Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов

Когда карта мира была сплошь усеяна белыми пятнами, а любая информация, пришедшая из далёких земель, была искажена посредством «испорченного телефона», художникам приходилось выкручиваться, используя на полную мощность фантазию и талант.


На самом деле, слоны в Римской империи не были диковинкой – их привозили в столицу и, вероятно, даже в отдалённые провинции, но после раскола и распада империи о слонах забыли и их облик пришлось конструировать заново – не с натуры, а со слов путешественников и со страниц древних манускриптов. Ситуация, как в детской дразнилке из недавнего прошлого, только вместо «купи слона» к иллюстраторам приставали с задачей «нарисуй слона».

Перед вами коллекция изображений, собранная немецким художником и культурологом Ули Вестфалем. Исследователь обработал внушительный объём рукописей от древности, через Средневековье, до Нового времени, преобразовал исходные изображения, чтобы создать этакое слоновье древо, посмотреть которое целиком можно на авторском сайте. В своих экспериментальных и разноплановых работах Вестфаль ставит задачей обращать внимание на то, как неправильные представления и идеологии формируют наш взгляд на природу и окружающий мир.

Забавно наблюдать, как неизвестных слонов пытаются породить с помощью «пришивания» оленю подобия хобота, покрывают слоновью шкуру яблоками, больше свойственными лошадям, «забывают» про бивни и сокращают хобот, делая несчастное животное похожим на тапира, и так далее. С другой стороны – на некоторые создания и без слёз не взглянешь. Самое же интересное заключается в том, что когда одни художники ещё изображают нечто непотребное, другие уже давно выходят на вполне достоверный уровень. Франсиско Гойя создал знаменитый офорт под говорящим названием «Сон разума рождает чудовищ», и неслучайно Ули Вестфаль акцентирует внимание на том, что его проект больше чем просто забавный бестиарий – сказка ложь, да в ней намёк – это пусть и фривольное, но предостережение, говорящее зрителю об опасности чрезмерной доверчивости «на слово» и угрозе связанных с этим манипуляций, что может привести к глобальным и не предсказуемым последствиям.


Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов

Слоны на страницах древних манускриптов