Колеса календаря ацтеков или мексиканцев на протяжении веков были источником восхищения. Это был не просто способ сохранить время – это была целая философия времени, в которой каждый день имел религиозное значение. Они также считали, что время идет циклично, в конечном итоге приводя к многократному разрушению и воссозданию мира. Вселенная рассматривалась как очень хрупкое равновесие, находящееся в постоянной опасности быть нарушенным из-за изменения сил богов и стихийных сил в их жизни. Эта точка зрения привела к тому, что у ацтеков, по сути, было два практически независимых календаря: один связан с временами года, а другой - с более священными вопросами.
Ацтеки были не единственными людьми, которые так думали. Многие народы во всем мире считали время цикличным . Отражением этого, например, является вера в реинкарнацию , как и идея кармы («что посеешь, то и пожнешь»). Идея временных циклов возникла как минимум 3000 лет назад, но, вероятно, была намного старше и была распространена в Мезоамерике.
Календарь ацтеков был разновидностью более ранних календарей, таких как хорошо известный календарь древних майя. Он разделял базовую структуру календарей всей древней Мезоамерики. Однако, в отличие от календаря майя, который очень точен, ацтекская система была менее точной — определенная дата могла относиться к нескольким разным временам в году. По этой причине среди учёных существуют разногласия относительно того, когда же произошли те или иные события в империи ацтеков.
Календарь состоял из 365-дневного календарного цикла, называемого сиупохуалли (счет лет), и 260-дневного ритуального цикла, называемого тональпохуалли (счет дней). Эти два цикла вместе образовали 52-летний календарный цикл. Шиупоуалли считается сельскохозяйственным календарем, поскольку он основан на солнечном свете, а тональпоуалли считается священным календарем.
Число 20 было основано на цифрах «целого человека» (то есть пальцев рук и ног), а тринадцать чисел представляли философию тринадцати направлений в пространстве. Ранние жители Центральной Америки верили, что этот ритуальный календарь представляет собой архетипическое состояние человеческой и космической гармонии
Каждое вращение тринадцати чисел представляет одну «неделю» в этой системе. Первая, шестая, одиннадцатая и шестнадцатая недели считались важными, потому что они создавали четыре части года. Каждый из двадцати дней был связан с материальными предметами или животными и божеством. Например, первый день («Чипактили») был представлен аллигатором и управлялся богом праздников, а второй день («Эхекатль») был представлен ветром и управлялся богом огня, жизни и дух. Это создало своего рода постоянную машину гадания и направляло их судьбы. Они использовали его для планирования различных действий, таких как посев урожая, строительство домов и поход на войну, в зависимости от того, какие дни считались «удачливыми» и «неудачливыми».
Что еще более важно, тональпоуалли делили дни и ритуалы между богами. Для ацтеков это было чрезвычайно важно – без этого миру скоро настал бы конец. Согласно ацтекской космологии , Вселенная находится в очень хрупком равновесии, в котором противостоящие божественные силы конкурируют за власть. Чтобы один бог не стал более могущественным, чем другой, богам было предоставлено свое время и свой собственный день, которым они могли управлять. Для ацтеков было очень важно, чтобы в борьбе за власть не мог выиграть ни один бог.
Каждые 52 года два основных цикла (тональпоуалли и шиупохуалли) совпадают друг с другом. Это ознаменовало то, что было известно как мезоамериканский «век», и стало причиной крупного религиозного праздника, известного как ксиухмолпилли («связывание лет»). Это был фестиваль, который длился 12 дней и включал пост как символ покаяния. В начале этого праздника все пожары в городе были потушены. Затем, в полночь 12-го дня фестиваля, священник принёс в жертву узника, когда огненная звезда достигла зенита в ночном небе. Затем священник разжигал новый огонь, который снова освещал город. Повторное зажжение огня убедило людей в том, что солнце будет продолжать восходить в ближайшие 52 года. Это было время обновления.
Ацтеки были не единственными людьми, которые так думали. Многие народы во всем мире считали время цикличным . Отражением этого, например, является вера в реинкарнацию , как и идея кармы («что посеешь, то и пожнешь»). Идея временных циклов возникла как минимум 3000 лет назад, но, вероятно, была намного старше и была распространена в Мезоамерике.
Календарь ацтеков был разновидностью более ранних календарей, таких как хорошо известный календарь древних майя. Он разделял базовую структуру календарей всей древней Мезоамерики. Однако, в отличие от календаря майя, который очень точен, ацтекская система была менее точной — определенная дата могла относиться к нескольким разным временам в году. По этой причине среди учёных существуют разногласия относительно того, когда же произошли те или иные события в империи ацтеков.
Календарь состоял из 365-дневного календарного цикла, называемого сиупохуалли (счет лет), и 260-дневного ритуального цикла, называемого тональпохуалли (счет дней). Эти два цикла вместе образовали 52-летний календарный цикл. Шиупоуалли считается сельскохозяйственным календарем, поскольку он основан на солнечном свете, а тональпоуалли считается священным календарем.
☘️ Календарь тональпоуалли
260-дневная система называлась тональпоуалли. Он был разбит на 20 периодов по 13 дней каждый, что отражалось в двух взаимосвязанных колесах. Оно возникло из-за того, что древние народы наблюдали, что солнце пересекало определенную точку зенита возле города майя Копан каждые 260 дней. Ацтеков не заботило, совпадают ли годы (или 260 дней) с временами года, их годы «бродили».Число 20 было основано на цифрах «целого человека» (то есть пальцев рук и ног), а тринадцать чисел представляли философию тринадцати направлений в пространстве. Ранние жители Центральной Америки верили, что этот ритуальный календарь представляет собой архетипическое состояние человеческой и космической гармонии
Каждое вращение тринадцати чисел представляет одну «неделю» в этой системе. Первая, шестая, одиннадцатая и шестнадцатая недели считались важными, потому что они создавали четыре части года. Каждый из двадцати дней был связан с материальными предметами или животными и божеством. Например, первый день («Чипактили») был представлен аллигатором и управлялся богом праздников, а второй день («Эхекатль») был представлен ветром и управлялся богом огня, жизни и дух. Это создало своего рода постоянную машину гадания и направляло их судьбы. Они использовали его для планирования различных действий, таких как посев урожая, строительство домов и поход на войну, в зависимости от того, какие дни считались «удачливыми» и «неудачливыми».
Что еще более важно, тональпоуалли делили дни и ритуалы между богами. Для ацтеков это было чрезвычайно важно – без этого миру скоро настал бы конец. Согласно ацтекской космологии , Вселенная находится в очень хрупком равновесии, в котором противостоящие божественные силы конкурируют за власть. Чтобы один бог не стал более могущественным, чем другой, богам было предоставлено свое время и свой собственный день, которым они могли управлять. Для ацтеков было очень важно, чтобы в борьбе за власть не мог выиграть ни один бог.
☘️ Сиупоуалли
Счет годов назывался xiuhpohualli. На самом деле это соответствовало 365-дневному солнечному подсчету, с которым мы более знакомы. Естественно, это было больше связано с временами года, поэтому его использовали в качестве сельскохозяйственного календаря. Он был разделен на 18 периодов по 20 дней каждый. Поскольку всего их 360, это означало, что между старым и новым годом было 5 переходных дней, время, которое использовалось для фестивалей.Каждые 52 года два основных цикла (тональпоуалли и шиупохуалли) совпадают друг с другом. Это ознаменовало то, что было известно как мезоамериканский «век», и стало причиной крупного религиозного праздника, известного как ксиухмолпилли («связывание лет»). Это был фестиваль, который длился 12 дней и включал пост как символ покаяния. В начале этого праздника все пожары в городе были потушены. Затем, в полночь 12-го дня фестиваля, священник принёс в жертву узника, когда огненная звезда достигла зенита в ночном небе. Затем священник разжигал новый огонь, который снова освещал город. Повторное зажжение огня убедило людей в том, что солнце будет продолжать восходить в ближайшие 52 года. Это было время обновления.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Joanna Gillan,
«The Aztec Calendar Wheel and the Philosophy of Time»