны и старцев», библейской сцены, в которой двое мужчин застают Сусанну во время купания и угрожают обвинить ее в прелюбодеянии, если она не переспит с ними.

Сусана и старики

Сусана и старики


Выражение лица и язык тела Сусаны на ее картине не оставляют места для сомнений: в отличие от других версий сцены, где молодая женщина кажется лишь немного раздраженной или даже удивленной и с кокетливой полуулыбкой, здесь можно ясно прочитать крайний дискомфорт, отвращение и страх.

Техническое совершенство картины вызвало долгие сомнения в авторстве Артемизии: подобное не могла написать семнадцатилетняя девушка; это, несомненно, работа её отца, художника Орацио Джентилески. Или, возможно, она написала её сама, но позже. Экспертное мнение давно утвердилось: это была Артемизия, и случилось это в 1610 году.

Артемизия Джентилески: Автопортрет

Артемизия Джентилески: Автопортрет


Это важно не только для того, чтобы признать ее ценность как художницы (в чем она не была лишена и при жизни, и в последующие столетия), но и для того, чтобы развенчать одно из наиболее распространенных о ней мнений: что ее картины, на которых женщины из различных библейских и мифологических сцен предстают в позе, отличной от обычной для живописных изображений, были своего рода местью.

Ведь, хотя художница прожила 55 лет, всё всегда связано с одним моментом её жизни: изнасилованием. Но это произошло в 1611 году, через год после написания картины «Сусанна». Оказывается, Артемизии не нужно было переживать эту травму, чтобы представить иное видение женщин, чем у других художников.

Клеопатра

Клеопатра


🔷 Опасность деталей

Причина такого толкования почти всегда чисто случайна. О жизни Артемизии известно лишь по громким заголовкам: она была дочерью художника, который разглядел её талант и разрешил ей брать уроки живописи.

Она жила в основном между Римом, Флоренцией и Неаполем; при жизни она стала знаменитой и почитаемой художницей; она была подругой Галилея; ее муж имел склонность влезать в долги; у нее было несколько детей и несколько романтических связей, и она была первой женщиной, принятой в Академию изящных искусств во Флоренции.

Артемизия Джентилески: Аллегория живописи. Автопортрет.

Артемизия Джентилески: Аллегория живописи. Автопортрет.


Однако об изнасиловании известно меньше всего, поскольку сохранились полные протоколы суда, на котором Джентилески предстала перед своим насильником (кстати, его преступление заключалось не столько в сексуальном насилии, сколько в том, что он не женился на ней после того, как лишил ее девственности): есть ее заявление и описание нападения, его защита (который зашел так далеко, что обвинил ее в сексуальных отношениях с собственным отцом), то, как Артемизия не изменила своих показаний даже под пытками.

В конце концов, она выиграла процесс (точнее, Орацио Джентилески, подавший жалобу), но Тасси, имевший очень хорошие связи, сумел смягчить приговор практически до нуля. Репутация Артемизии, напротив, была серьёзно подорвана после громкого судебного процесса, что стало одной из причин её переезда во Флоренцию.

Несколько лет спустя она написала одну из своих самых известных работ – «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» , где сильная и решительная Юдифь с помощью своей служанки усмиряет и обезглавливает Олоферна. Откуда взялись эти явно неженственные фигуры? Женщины, которые не слабы, не робки, не грациозны и не кокетливы? Искусствоведы последующих веков, когда они действительно изучали её творчество, а не просто игнорировали его, всегда ясно давали понять: это была месть .

Артемизия Джентилески: «Джудит обезглавливает Олоферна»

Артемизия Джентилески: «Джудит обезглавливает Олоферна»


🔷 Искусство без биографии

Что бы писала Артемизия Джентилески, если бы её пути не пересеклись с Агостино Тасси? Или, почти то же самое, как были бы интерпретированы её картины, изображающие влиятельных женщин, если бы не были обнародованы эти протоколы судебных заседаний? Очевидно, что отчасти очарование художницы связано с историей, окружавшей её, но искусствоведы сходятся во мнении, что это необязательно: её картины существуют сами по себе.

Это знали и при ее жизни, когда ее уже называли «вундеркиндом живописи, которому легче завидовать, чем подражать», но впоследствии ее существование и художественные достоинства были похоронены на века, а многие недоброжелатели утверждали, что ее слава была связана именно с историей об изнасиловании.

Артемизия Джентилески: «Лукреция»

Артемизия Джентилески: «Лукреция»


Её вновь открыли во второй половине XX века, всё ещё связанную с живописью и травмой, и превратили в героиню сенсационных и зачастую спорных произведений. В 1990-х годах фильм «Артемизия» вызвал бурную полемику, поскольку всё это было представлено как история любви: под пытками она отказалась признаться в изнасиловании, а он, не в силах видеть её страдания, признался в преступлении, которого, согласно фильму, не совершал (в реальности всё было наоборот).

Лишь в последние годы начали высказываться мысли о том, что, возможно, не стоит рассматривать всё через призму одной биографии и уж точно стараться не связывать искусство и гениальность с травмой: если Артемизия стала великой художницей, то вопреки своей сложной жизни, а не благодаря ей. В случаях несчастливой жизни, проблем с психическим здоровьем (Ван Гог!) или зависимостей (Хемингуэй!) искусство часто оказывается в последнюю очередь. Хотя нам, возможно, и хотелось бы думать иначе.




Источник:

«Artemisia Gentileschi: la pintora barroca que llevó a las mujeres al poder»