Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Чжэн Хэ, евнух, ставший адмиралом династии Мин

Флот Чжэн Хэ, Музей культуры Чэн Хо – выставка

Флот Чжэн Хэ, Музей культуры Чэн Хо – выставка


В 1127 году династия Сун (960 – 1279) потеряла контроль над северным Китаем, а вместе с ним и доступ к Шелковому пути и богатствам Персии. После свержения династии Сун и восхождения на императорский китайский трон в 1279 году монгольский император Хубилай-хан приказал посадить миллионы деревьев и построить новые верфи. Хубилай-хан вскоре возглавил флот из тысяч кораблей, который затем отправил атаковать Японию, Вьетнам и Яву. Хотя эти военно-морские наступления не достигли суши, они дали Китаю возможность получить контроль над морскими путями из Японии в Юго-Восточную Азию.



Статуя Чжэн Хэ, Куньмин, провинция Юньнань, Китай
Статуя Чжэн Хэ, Куньмин, провинция Юньнань, Китай


СПРАВКА

Чжэн Хэ (родился около 1371 года, Куньян, недалеко от Куньмина, провинция Юньнань, Китай — умер в 1433 году, Каликут [ныне Кожикоде], Индия), адмирал и дипломат, который помог распространить морское и торговое влияние Китая на регионы, граничащие с Китаем. Он командовал семью военно-морскими экспедициями почти за столетие до того, как португальцы достигли Индии, обогнув южную оконечность Африки.


💠 Предыстория и ранние годы

Благодаря амбициям Хубилай-хана монголы предоставили купцам новое превосходство, что привело к процветанию морской торговли. Однако на суше монголы изо всех сил пытались создать стабильную систему правления и завоевать лояльность завоеванных ими людей. После десятилетий внутреннего восстания в Китае династия Юань под руководством монголов рухнула в 1368 году, и на смену ей пришла китайская династия Мин, правившая с 1368 по 1644 год. Император Хунву, император-основатель династии Мин, правил с 1368 по 1368 год. 1398 г. выступал за ограничение контактов за границей с военно-морскими послами, которым было поручено получать дань от все более длинного списка вассальных государств, в который входили Бруней, Камбоджа, Корея, Вьетнам и Филиппины, тем самым гарантируя, что прибыльные прибыли не попадут в частные руки.

Император Чэнцзу из династии Мин

Император Чэнцзу из династии Мин, обычно называемый императором Юнлэ, сидит в кресле «Дракон». Национальный дворец-музей Тайбэя.


Император Юнлэ, третий император династии Мин, пошел еще дальше в ограничительной морской политике, запретив частную торговлю и настаивая на доминировании Китая в Южных морях и Индийском океане. В начале его правления произошло завоевание Вьетнама и создание Малакки в качестве нового султаната, управляющего точкой входа в Индийский океан, что было чрезвычайно стратегическим правящим положением для Китая. Император планировал собрать большой флот для завоевания торговых путей, соединявших Китай с Юго-Восточной Азией и Индийским океаном. Он поручил своему евнуху Чжэн Хэ возглавить путешествие.

Статуя Чжэн Хэ в Морском музее Цюаньчжоу

Статуя Чжэн Хэ в Морском музее Цюаньчжоу


Чжэн Хэ был из семьи Хуэй (китайских мусульман). Его отец был хаджи, мусульманином, совершившим хадж (паломничество) в Мекку . Его семья утверждала, что происходит от одного из первых монгольских правителей провинции Юньнань на юго-западе Китая, а также от короля Бухары Мухаммада (ныне в Узбекистане). Фамилия Ма произошла от китайской версии имени Мухаммад.

В 1381 году, когда ему было около 10 лет, Юньнань, последняя монгольская крепость в Китае, была отвоевана китайскими войсками под предводительством генераловДинастия Мин , свергнувшая династию Юань (Монгол) в 1368 году. Молодой Ма Саньбао (позже Ма Хэ), как его тогда называли, был среди мальчиков, которые были схвачены, кастрированы и отправлены в армию в качестве санитаров. К 1390 году, когда эти войска были переданы под командование принца Яна, Ма Хэ отличился как младший офицер, опытный в войне и дипломатии . У Ма также появились влиятельные друзья при дворе.

В 1400 году принц Ян восстал против своего племянника, императора Цзяньвэня , который в 1402 году занял трон в качествеИмператор Юнлэ . При администрации Юнлэ (1402–1424 гг.) опустошенная войной экономика Китая вскоре была восстановлена. Затем двор Мин стремился продемонстрировать свою военно-морскую мощь, чтобы привести в порядок морские государства Южной и Юго-Восточной Азии .

В течение примерно 300 лет китайцы распространяли свою власть на море. Развивалась обширная морская торговля, чтобы удовлетворить вкусы китайцев в специях и ароматических веществах, а также потребность в промышленном сырье . Китайские путешественники за границей, а также посетители из Индии и мусульман расширили географический кругозор китайцев. К началу Мин технологическое развитие в судостроении и мореплавании достигло новых высот.

💠 Военно-морские экспедиции

Ма Хэ быстро стал евнухом, имевшим большое влияние при дворе Юнлэ. Вскоре после восшествия на престол император даровал Ма фамилию Чжэн, и отныне он стал известен как Чжэн Хэ. Затем Чжэн был выбран императором главнокомандующим того, что впоследствии превратилось в серию военных операций.миссии в «Западные океаны». Впервые он отправился в плавание в 1405 году, командуя 62 кораблями и 27 800 людьми. Флот посетил Чампу (ныне на юге Вьетнама ), Сиам ( Таиланд ), Малакку ( Мелака ) и остров Ява, а затем через Индийский океан до Каликута ( Кожикоде ) на Малабарском побережье Индии и Цейлона ( Шри-Ланка ). Чжэн Хэ вернулся в Китай в 1407 году.

Путешествия Чжэн Хэ

Путешествия Чжэн Хэ


Во время своего второго путешествия, в 1408–1409 годах, Чжэн Хэ снова посетил Каликут, остановившись также в Чочине (Кочи) вдоль южного побережья, но столкнулся с предательством со стороныКороль Цейлона Алагонаккара. Чжэн разгромил силы Алагонаккары и забрал короля в плен в Нанкин. В октябре 1409 года Чжэн Хэ отправился в свое третье путешествие. На этот раз, выйдя за пределы морских портов Индии, он отплыл в Ормуз Персидского залива . По возвращении в 1411 году он зашел в Самудру, на северной оконечности Суматры.

Во время своего четвертого путешествия Чжэн Хэ покинул Китай в 1413 году. Остановившись в главных портах Азии, он проследовал на запад из Индии в Ормуз. Отряд флота совершил круиз на юг вдоль побережья Аравии , посетив Дофар ( Оман ) и Аден ( Йемен ). Китайская миссия посетила Мекку и продолжила путь в Египет . Флот посетил города вдоль восточного побережья Африки (ныне Сомали и Кения) и почти достиг Мозамбикского пролива . По возвращении в Китай в 1415 году Чжэн Хэ пригласил для оплаты послов более 30 государств Южной и Юго-Восточной Азии.дань уважения китайскому императору. Во время пятого путешествия Чжэн Хэ (1417–1419 гг.) флот Мин повторно посетил Персидский залив и восточное побережье Африки. Шестое путешествие было совершено в 1421 году, чтобы доставить домой иностранных эмиссаров из Китая. Он снова посетил Юго-Восточную Азию, Индию, Аравию и Африку. В 1424 году император Юнлэ умер. В результате смены политики его преемник, император Хунси, приостановил военно-морские экспедиции за границу. Чжэн Хэ был назначен командующим гарнизоном в Нанкине с задачей расформировать его войска.

Седьмое и последнее путешествие Чжэн Хэ покинуло Китай зимой 1431 года. Он посетил государства Юго-Восточной Азии, побережье Индии, Персидский залив, Красное море и восточное побережье Африки. Чжэн умер в Каликуте весной 1433 года, и тем летом флот вернулся в Китай.

«Торговая джонка» с кораблем на заднем плане

Ярким примером того, как Ост-Индская компания повлияла на китайскую культуру, является китайская картина XIX века «Торговая джонка» с кораблем на заднем плане, развевающимся под флагом компании. Автор фото: Национальный морской музей, Лондон.


Чжэн Хэ был самым известным из дипломатических агентов императора Юнлэ . Хотя некоторые историки не видят в военно-морских экспедициях иных достижений, кроме как тешить тщеславие императора, эти миссии действительно привели к расширению политического влияния Китая на морскую Азию на полвека. Правда, они не привели, как аналогичные путешествия европейских купцов-авантюристов, к созданию торговых империй. Тем не менее, в результате этого китайская эмиграция увеличилась, что привело к китайской колонизации Юго-Восточной Азии и сопутствующей приточной торговле, которая продолжалась до 19 века.

Неудивительно, что с течением времени человечество жаждал приключений и открытий. Это привело к революционным открытиям, таким как путешествия по воде между странами и доказательству того, что Земля круглая. Начало эпохи мореплавателей положило начало торговле между странами, что положило начало сегодняшней глобализации.