Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Кем были загадочные урартские боги?

Бронзовая статуя Ламы

Бронзовая статуя Ламы, Ламмы или Ламассу, ассирийского
божества-защитника, ставшего одним из урартских богов.


Одно из самых загадочных образований древней истории, Урарту пришло к власти в 9 веке до нашей эры, распространив свое влияние вокруг знаменитого озера Ван на территории современной Турции. С самого начала Урарту было могущественным соперником своего соседа, Ассирийской империи. Ассирийские надписи рассказывают нам многое о древнем народе и культуре Урарту. Могущество царства ослабло в VI веке до нашей эры, прежде чем оно было побеждено расширяющимся иранским племенем мидийцев. Сегодня царство Урарту связано с самобытностью народа Армении и играет важную роль в национализме этой страны. Однако в современной историографии Урарту продолжает оставаться предметом многочисленных исследований. Одна тема, которая все еще требует тщательного изучения, — это пантеон этого древнего королевства. Кем были загадочные урартские боги?


Царство Урарту, 9-6 века до н.э.

Царство Урарту, 9-6 века до н.э.


🌿 Самые ранние значительные упоминания
об урартских богах

Урартское царство состояло из этнически и лингвистически разнообразного населения, состоящего из множества разнообразных племен, населявших Анатолию , Кавказ и северо-западный Иран. Впервые об Урарту мы узнаем в середине 1200-х годов до нашей эры из надписей, оставленных ассирийским правителем Салманасаром I. Там «Уруартри» упоминается как одно из небольших царств Армянского нагорья, подвергавшееся неоднократным нападениям со стороны могущественной Неоассирийской империи . Следующее значимое упоминание датируется IX веком до нашей эры, когда Урарту выступил мощным северным соперником ассирийцев. К тому времени первый известный царь Урарту Араме успешно объединил небольшие горные королевства в мощное образование.

Впервые значительное упоминание о урартском пантеоне мы находим во времена четвертого царя царства: Ишпуини (Ишпуини). Этот правитель правил примерно с 828 по 810 год до нашей эры и был известен завоеванием земель соседних маннеев, захватив их столицу Мушасир. Затем он сделал этот город религиозной столицей Урартского царства, постепенно превратив его в их самый святой город. В новом городе был построен обширный храм, посвященный одному из трех верховных урартских божеств Халди.

Древнее изображение урартского бога Халди

Древнее изображение урартского бога Халди


🌿 Урартский бог №1: Халди
от безвестности к главному божеству

Современные ученые сходятся во мнении, что Халди (Халди) не был местным урартским богом, а скорее был принят во время правления царя Ишпуини и занял главное положение в пантеоне. Источники утверждают, что это было менее известное, малоизвестное аккадское божество, которому поклонялись в городе Мусасир, и которое было не очень хорошо известно урартам, когда они завоевали город. Предполагается, что выбор Халди в качестве нового главного урартского божества и защитника его династии был сделан с намерением объединить различные племена под властью Урарта и тем самым создать новую коллективную идентичность.

То немногое, что мы знаем о Халди, говорит нам о том, что изначально это было аккадское божество, а его природу можно сравнить с греческим богом солнца Гелиосом . В целом Халди был вседающим богом, но в основном связанным с войной и победой. Урартские цари молились Халди, чтобы добиться успеха в битве.

Халди изображался как могущественный человек, стоящий на вершине льва, часто крылатого. Его храмы, самый большой из которых находился в Мусасире, часто называли «домами оружия», поскольку они были украшены луками, копьями, мечами, топорами и щитами.

Современные учёные связывают имя «Халди» с хурритским словом «Халди», что означает «высокий». Хурритский — вымерший хурро-урартский язык, на котором говорили древние хурриты (хурриты). Это еще один пример, подтверждающий идею о том, что большая часть урартского пантеона не была местной, а заимствована из хурритского, хеттского, аккадского, лувийского и других соседних культурных пантеонов.

Халди - наиболее широко упоминаемый урартский бог во всех археологических находках, связанных с Урарту. Древние урартские цари воздвигали каменные стелы в честь Халди, записывая на них свои победы.

В некоторых надписях жена Халди упоминается как Багмашту, малоизвестное божество. Однако чаще всего его женой является богиня Арубани.

Бронзовая фигура урартской богини Арубани, датируемая 860-590 гг. до н.э.

Бронзовая фигура урартской богини
Арубани, датируемая 860-590 гг. до н.э.


🌿 Урартский Бог №2: Арубани

Будучи женой верховного бога Халди, Арубани является относительно малоизвестной урартской богиней плодородия и искусства. Некоторые утверждают, что поэтому она была богом-покровителем художников. Она изображена в виде сидящей женщины с поднятыми в даятельном выражении руками, одной рукой сжимающей ветку, символ плодородия. Некоторые предполагают, что она была ранней, протоверсией более поздней армянской богини Анаит. Как и Арубани, Анаит была богиней плодородия, исцеления, мудрости и воды.

Имя Арубани по-разному упоминается как Варубани или Уарубани, хотя некоторые ассирийские тексты любопытным образом связывают ее с богиней Багмашту. Религиозный центр Мусасир, дом главного божества Халди (Халди), был также центром поклонения Арубани, его супруги.

Урартский бог Тейшеба

Урартский бог Тейшеба


🌿 Урартский бог №3: Тейшеба

Известный также как Теиспа, Тейшеба был важным урартским богом. Божество, связанное с погодой, он был богом бури , связанным с громом и дождем, а иногда даже с войной. Некоторые источники утверждают, что Тейшеба был третьим из трех самых важных урартских богов. Вполне вероятно, что это божество похоже, если не то же самое, на ассирийского бога дождя Адада и, скорее всего, на хурритского бога бури и дождя Тешуба, имя которого весьма похоже.

Урарты воздвигли город Тейшебаини (известный ныне как Камир Блур) в честь Тейшебы. Город был расположен в Араратской долине, а его зарождение относится к 7 веку до нашей эры. Первые раскопки на этом месте начались в 1939 году под руководством советского археолога Бориса Пиотровского, и в ходе раскопок было обнаружено множество храмовых комплексов, посвященных этому богу, а также статуэтки и надписи, носящие его имя. Тейшеба изображался в виде человека в шлеме с бычьими рогами, держащего в одной руке дискообразную булаву, а в другой — боевой топор. Это были символы, связанные с его первостихиями: войной и громом.

Жена урартского бога Тейшебы была известна как Хуба и связана с хурритской богиней Хебат. Последняя была богиней-матерью «всего живого», и вполне вероятно, что Хуба играла аналогичную роль. Однако за века сохранилось не так много информации о загадочном божестве Хуба.

Бог Урарту Шиуини или Шивини

Бог Урарту Шиуини или Шивини


🌿 Урартский бог №4: Шюини

Более известный как Шивини, Шиуини был еще одним главным урартским божеством, солнечным богом и третьим божеством центральной урартской троицы, наряду с Халди и Тейшебой. Сюини обычно изображался в виде молодого человека с длинными волосами, стоящего на коленях на одной ноге и держащего над головой солнечный диск. Некоторые ученые связывают его с хурритским божеством Шимиги, которое обладало теми же чертами. Другие утверждают, что Шюини был урартским аналогом ассирийского бога солнца Шамаша , который также был богом справедливости и мудрости. О загадочном Шюини больше ничего не известно.

Вавилонское лунное божество Син

Считается, что Селарди или Меларди произошли от вавилонского лунного божества Сина, представленного на обоих изображениях в виде полумесяца.


🌿 Урартский Бог №5: Селарди

Это загадочное божество засвидетельствовано лишь частично, но, несомненно, имело большое значение для урартов. Есть свидетельства того, что его имя могло быть Меларди и что это было лунное божество. Мнения ученых относительно того, был ли это бог мужского или женского пола, разделились, но в любом случае изучению этого божества было уделено значительное внимание. Некоторые предполагают, что имя Селарди представляет собой смесь слов «Сиела», что означает «женщина», «сестра», и «Арди», что означает «бог солнца». Это могло указывать на то, что Селарди была богиней, «сестрой бога Солнца». На древнем Ближнем Востоке Луну считали сестрой Солнца.

Некоторые ученые предполагают, что Селарди был урартской версией вавилонского лунного божества Сина.

🔵 Введение в царство Урарту
(Древняя Армения/Восточная Анатолия)



Однако есть и другие, которые предполагают, что настоящее имя этого божества было Меларди. С этой целью они связали это имя с именем Мелартуа, урартского принца и сына легендарного царя Русы I. Оба имени, вероятно, происходят от слова «мегард», что означает «луна».

Бронзовая фигурка крылатой урартской богини Тушпуэа.

Бронзовая фигурка крылатой урартской богини Тушпуэа


🌿 Урартские боги в религиозных практиках

На протяжении десятилетий, по мере того как современные археологи изучали Урарту посредством своих раскопок, открывалось все больше и больше деталей, касающихся урартского пантеона. Однако многое из этого пока лишь поверхностно, и, кроме некоторых разрозненных имен и подробностей, об этих богах и богинях известно немногое. Некоторые из этих имен — Сарис, возможная урартская версия богини Иштар ; бог земли Кеура; Шебиту, таинственное божество, чьим слугой утверждал король Руса III; и другие.

Но изучая другие аспекты культуры Урарту в целом, мы можем увидеть пантеон и религию, отраженные во многих других аспектах урартской жизни. Конечно, для урартских царей и вождей религия была важным инструментом, который позволял им объединить множество племен, находящихся под их властью, и, в некотором смысле, централизовать свое правительство.

Члены королевской семьи Урарту были похоронены в роскошных и больших гробницах, часто высеченных в скалах и пещеристых, расположенных на скалистых мысах. Ярким примером является царский некрополь в столице Тушпе (позже известной как Ван), где имеется множество помещений, идеально вырезанных в самой горе. На вершине этой горы располагался город -цитадель Ван .

Строительство этих роскошных и богатых гробниц, безусловно, потребовало больших усилий, и большинство из них имеют одну, две или три камеры. К сожалению, большинство этих гробниц были разграблены еще в древности, хотя они были запечатаны огромными каменными плитами. Но то немногое, что в них осталось, свидетельствует о глубоком почитании урартских богов.

Кроме того, сохранившиеся гробницы во многом отражают религиозные верования урартов. Их похоронили в каменных саркофагах вместе с изысканным погребальным инвентарем, включая оружие, щиты, сосуды и мебель. Это указывает на то, что они тоже верили в загробную жизнь, которая, возможно, была связана с одним из их главных божеств.

Урартский котел в Музее анатолийских цивилизаций, Анкара, Турция

Урартский котел
в Музее анатолийских цивилизаций, Анкара, Турция


🌿 Урартские боги требовали жертвоприношений

Загадочные боги урартов были представлены в изысканном религиозном искусстве. Они могли служить объектами поклонения в храмах, личными подношениями или защитными амулетами и безделушками. Богами, изображаемыми чаще всего в виде бронзовых фигур, были Халди, Шивини и Тейшеба, три главных бога. Сегодня эти бронзовые фигуры представляют собой прекрасное представление о физическом облике богов, какими их представляли урарты.

Есть также фигурки из костей животных, в основном богинь, которые остались неопознанными. Другие представленные существа имеют гибридную форму человека-скорпиона, человека-птицы или человека-рыбы. Были ли это демоны, мифические существа или боги, остается неизвестным. Этих гибридов часто рисовали на стенах кладовых и других предметах, что могло указывать на то, что они были своего рода духами-покровителями.

Как и во многих древних религиях, жертвоприношения были важным аспектом повседневной религиозной жизни Урарта. Урарты приносили в жертву не только щедрые предметы, но и животных, таких как козы, коровы, овцы, быки и другие. Главный бог Халди, например, получал в дар оружие, поскольку считался богом войны.

Одна уникальная древняя ассирийская надпись, сделанная во времена Саргона II (700-е годы до н.э.), рассказывает нам об огромной массе оружия, хранившейся в храме Халди в городе Мушасир. В надписи говорится, что в храме находилось:

«25 212 бронзовых щитов, 1 514 бронзовых копий и 305 412 мечей [...] Один большой меч, оружие, которое он носил на поясе, из золота; 96 серебряных копий, серебряных луков и серебряных копий, инкрустированных золотом и оправленных; 12 тяжелых щитов, 33 серебряные колесницы.»
Другие жертвоприношения и подношения совершались с использованием огромных бронзовых котлов, которых было найдено множество. В этих роскошных бронзовых сосудах, вероятно, хранилось большое количество вина, меда или других важных напитков, которые преподносились в качестве подношения для умилостивления богов.

🌿 Еще многое предстоит открыть

Хотя культура и цивилизация, существовавшие на Урарту, остаются для нас довольно загадкой, каждый год откапываются новые свидетельства этой культуры. Археологические раскопки на многочисленных памятниках Урарта идут полным ходом. Итак, хотя мы мало что знаем об урартских богах, в ближайшие годы может быть обнаружено много новой информации.

В любом случае, все любители истории с нетерпением ждут новых находок и захватывающих идей, которые появятся в древней ткани истории.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Aleksa Vučković,
«Who Were The Enigmatic Urartian Gods?»