Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Ацтекское календарное колесо и философия времени

Цветное изображение Солнечного камня (Камня Ашаякатля)

Цветное изображение Солнечного камня (Камня Ашаякатля), являющегося частью ацтекской календарной системы. На нем изображены 20 дней вокруг Бога Солнца.


Колеса календаря ацтеков или мексиканцев на протяжении веков были источником восхищения. Это был не просто способ сохранить время – это была целая философия времени, в которой каждый день имел религиозное значение. Они также считали, что время идет циклично, в конечном итоге приводя к многократному разрушению и воссозданию мира. Вселенная рассматривалась как очень хрупкое равновесие, находящееся в постоянной опасности быть нарушенным из-за изменения сил богов и стихийных сил в их жизни. Эта точка зрения привела к тому, что у ацтеков, по сути, было два практически независимых календаря: один связан с временами года, а другой - с более священными вопросами.

Ацтеки были не единственными людьми, которые так думали. Многие народы во всем мире считали время цикличным . Отражением этого, например, является вера в реинкарнацию , как и идея кармы («что посеешь, то и пожнешь»). Идея временных циклов возникла как минимум 3000 лет назад, но, вероятно, была намного старше и была распространена в Мезоамерике.

Календарь ацтеков был разновидностью более ранних календарей, таких как хорошо известный календарь древних майя. Он разделял базовую структуру календарей всей древней Мезоамерики. Однако, в отличие от календаря майя, который очень точен, ацтекская система была менее точной — определенная дата могла относиться к нескольким разным временам в году. По этой причине среди учёных существуют разногласия относительно того, когда же произошли те или иные события в империи ацтеков.

Календарь состоял из 365-дневного календарного цикла, называемого сиупохуалли (счет лет), и 260-дневного ритуального цикла, называемого тональпохуалли (счет дней). Эти два цикла вместе образовали 52-летний календарный цикл. Шиупоуалли считается сельскохозяйственным календарем, поскольку он основан на солнечном свете, а тональпоуалли считается священным календарем.

Ацтекский календарь или Солнечный камень

Ацтекский календарь или Солнечный камень был вырезан во время правления шестого ацтекского монарха в 1479 году и посвящен ацтекскому божеству: солнцу. Он имеет как мифологическое, так и астрономическое значение. Он весит 25 тонн, имеет диаметр 12 футов и толщину 3 фута. Мехико, Мексика.


☘️ Календарь тональпоуалли

260-дневная система называлась тональпоуалли. Он был разбит на 20 периодов по 13 дней каждый, что отражалось в двух взаимосвязанных колесах. Оно возникло из-за того, что древние народы наблюдали, что солнце пересекало определенную точку зенита возле города майя Копан каждые 260 дней. Ацтеков не заботило, совпадают ли годы (или 260 дней) с временами года, их годы «бродили».

Число 20 было основано на цифрах «целого человека» (то есть пальцев рук и ног), а тринадцать чисел представляли философию тринадцати направлений в пространстве. Ранние жители Центральной Америки верили, что этот ритуальный календарь представляет собой архетипическое состояние человеческой и космической гармонии

Каждое вращение тринадцати чисел представляет одну «неделю» в этой системе. Первая, шестая, одиннадцатая и шестнадцатая недели считались важными, потому что они создавали четыре части года. Каждый из двадцати дней был связан с материальными предметами или животными и божеством. Например, первый день («Чипактили») был представлен аллигатором и управлялся богом праздников, а второй день («Эхекатль») был представлен ветром и управлялся богом огня, жизни и дух. Это создало своего рода постоянную машину гадания и направляло их судьбы. Они использовали его для планирования различных действий, таких как посев урожая, строительство домов и поход на войну, в зависимости от того, какие дни считались «удачливыми» и «неудачливыми».

Календарь тональпоуалли с двумя взаимосвязанными колесами
Календарь тональпоуалли с двумя взаимосвязанными колесами.
Музей Смит-колледж

Что еще более важно, тональпоуалли делили дни и ритуалы между богами. Для ацтеков это было чрезвычайно важно – без этого миру скоро настал бы конец. Согласно ацтекской космологии , Вселенная находится в очень хрупком равновесии, в котором противостоящие божественные силы конкурируют за власть. Чтобы один бог не стал более могущественным, чем другой, богам было предоставлено свое время и свой собственный день, которым они могли управлять. Для ацтеков было очень важно, чтобы в борьбе за власть не мог выиграть ни один бог.

☘️ Сиупоуалли

Счет годов назывался xiuhpohualli. На самом деле это соответствовало 365-дневному солнечному подсчету, с которым мы более знакомы. Естественно, это было больше связано с временами года, поэтому его использовали в качестве сельскохозяйственного календаря. Он был разделен на 18 периодов по 20 дней каждый. Поскольку всего их 360, это означало, что между старым и новым годом было 5 переходных дней, время, которое использовалось для фестивалей.

Каждые 52 года два основных цикла (тональпоуалли и шиупохуалли) совпадают друг с другом. Это ознаменовало то, что было известно как мезоамериканский «век», и стало причиной крупного религиозного праздника, известного как ксиухмолпилли («связывание лет»). Это был фестиваль, который длился 12 дней и включал пост как символ покаяния. В начале этого праздника все пожары в городе были потушены. Затем, в полночь 12-го дня фестиваля, священник принёс в жертву узника, когда огненная звезда достигла зенита в ночном небе. Затем священник разжигал новый огонь, который снова освещал город. Повторное зажжение огня убедило людей в том, что солнце будет продолжать восходить в ближайшие 52 года. Это было время обновления.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Joanna Gillan,
«The Aztec Calendar Wheel and the Philosophy of Time»