Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Плавание в неизведанное: В поисках истории каменных кораблей

Камни Але в Косеберге
Камни Але в Косеберге, примерно в десяти
километрах к юго-востоку от Истада

Странные последовательности камней, обнаруженные в регионе Балтийского моря, являются одними из самых загадочных останков, оставленных дохристианскими цивилизациями. По форме они напоминают корабли, но поселились эти «сосуды» на траве, а не на воде.

Загадочные конструкции в форме кораблей были обнаружены во многих странах вблизи Балтийского моря. Они напоминают легендарные лодки, которые, возможно, считались перевозящими тела в мифическую Валгаллу или другие царства загробной жизни. Однако исследователи до сих пор пытаются доподлинно выяснить, каково было истинное предназначение этих сооружений.


🔹 Зачем строить каменный корабль?

С тех пор, как они были впервые обнаружены, каменные корабли рассматривались как своего рода гробницы. Большинство из них датированы 1000 г. до н.э. – 1000 г. н.э., но некоторые старше. Если это были могилы, то это говорит о том, что люди, изготовившие каменные корабли, в течение очень долгого времени не меняли своих погребальных привычек.

Обычай создания подобных построек, по-видимому, был ранней идеей, характерной для бронзового века, но был продолжен как традиция. Раскопки подтвердили, что зачастую это были могилы для кремационных захоронений. Плиты или камни окружали могилу или могилу, но по неизвестной причине имели форму кораблей.

Настройки корабля эпохи викингов в Менцлине

Настройки корабля эпохи викингов в Менцлине


Обычно считается, что каменные корабли были созданы на кладбищах, однако некоторые из них располагались далеко от других археологических памятников.

Корабли разных размеров — некоторые монументальные, некоторые поменьше. Самый крупный из найденных на сегодняшний день был обнаружен в Дании. Этот «каменный корабль из Еллинга» был по большей части разрушен, но археологи обнаружили, что первоначально его длина составляла не менее 170 метров (560 футов). Каменный корабль может быть связан с королевой Тирой, женой короля Дании Горма Старого, который правил с ок. 936–958 гг. н.э.

Одно из самых известных мест каменных кораблей было раскопано в 1989 году. Оно известно как Камни Але, что по-шведски означает «Алес стенар». Площадка расположена в Скании на юге Швеции. Длина овала составляет 67 метров (229 футов). Исследователи смогли использовать радиоуглеродный анализ этого места, и результаты показывают, что эта территория использовалась с 5500 до 1400 лет назад. Корабль был составлен из 59 огромных камней; каждый из которых весит около 1,8 тонны.

Камни Але, Скания, Швеция

Камни Але, Скания, Швеция


К сожалению, современные технологии не позволили исследователям определить более точную дату постройки и использования корабля. Однако при сравнительном анализе исследователи полагают, что оно было сделано в конце скандинавского железного века.

Другие останки, обнаруженные на этом месте, предоставили больше информации, чем то, что было найдено во многих других местах каменных кораблей. Например, археологи обнаружили украшенный глиняный горшок с кремированными человеческими останками. Некоторые другие артефакты на этом месте относятся к разным временам. Пищевая корка и останки птиц датируются 540–650 гг. н.э., но некоторые другие материалы относятся к 330–540 гг. н.э. Это говорит о том, что это место было не только гробницей, но и местом проведения религиозных церемоний.

Каменные корабли на кургане Анунда в Швеции

Каменные корабли на кургане Анунда в Швеции


Не исключено, что каменные корабли находились также на севере Польши, Латвии и Эстонии. Однако последнее сооружение, найденное в южной части региона Балтийского моря, находится недалеко от Анклама в Западной Померании в Германии.

Это место датируется 9 веком нашей эры и является редким примером подобных построек в этой части мира. Из-за деятельности земледельцев на этих территориях большая часть курганов и других дохристианских сооружений была повреждена. Та же участь постигла и каменные корабли. Вполне возможно, что камни, которые в эпоху бронзы, железа и викингов располагались в форме кораблей, были повторно использованы при строительстве более современных замков, мостов и т. д.

🔹 Новый взгляд на каменные корабли

Новый взгляд на эти монолиты появился благодаря результатам исследования Йоакима Велина из Университета Гетеборга и Университета Готланда. Он проанализировал каменные корабли из различных памятников бронзового века в регионе Балтийского моря. Однако большинство его работ было сосредоточено на более крупных объектах, таких как хорошо сохранившиеся каменные корабли на острове Готланд в Швеции. Он рассказал автору LiveScience Меган Гэннон о своих удивительных выводах:

«Они могли быть использованы для других ритуалов и действий, связанных с морской жизнью, таких как обучение мореплаванию и церемонии посадки/высадки. Похоже, что тело обычно не хоронили в корабле, а на некоторых каменных кораблях даже нет в них могилы. Вместо этого они иногда показывают остатки других видов деятельности. Поэтому при отсутствии мертвых, как правило, появляются следы выживших".
Каменные корабли на острове Готланд, Швеция.

Каменные корабли на острове Готланд, Швеция.


Выводы Велина подтверждаются находками, сделанными на стоянках каменных кораблей. Помимо погребений и предметов, характерных для погребальной практики, многие коллективы археологов находили орудия труда, кострища, кремневые отщепы, древесный уголь, следы деревянных построек, костровые ямы и другие артефакты. Все это говорит о том, что каменные корабли могли быть центрами многих общественных мероприятий, а не только захоронений.

🔹 Камень путешествует в вечность

Символ лодки — один из самых популярных способов изображения путешествия в загробный мир, он встречается во многих культурах мира. Исследователи полагают, что в регионе Балтийского моря каменные корабли были частью важных церемоний. Некоторые из них наверняка были связаны с похоронами, но о других функциях можно только догадываться.

Некоторые гиды теперь предполагают, что каменные корабли также считаются особыми местами силы, но это идея, не имеющая конкретных подтверждений. Тем не менее, каменные корабли продолжают оставаться одними из самых интересных мегалитических сооружений в Европе.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Natalia Klimczak,
«Sailing into the Unknown: The Search for the Story Behind Stone Ships»