Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Зомби и вуду: религия живых мертвецов современного Гаити

«Улыбка смерти»

«Улыбка смерти» на древней земле Гаити приводит к разговорам о зомби и вуду, которые до сих пор являются живыми верованиями.


В списке самых известных монстров из голливудских фильмов зомби явно занимают одну из первых позиций. В их кинематографической версии они потребляют человеческую плоть и мозг, объясняя это тем, что этот факт уменьшает их боль от смерти, в то время как люди, укушенные или раненые зомби, в конечном итоге тоже становятся зомби. На Гаити зомби существуют не только в фильмах, но и как повседневная реальность, пропитанная вуду, которая вращается вокруг духов, известных как Ива. В гаитянском вуду (или гаитянском вуду) духи ива получают свои имена и атрибуты от традиционных божеств Западной и Центральной Африки, а также приравниваются к некоторым римско-католическим святым.

вуду и зомби

Идеи вуду и зомби на Гаити исходят из африканских религиозных верований и ритуалов, символизируемых этими гаитянскими ритуальными предметами, выставленными в Этнографическом музее в Берлине


🔵 История Гаити и мир зомби и вуду

Гаити, первая черная республика, отличается колониализмом, нищетой, зомби и вуду. Расположенная в Карибском море со столицей в Порт-о-Пренс, эта страна по-прежнему находится во власти банд и коррупции, а ночная тишина часто прерывается выстрелами и сильными грозами. Суровые условия жизни в этом островном государстве сократили среднюю продолжительность жизни до 43 лет. Хотя жизнь продолжается, как и бизнес, каждое утро приносит необходимость убрать улицы после ночных столкновений.

Испанцы прибыли на Гаити в 1492 году и менее чем за десять лет истребили местное коренное население. Учитывая тот факт, что промышленной революции еще не было, рабы продолжали пользоваться высоким спросом, и колониальные Гаити быстро втянулись в эту ужасную индустрию. Примерно в 1503 году католическому священнику Бартоломео де лас Касасу пришла в голову идея привезти на Гаити рабов из Африки. После этого французские правители Гаити, в свою очередь, последовали испанской модели и продолжали привозить на Гаити рабов из Африки с целью заставить их работать на плантациях.

Около 1801 года стали развиваться различные восстания рабов против колонизаторов. Местную повстанческую армию возглавлял Жан Жак Дессалин, стремившийся к независимости Гаити. Гаити была первой карибской колонией , получившей независимость в результате восстания рабов в 1804 году. Но концепции религии вуду, пришедшие с рабами из определенных частей Африки, сохранились на Гаити, как и фольклорная вера в зомби.

Через триста лет после окончания рабства на Гаити нация все еще страдает от неравенства и нищеты. Интересный случай произошел в 1982 году, когда был арестован человек, который убивал людей и снабжал многие отели Петион-Вилля человеческим мясом для приготовления и употребления в пищу. Всего через несколько дней человек сбежал и больше никогда не был пойман.

Ритуал жреца вуду хунган на Гаити

Ритуал жреца вуду хунган на Гаити, основанный на религиозных верованиях Королевства Дагомея на территории современной Бенинской Республики в Африке.


🔵 Жрецы, вуду и фестивали

Гаитянское вуду представляет собой религию, сосредоточенную вокруг одного главного бога, рядом с которым существует множество ива (или лоа), которые представляют собой сущности в форме энергетических духов, которые помогают людям вступить в контакт с вуду. Одно из желаний адептов вуду — это стать одержимыми такими духами , которые вызывают состояние потери себя с целью быть поглощенными высшей силой.

В гаитянском вуду этим духам приносятся в жертву животные. Объясняется это тем, что в момент смерти животного высвобождается энергия, которая может питать присутствующих на духовном уровне. Таким образом, то, что получено от жертвоприношения, составляет цель совершения ритуала.

Многие ежегодные праздники Вуду проходят на Гаити. И, независимо от условий, празднование этих ритуальных праздников никогда не прекращается ни по какой причине. Примером этого является гаитянская версия Дня мертвых (Dia de los Muertos). На протяжении всего фестиваля местные жители танцуют на кладбищах, и их можно увидеть в двойных солнцезащитных очках, которые символизируют жизнь и смерть.

В вуду жрецов называют «хунганами». Они совершают свою деятельность в храмах «перистиль», где прием людей осуществляется путем выливания воды на пол. Все имеет положительное (хорошее) или отрицательное (плохое) значение. Запад предлагает концепцию разделения добра и зла , тогда как Вуду этого разделения не представляет. Voodoo распознает и использует обе стороны.

У хунгана есть возможность использовать духов, чтобы помогать людям, в то время как у бокора, священника, который может практиковать черную магию , также есть возможность иметь дело с заклинаниями и проклятиями. В вуду бокор озабочен как положительной, так и отрицательной стороной. Он обеими руками служит духам вуду.

Зомби и вуду

Сегодня на Гаити вуду и создание зомби продолжают
оставаться делом тайных обществ и ритуалов.


🔵 Вуду, тайные общества и зомби по требованию!

Вуду также относится к существованию астральных зомби. Эти сущности — духи, захваченные жрецами, которые их используют. С помощью этих духов священники могут предложить помощь людям, желающим получить большую финансовую прибыль, или их можно проклясть и использовать в злых целях. Как и в ситуации с живыми мертвецами, зомби предстают в виде людей, которые физически еще живы, но чьи глаза ясно показывают, что жизнь покинула их тело.

На Гаити не так уж много разговоров о зомби, которые можно услышать в повседневной жизни, потому что зомбирование, процесс создания зомби, является незаконной процедурой. Но на Гаити есть несколько тайных обществ, которые держат мир зомби под контролем на местном уровне. Эти общества действуют как система духовного правосудия, и иногда их приговоры сильны и бесповоротны.

На Гаити также существуют тайные общества, которые практикуют «маканду», самую жестокую форму черной магии Вуду. Во время войны за независимость (1801-1804 гг.) боевики, отравлявшие и убивавшие белых колонизаторов, уже практиковали эту форму черной магии. В определенных ситуациях, когда кого-то нужно было наказать, а не убить, тайные общества могли превратить человека в зомбированного раба и использовать его для принудительного труда.

Зомбирование приводит к устранению индивидуальности и пожизненному рабству, которым командует один хозяин. Мастер обращается с зомби как с недочеловеком. В наши дни гаитянская мафия требует сумму около 2000 американских долларов за раба-зомби, а также гарантию защиты от государственных органов, таких как полиция.

Изображение зомби художником Жан-Ноэлем Лафаргом

Изображение зомби художником Жан-Ноэлем Лафаргом в сумерках на поле сахарного тростника на Гаити, вызванное мастером вуду


🔵 Зомбирование

Сообщалось о многочисленных случаях зомбирования на Гаити. Процесс зомбирования структурирован в четыре основных этапа.

Первый этап относится к судебному разбирательству. Когда уважаемый обиженный человек захочет добиться справедливости, этот человек пойдет в бокор, чтобы отомстить. Этот бокор обязан встречаться с другими бокорами, более продвинутыми по званию или возрасту. Вместе они рассудят дело и примут окончательное решение. В тех случаях, когда просьба человека будет услышана, будет применен процесс зомбирования, и сбор бокора продолжится путем приготовления определенного яда.

Отравление представляет собой вторую стадию процесса зомбирования. Эти яды очень сильны, и их можно вводить через вдыхание, проглатывание или прикосновение. Рецепт яда — величайший секрет процесса зомбирования. Известные ингредиенты включают сушеных лягушек, различные вещества, высушенные растения, измельченные в порошок человеческие кости, ядовитый плющ и токсин рыбы фугу. Рыба фугу известна в Японии, поскольку является кулинарным деликатесом, но должна быть специально приготовлена ​​обученным поваром, чтобы избежать токсического яда во внутренних органах рыбы. Каждый год употребление этой рыбы приводит к смерти трех или четырех человек в Японии, а многие другие страдают от тяжелых последствий, требующих медицинской помощи.

После введения яда у зомби, который вскоре станет зомби, начинаются судороги и желудочные спазмы, за которыми следует эффект нейротоксина рыбы-фугу, из-за которого человек кажется мертвым. Если используется правильная дозировка яда, токсин снижает метаболизм человека до такой степени, что человек кажется мертвым.

Кому-то очень сложно понять, что отравленная особь все еще живет. На Гаити не очень развита медицинская система, поэтому отравленного легко объявляют мертвым и отправляют в морг.

Даже если со стороны человек кажется мертвым, он осознает свое окружение. Он понимает, что его хоронят, он слышит плач своих близких, он слышит запечатывание крышки гроба и то, как на него падает земля с лопаты. Но зомби не может пошевелиться или произнести ни слова. Таким образом, человека хоронят заживо, но он не задыхается, потому что его метаболизм замедляется до такой степени, что мозгу больше не требуется слишком много кислорода.

Пробуждение умершего — третья стадия процесса зомбирования. Это представлено мастером бокора или назначенным им человеком, выкапывающим «вроде мертвого» человека. Время до момента выкапывания особи может варьироваться от нескольких дней до недели, в течение которых яд действует и вызывает тяжелые поражения головного мозга. В результате человек лишается воли и личности и становится рабом бокора.

В медицинском мире болезнь, называемая кататонической шизофренией, может сделать человека мертвым и похожим на зомби, но она поддается лечению. Однако жертву гаитянского процесса зомбирования вылечить невозможно.

Непрерывное рабство — это завершающая стадия процесса зомбирования, контекст, в котором у человека ничего не осталось от его прошлой жизни, и он может жить только как зомби. Чтобы остаться в живых, зомби никогда не должен потреблять соль. Кроме того, бокор должен дать зомби что-то, что поможет ему поддерживать низкое кровяное давление. Этот этап перманентного рабства может закончиться либо восстанием зомби, либо смертью бокора. Поскольку у зомби больше нет воли, случаи бунта крайне редки.

Типичная сцена на рынке «объектов силы» вуду

Типичная сцена на рынке «объектов силы» вуду
в Ломе, Того, на фотографии Доминика Шварца 2008 года


🔵 Духи из потустороннего мира

Вуду не сводится исключительно к созданию зомби. Эта изначально африканская религиозная система верований насчитывает более 7000 лет, что делает ее одной из древнейших религий в мире. Деятельность бокоров и хунганов не просто терпится, но власти посещают их и консультируются с ними. Поскольку 97% всего населения Гаити верят в вуду, знахари так же ценны, как и врачи.

Кроме того, белые люди опасаются черной магии макумбы. По словам этнографа Альфреда Метро в цитате 1959 года:

«Ужас, с которым я столкнулся у белых людей Гаити, можно объяснить своего рода местью бывших рабов: с ними жестоко обращались на протяжении поколений, они использовали свои оккультные силы, чтобы запугать своих бывших тиранов. Страх, охвативший все плантации с Гаити, глубоко укоренился в душах: это был ужас перед магической силой Африки, нарушавшей сон рабовладельцев».

Происхождение зомби, от Гаити до США



Одним из тех, кто интересовался Гаити и Вуду, был испанский ученый Хуан Хосе Ревенга, который путешествовал как по Гаити, так и по Африке с целью задокументировать и узнать как можно больше об этих религиозных верованиях. Он был свидетелем памятной церемонии в деревне Джебе на Гаити, которую он описывает следующим образом:

«Я увидел, что большинство дверей, на которые висел фетиш, были открыты. Кто-то сказал мне, что эти глиняные марионетки высотой около полуметра были духами, которые собирались заставить танцевать энгун-гу, входя под них и изо всех сил поднимая их в воздух. Музыка началась в бешеном ритме. Все пили и танцевали, готовясь к тому, что должно было последовать. В этот момент появился энгун-гу, танцуя в кругу и окружая всех собравшихся там зрителей. Они были похожи на какие-то огромные конусы, обтянутые до земли цветными натуральными волокнами и имеющие на лбу козлиные рога. Мне объяснили, что они представляли призраки прошлого, пришедшие в мир живых. […]

После этих демонстраций жрецы по очереди вставали и шли к энгун-гу. Они спокойно ждали их на площади, после чего плевали на них различные снадобья и обращались к ним на староафриканских языках. Закончив с последним из них, все снова принялись танцевать по кругу, пока вдруг не остановились, а их помощники не подняли с земли соломенные шишки, под которыми я ожидал обнаружить человека, двигающего марионетку. Но под ним не было ничего, кроме фетиша с лицом демона и без человека.

В аутентичных церемониях кукла всегда оживляется исключительно фетишем. Как бы я ни был внимателен, мне ни разу не удалось увидеть, чтобы кто-нибудь выходил из-под энгун-гу. Как только они поставили его обратно на фетиш, он снова начал танцевать. Чисто и просто, под энгун-гу не было ничего, кроме рогатой марионетки, двигавшей его.

В местных поверьях упоминается тот факт, что всякий раз, когда энгун-гу прикасается к человеку, этот человек вскоре уносится в мир тьмы.

Карты вуду
Карты вуду с изображением Gros-bon-ange
или Большого и Доброго Ангела и зомби

🔵 Марионетки и смерть

В вуду вера, относящаяся к человеческой душе, двойственна, то есть душа состоит из двух частей: Gros-bon-ange (Большой и добрый ангел) и Ti-bon-ange (маленький добрый ангел). Первая часть обозначает дух-защитник, который в момент смерти отделяется от тела, а вторая часть определяет совокупность деяний человека. Семья покойного обязана через год после его смерти совершить обряд «извлечения со дна воды».

В результате этого ритуала Ти-Бон-Анж вызывается обратно из того места, где он удалился. Затем его извлекают и помещают в сосуд «гови», специально подготовленный сосуд, предназначенный для замены тела, в котором члены семьи могут вернуть умершего домой, чтобы он служил духом-защитником. Если бокор крадет такой сосуд, он может подвергнуть дух усопшего мукам на другом берегу или же употребить его в злых целях.

Вуду знает множество лоа, из которых здесь можно упомянуть Дамбалла (лоа, правящий текущей водой), Эрзули (Черная дева), барон Самеди (дух смерти) и Легба (лоа, защищающий колдунов).

Для осуществления действия на расстоянии на определенного человека бокору необходимо войти в транс таким образом, чтобы стать одержимым лоа, которого он вызвал. Таким образом, душа бокора временно заменяется духом соответствующего лоа. Как следствие, бокор может путешествовать духовно без ограничений и причинять любой вред, включая смерть.

В других случаях может быть создана марионетка, похожая на жертву и на которую помещено что-то, что принадлежало жертве. Затем бокор выполняет серию заклинаний, адресованных барону Самеди, другому лоа, после чего он может делать с марионеткой то, что также произойдет с жертвой.

Сегодня вуду не проявляет никаких признаков исчезновения с Гаити. Напротив, различные аспекты вуду продолжают процветать в фольклорном гаитянском обществе и продолжают подпитывать сценарии новых голливудских фильмов о зомби.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Phoenix Vald,
«Zombies and Voodoo: The Living Dead Religion of Modern Haiti»