Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Символизм Великого Змея в культурах Адены и Хоупвелла – Часть I

Змеиный курган, вид с воздуха

Змеиный курган, вид с воздуха.
Фото: Археологический заповедник.


Недавно в археологическом сообществе Огайо развернулись дебаты по поводу возраста и культурной принадлежности Кургана Великого Змея в округе Адамс, штат Огайо. Итак, что на самом деле говорят о происхождении этого загадочного земляного сооружения?

Змеиный курган — величайший курган с изображением чучела в долине Огайо. Земляной холм длиной 1348 футов изображает змею со свернутым хвостом и яйцом во рту. В 1800-х годах Фредерик Уорд Патнэм раскопал несколько курганов и других захоронений в окрестностях Великого Змея (FW Putnam, «Змеиный курган Огайо», The Century Illustrated Monthly Magazine, Том. 39.). По крайней мере, два кургана предоставили свидетельства, которые сегодня были бы признаны диагностическими для культуры Адены (1000 г. до н.э. — 300 г. н.э.), в то время как несколько захоронений без насыпей напоминают гробницы поздней архаики (2500–500 гг. до н.э.), найденные в других местах Огайо. Раскопки Патнэма содержат гораздо больше культурной информации, которую археологические учреждения никогда не предоставляли публике в комплексном формате, но эта ситуация вскоре будет исправлена.

В дополнение к свидетельствам, обнаруженным в 1800-х годах, недавний радиоуглеродный проект Змеиного кургана датировал самую раннюю фазу изображения примерно 321 годом до нашей эры, помещая происхождение кургана в ранний лесной период, который определяется культурой Адены. Несмотря на свидетельства Адены, влиятельные организации продолжают поддерживать альтернативную интерпретацию Великого Змеиного Кургана, которая связывает изображение с гораздо более поздним проявлением древней культуры Форта (1000–1600 гг. н.э.).

Змеиный курган

Змеиный курган


🐍 Культура Адены

Культура Адены возникла в долине реки Огайо где-то между 1400 и 800 годами до нашей эры и сохранялась примерно до 300 года нашей эры. Они возводили земляные курганы высотой от нескольких дюймов до почти 70 футов (21 метр). Внутри курганов почитаемых умерших хоронили в подкурганных ямах, бревенчатых гробницах, а иногда и в сложных деревянных конструкциях. Человеческие останки из курганов часто встречались с артефактами, в том числе медными браслетами, бусами и ожерельями, а также предметами из ракушек, кремня и сланца. Адена также построила круглые земляные ограждения. Эти «священные круги» обычно включали внутренний ров, идущий по контуру земляной стены, и один проход с дамбой. Обычно считается, что эти сооружения служили каким-то ритуальным или церемониальным целям.

Одним из недавно выдвинутых критериев для отказа от принадлежности Великого Змеиного Кургана к Адене является «фактическое отсутствие изображений змей в культуре Адены». Однако данные из нескольких археологических памятников показывают, что культура Адены действительно использовала змеиную символику в предположительно ритуальном контексте и, возможно, даже передала мифологию змея своим современникам и преемникам в культуре Хоупвелла.

Курган Райта, связанный с Аденой, находился в округе Монтгомери, штат Кентукки, и был раскопан в конце 1930-х годов. В кургане находилось более 20 захоронений, некоторые из которых находились в типичных бревенчатых гробницах поздней Адены. Калиброванные радиоуглеродные даты из кургана включают 120 и 264 годы нашей эры. Погребение № 11 в Райте представляло собой вытянутый скелет в гробнице с двумя бревнами на каждом конце и по бокам. Тело было положено на полоски коры, корой была покрыта и гробница. Скелет имел медные браслеты на каждой руке и ожерелье из бус из ракушек под подбородком.

Вид на курган Райта с юга

Вид на курган Райта с юга: люди работают над 50-футовым профилем. Фотография сделана 5 февраля 1938 года. Фото: Музей антропологии Уильяма С. Уэбба при Университете Кентукки.


🐍 Змеиные скелеты

Еще одним «артефактом» из Погребения 11, записанным Уильямом С. Уэббом, был скелет змеи:

«Между бедрами находился скелет большой змеи. Судя по всему, это было преднамеренное размещение, а не результат смерти временной змеи, пришедшей в поисках зимнего жилья». (5, стр. 35-37)
Аналогичное открытие было зарегистрировано для захоронения Райта 18, которое представляло собой еще один удлиненный скелет в прямоугольной бревенчатой ​​гробнице. В этом погребении на каждом предплечье имелось по два медных браслета. По словам Уэбба, «у подножия захоронения находился полный скелет большой змеи, довольно хорошо сохранившийся». (5, с. 46).

Изображение художника бревенчатого захоронения из кургана Райт (Хендерсон и Шларб, 2007).

Изображение художника бревенчатого захоронения из кургана Райт (Хендерсон и Шларб, 2007). Произведение создано по образцу Части 22, Погребения 20 и 21 (Уэбб 1940, 44). Оригинальное произведение искусства Джимми А. Рейли. Фото: Археологическая служба Кентукки.


🐍 Кентуккийский змей

Есть еще один возможный пример символики змеи Адены из других мест Кентукки. В 1988 году Сара Л. Сандерс обследовала каменный змеиный курган, расположенный на вершине хребта с видом на реку Биг-Сэнди в округе Бойд, штат Кентукки, на территории компании Ashland Oil. Авторы настоящей статьи недавно обобщили некоторые подробности этого места в книге «Эпохи гигантов: культурная история высоких в доисторической Америке» (Serpent Mound Books & Press, 2017):

«На момент исследования Сары Л. Сандерс в 1988 году длина змеи составляла 191,4 метра, длина головы — 25,6 метра, а ширина — 11 метров. Хвост имел длину 7,2 м в самом широком месте и 2,05 м в самом узком. Змея была полностью сделана из песчаника, голова была обращена на восток, к Реке. Сложенный песчаник объединяет в дизайне природный «плавающий камень». На нижнем уступе под змеей полукруглая каменная конструкция диаметром 5,2 м, построенная на обнажении песчаника, предположительно представляет собой яйцо. Сандерс считал, что Кентуккийского змея можно сравнить с более известным земляным змеем из Огайо».
Хотя змей из Кентукки не был датирован радиоуглеродным методом, информация была получена из другого каменного сооружения в округе Бойд, которое, возможно, было построено той же общиной, которая построила каменное изображение. Каменный курган Вини-Бранч также был расположен с видом на Большую Песчаную долину и давал калиброванные радиоуглеродные диапазоны 890–215 до н.э. и 798–1 до н.э. Эта хронология перекрывает периоды позднеархаической культуры и культуры Адены в долине Огайо. Курган Вини-Бранч содержал две кремации, а также крематорий и очаг. Один из крематоров был помещен в яму. Эти особенности схожи с позднеархаическими и очень ранними курганами Адены.

🐍 Змей Западной Вирджинии

Еще один малоизвестный каменный Змеиный курган находился в Западной Вирджинии, на хребте с видом на город Омар в округе Логан. Змея Западной Вирджинии была исследована Гэри Уилкинсом в 1979 году и оказалась «по форме похожей на змеиные курганы, найденные в Кентукки и Огайо» (10, стр. 1). Авторы также резюмировали это изображение в «Эпохе гигантов»:

«Змей был ориентирован на север, голова представляла собой овальное каменное кольцо с прямоугольным плоским камнем в центре. Змея состояла из больших плоских скал из песчаника, волнообразно простирающихся более чем на 80 футов к югу, где она соединялась с естественным обнажением скалы, включенным в дизайн. На момент исследования искусственная стена варьировалась от 1 до 3 футов в высоту и от 1,6 до 8 футов в ширину. «Естественный» участок также был совмещен с хребтом и простирался примерно на 51 фут дальше на юг».
Сам Уилкинс предположил, что каменный змей Западной Вирджинии «вероятно был по возрасту от поздней Адены до раннего Хоупвелла» (10, стр. 3). Символика змей также была задокументирована на стоянках Адены за пределами долины реки Огайо. На Восточном побережье было раскопано несколько крупных объектов Адены, обычно сгруппированных под культурным названием Дельмарва Адена .

В современных исследованиях популярна тенденция объяснять элементы Адены на Восточном побережье простым продуктом обмена. Однако было отмечено, что региональные проявления Адены появляются в археологических записях около 800 г. до н. э., возникая в результате местной формулировки культурной сети поздней архаики. Это почти идентично теории покойного эксперта по аденам Дона Драгу о происхождении Адены в долине Огайо.

Дельмарва Адена в Пиг-Пойнте

Дельмарва Адена в Пиг-Пойнте.


🐍 Адена Ритуализм

Помимо хронологии, ритуализм Дельмарва Адена также тесно связан с культурой долины Огайо. Т. Латимер Форд однажды отметил, что количество диагностических артефактов, найденных на объекте Адена Дельмарва в Сэнди-Хилл в Мэриленде, «намного превышает количество обнаруженных на любом объекте Адена в Огайо или Кентукки». (12, с. 86). Комментируя очевидный ритуализм Адены на территории Вест-Ривер в Чесапикском заливе, Форд заявил в 1976 году: «Хотя артефакты могли быть товарами для торговли, черты кремации и захоронения вряд ли были распространены среди местных племен». (12, стр. 75)

Существуют и другие церемониальные практики Дельмарва Адена, которые явно связаны с долиной Огайо. Например, верхние медиальные и латеральные резцы и опорная кость черепа, захороненного на могиле Розенкранс в Нью-Джерси, были намеренно выломаны. Герберт К. Крафт предположил, что это было сделано для того, чтобы можно было вставить обработанный шпатель из волчьей челюсти, как сообщалось из курганов Райт и Айерс в Кентукки и курган Вулфорд в Огайо, что позволило человеку стать «волчьим шаманом» (13 , стр. 29).

Учитывая эти важные связи между долиной Огайо и культурой Адены, интересно отметить, что очевидная символика змеи была обнаружена на участке Баучера, связанном с Дельмарва-Адена, расположенном к востоку от озера Шампейн в Вермонте. Три кожаных мешка с лекарствами из стоянки Буше считаются частью атрибутики местных шаманов или специалистов по ритуалам. В одном из кожаных мешков находились кости черной змеи, покрытые красной охрой, а в другом — фрагменты меди. В третьем мешке, обнаруженном возле груди мужчины средних лет, находились кости лесного гремучника, черной крысиной змеи, американской норки, лесной куницы, оленей, утки и рыжей лисицы, а также енотового баккулюма, костяной рыболовный крючок и два камушка. Радиоуглеродный диапазон стоянки Бауше — 885—114 гг. до н. э.,



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Jason Jarrell and Sarah Farmer*,
«Symbolism of the Great Serpent in the Adena and Hopewell Cultures – Part I»



* Джейсон Джарелл и Сара Фармер — авторы книги «Эпоха гигантов: культурная история высоких в доисторической Америке» (Serpent Mound book and Press, 2017).

Джейсон Джарелл изучает археологию, философию и глубинную психологию.

«Эпоха гигантов»

«Эпоха гигантов»

Его первая полная книга — «Эпоха гигантов: культурная история высоких людей в доисторической Америке», написанная в соавторстве с Сарой Фармер. В книге прослеживается история уникальной группы предков коренных американцев, одаренных необычайно высоким ростом и исключительно мощной физической силой, на протяжении нескольких тысяч лет древней истории, о чем свидетельствуют фактические археологические данные и исследования доисторических культур «строителей курганов», известных как Адена. и Хоупвелл.

Вот уже более столетия в восточной части Северной Америки обнаруживаются захоронения древних людей, имевших очень высокий рост. Ages of the Giants использует реальные археологические отчеты и записи американских антикваров, а также многочисленные исторические хроники и сообщения в прессе, чтобы документировать культуры отдельной подгруппы крупных, мощно сложенных людей необычайного роста, которые населяли древнюю Северную Америку на протяжении тысячелетий. Книга «Эпоха гигантов», являющаяся результатом десятилетних исследований, включая полевые исследования древних памятников и изучение тысяч страниц археологической литературы, прослеживает историю древних Высоких на протяжении четырех тысячелетий и содержит подробные описания их культур. основаны, а также их традиции, космология и модели расселения.




Часть II





По теме: