Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Менехуне: исторические рассказы о мифических «маленьких людях» Гавайев

Менехуне

Картина Д. Говарда Хичкока с изображением
менехуне или первых гавайцев, 1933 год


Упоминание этого имени вызывает в воображении образы маленьких людей, крошечных ремесленников, усердно трудящихся всю ночь, чтобы выполнить свою секретную задачу, прежде чем тихо проскользнуть обратно в уединение леса перед рассветом. Этот мифический клан гавайцев известен как сверхъестественные каменщики, имеющие давние связи с западной стороной острова Кауаи, Гавайи.

Исторически сложилось так, что гавайцы считали гавайцев менехуне маленькими людьми. Фактически, в начале 1800-х годов на Кауаи и еще один в районе Кау на Большом острове существовал клан людей, которых гавайцы отождествляли с более ранней миграцией. Весьма уважаемый Р. С. Куикендалл, почетный профессор истории Гавайского университета, также пришел к выводу, что менехуне были людьми.

Этнолог Брюс Картрайт резюмирует проблему следующим образом:
«Отсутствие каких-либо свидетельств материальной культуры на Гавайских островах, указывающих на расу догавайцев, и отсутствие древних традиций, относящихся к такой расе, кроме упоминаний о народе менехуне, было загадкой».
Однако в 1951 году бюллетень Епископского музея «Менехуне Полинезии», описанный как единственный обзор теорий менехуне, пришел к выводу, что гавайцы не были настоящими людьми. В этом бюллетене утверждалось, что гавайская культура изменилась под влиянием контактов с европейцами, и поэтому каменные сооружения, история которых была забыта, приписывались мифическому Менехуне.

Это означает, что европейцы участвовали в создании первых гавайцев, а опубликованные мифы были европейского происхождения. Бюллетень описывает рассказ о строительстве ирригационного канала Ваймеа как творческую европейскую интерпретацию набора разрозненных анекдотов и верований, не составляющих историю. Епископский бюллетень считает 1885 год самым ранним упоминанием Менехуне, а другие письменные упоминания появляются примерно с 1890 по 1900 год.

Бюллетень епископа описывает мифических людей Тихого океана, в том числе Менехуне, которые имеют общие черты. Говорят, что они невысокие, с физическими чертами, с которыми полинезийцы не идентифицируют себя. Говорят, что эти «хранители леса» живут внутри, в пещерах или примитивных палаткообразных хижинах из веток, покрытых банановыми, папоротниковыми или другими листьями, а не в традиционных полинезийских домах, крытых соломой.

Их спальные коврики и одежда были сделаны из листьев и волокон банана, папоротника и растений ти ( Cordyline minalis ). Они собирали корни в лесу, и бананы были их любимой едой. В бюллетене указывается, что они предшествовали предкам нынешнего коренного населения и «почти полностью исчезли с приходом европейцев, хотя некоторые из них остались». И, наконец, различные отряды лесных духов имеют сходство с людьми, которые представляют выживших первых жителей.

Обработанные облицовочные камни Кикиаолы

Обработанные облицовочные камни Кикиаолы, предположительно созданные первой волной гавайцев до 1000 г. н.э., которых теперь называют Менехуне, отсюда и общее название этого ирригационного канала - «Канав Менехуне»


🔹 Кто выжил из первых гавайцев?

В 1820-х годах миссионеры помогали гавайцам перевести свой язык в письменность. К 1840 году в Гонолулу выходили две еженедельные миссионерские газеты с большим тиражом. Гавайские вожди того времени описывались как люди с хорошим образованием, рассудительностью и умом.

В то же время экспедиция Уилкса отметила, что коренное население стремительно исчезает. . . особенно вождей, и что древние нравы и обычаи почти исчезли.

Дэвид Мало и Сэмюэл Камакау, два первых местных гавайских историка, учились в миссионерской школе, собирая знания о прошлом от старейших поколений и наиболее информированных членов своих общин. Первым коренным гавайцем, опубликовавшим исторический отчет, был Дэвид Мало.

Время выхода этой публикации в 1861 году совпало с рождением газет на гавайском языке , которые полностью выпускались коренными гавайцами. Это была их первая возможность опубликовать культурные знания. Ров Менехуне в Ваймеа впервые упоминается 26 сентября 1861 года таким образом: «В брызгах Кикиаолы потечет ров Мелехуны [Менехуне]…»

В следующем месяце С.К. Кавайлиула, коренной гаваец, родившийся в Ваймеа, Кауаи, поделился историей о строительстве канавы Менехуне и рыбного пруда Алококо. Но в исходной статье, написанной на гавайском языке, не говорится ни о сверхъестественных существах , ни о магических, сверхчеловеческих силах, которые «принимались» и искажались более ста шестидесяти лет.

Ранние гавайцы или менехуне описываются как люди, принадлежащие к группе богов, отличных от гавайцев. Перевод этого оригинального документа на английский язык указывает на начало этого заблуждения, поскольку английский перевод сразу же превратил их в «сверхъестественную расу людей». Европейский отчет, опубликованный в 1923 году, подразумевает то же самое, заявляя, что они были не богами, а просто сверхсильными маленькими людьми.

Сэмюэл Камакау, которого миссионер Кэннон назвал лучшим гавайским оратором и одним из самых умных туземцев на островах, в 1869–1870 годах опубликовал серию газет под названием « Ка Мо'олело Гавайи» , призванную стать продолжением более ранней работы Мало.

В обширных трудах Сэмюэля Камакау содержится ответ на поставленный выше вопрос. В его томе « Работы древних людей » подробно описаны многие навыки и ремесла древних гавайцев, которые во многих случаях являются единственными источниками информации о старых методах. По мере появления этих культурных аспектов древние гавайцы, чей образ жизни подробно описывает Камакау, приобретают черты, похожие, но более примитивные, чем у полинезийской семьи , но все же «те же самые». Когда он описывает обычаи первых поколений гавайцев, «возникает» культура, которая совпадает с тем, что мы знаем о менехуне .

Руины Пуукохола хейау

Руины Пуукохола хейау, одного из многих духовных
памятников, построенных первыми гавайцами


🔹 Гавайцы: что мы знаем о культуре менехуне

«В древние времена большинство [гавайцев] жили в горах, на склонах холмов и в долинах…»
Хотя археологи обнаруживают террасы, арыки и каменные выступы древних деревень во внутренних районах, это не то место, где у гавайцев были деревни во время контакта. В 1779 году капитан Кук записал, что все города были построены вдоль берега, а плантации находились в глубине общины. В сельской местности не было видно ни одного дома.

Камакау писал, что это один из немногих лесных кланов, о существовании которых было известно в начале 1800-х годов. Но доказательствами были лишь клочки диких бананов , таро и кучи камней, разбросанных по лесу. Он вспоминает времена, когда люди жили в пещерах, убежищах в скалах и сараях, покрытых листьями бананов и другой лесной растительностью.

Уильям Бригам, первый директор Музея епископа, подтверждает, что эта примитивная хижина в форме палатки относится к самому раннему гавайскому стилю, хотя знания о том, как построить более сложный гавайский дом из травы, и более шестидесяти слов, используемых для описания его различных компонентов, пришли с гавайцами, когда они мигрировали.

Было несколько примеров примитивных хижин, которые все еще использовались в отдаленных местах после контактов с европейцами, например, миссионер Шелдон Диббл указывает, что некоторые люди добыли «шесты из леса и покрыли их листьями».

Описание мифической одежды в Bishop Bulletin, в котором набедренные повязки менехуне были сделаны из банановых волокон , почти совпадает с воспоминаниями гавайских предков, которые рассказывают нам, что древние плели сушеные банановые волокна. Банановые листья свисали снаружи, а плетение внутри касалось кожи, что делало одежду очень теплой. Охотники в горах носили такую ​​одежду, потому что дождь и холод не проникали через эти материалы, и эта одежда наблюдалась до начала 1800-х годов. Камакау утверждает, что «из-за того, что мало кто знал, как скручивать нити и плести их, изготовление таких древних предметов одежды было прекращено».

До того, как из бумажной шелковицы было получено кора, коврики для сна делали из нескольких растений, в том числе из верхней части ствола банана. Орудия для отбивания тапасной коры в то время также сменились с каменной наковальни на деревянный молоток.

Дикие банановые деревья

Дикие банановые деревья были основным источником пищи
и материалов для первых гавайцев


🔹 Для первых гавайцев дикие бананы
были ключевыми

Приведенные выше отчеты отражают использование бананов в качестве еды, одежды, постельных принадлежностей и убежища для этих горцев. По совпадению, история этого фрукта трактуется иначе, чем история других культурных растений на Гавайях.

Камакау указывает, что этот плод (размноженный живыми растениями, предполагающий, что он был доставлен на Гавайи с тщательной подготовкой) был на островах до прибытия гавайцев и был посвящен богам. Как убедился капитан Кук, когда экспедиция посетила хейау на Кауаи, бананы были единственными подношениями.

Эта же путаница проявляется и в том, как ботаники вспоминают об этом растении. В книге La'au Hawaii указывается, что гавайцы не выращивали бананы в больших масштабах, однако в Гавайском альманахе говорится, что существует двадцать разновидностей бананов, признанных коренными жителями Гавайских островов. Для сравнения, в 1840 году экспедиция Уилкса идентифицировала двенадцать разновидностей таро, основной пищи гавайцев. Кук говорит нам, что в 1778 году они наблюдали на Кауаи по крайней мере пять или шесть разновидностей бананов, что является гораздо большим выбором, чем любые другие культурные растения, отмеченные экспедицией.

Кроме того, многие отдаленные лесные районы страны, необитаемые на момент контакта, были покрыты дикими бананами. Капитан Кук на Большом острове рассказывает нам: «Леса в пяти-шести милях от берега изобилуют дикими плантанами». Миссионер К. С. Стюарт утверждает, что «сахарный тростник и большое разнообразие плантанов и бананов являются местными…» Ботаник Джеймс Макрэй, живущий в долинах над Даймонд-Хед, делится: «В лесу бананы вырастают в диком виде до огромных размеров, со многими большими связки фруктов. Он наблюдает их и на Мауна-Кеа: «крепкие, здоровые банановые деревья без обработки». И «сегодня я впервые увидел, как туземцы разожгли огонь, чтобы жарить бананы, потирая две палочки друг о друга…»

Ботаник Дэвид Дуглас в районе, куда редко ходят иностранцы, описывает дикие банановые деревья прямо перед тем, как лес заканчивается на подъеме на Мауна-Кеа возле старой хижины из листьев ти, и наблюдает за людьми, живущими в пещерах и пещерах. Хирам Бингхэм, проживающий у истока реки Вайниха на Кауаи, рассказывает нам, что «как и во многих других гористых частях этих островов» дикие бананы в изобилии росли по склонам высокогорья. Камакау ассоциирует эти дикие банановые поля с горными деревнями и трудолюбивыми гавайцами древности.

Менехуне

Ранние гавайцы, менехуне, изображенные на старом рисунке, выглядят примерно так


🔹 Физические описания
древних гавайских народов

Scientific Monthly указывает, что древние гавайцы были одной из самых ярких коренных рас в мире, высокими, хорошо сложенными и мускулистыми, женщины очень стройными. Однако во время контакта экспедиция Кука наблюдает людей в районе Кау на Большом острове, которые были примитивными, невысокими и худыми с непропорциональными конечностями.

Хотя Камакау не дает физического описания древних гавайцев, существуют останки гавайских захоронений до контакта, идентифицированные археологами, высотой от 4 футов 10 дюймов (1,5 метра) до 5 футов 3 дюймов (1,6 метра). Миссионер Чивер знал одного гавайца, который был невысокого роста и волосат, до безобразия. Ботаник Дэвид Дуглас описывает взрослого мужчину ростом менее четырех футов (1,2 метра) с непропорциональными конечностями.

Экспедиция Кука описывает множественные контакты с группой людей вдоль восточной и южной части Большого острова, которые были невысокого роста и демонстрировали примитивные физические данные. Миссионер Эллис более сорока лет спустя определил тех, кого он называет «первобытными людьми» в том же регионе.

Эти примеры показывают, что, хотя гавайцев часто описывают как высоких, хорошо сложенных и однородных, наблюдения из первых рук и археологи показывают, что они были от четырех (1,2 метра) до семи футов (2,1 метра) в высоту. Для сравнения, на Таити экспедиция на Бугенвиль в 1768 году описывает представителей низшего социального класса как средний рост от 5 футов 3 дюймов (1,6 метра) до 5 футов 4 дюймов (1,64 метра).

Залив Кеалакекуа, Гавайи

Иллюстрация Уильяма Эллиса (1781 г.) религиозного
места хейау в заливе Кеалакекуа, Гавайи


🔹 Первобытные древние храмы Хейау первых гавайцев

Был период времени, когда острова стали королевствами, управляемыми вождями, что соответствует прибытию вождей кахуна Паао и появлению новых религиозных обрядов.

Камакау рассказывает нам, что когда прибыли гавайцы, на островах уже существовал храм древнего стиля, заявив, что «они построили хейау… от берега моря до гор, где раньше строили хейау » . Мы знаем, что это правда, потому что д-р Эмори признал примитивный стиль внутреннего храма, который не отождествляется с гавайской культурой, но наблюдался на всех основных Гавайских островах и всегда отличался нечетным количеством вертикальных камней.

Тот факт, что дизайн внутреннего храма когда-то существовал на всех Гавайях, был подтвержден А. Э. Хадсоном, когда он выявил многочисленные места в районе кратера Халеакала на Мауи и на склонах Мауна-Лоа и Мауна-Кеа на Большом острове.

Во время похода на Таити, далеко за пределами контакта с цивилизацией, доктор Эмори обнаружил храмы, почти идентичные древнему гавайскому стилю, включая такое же простое расположение вертикально стоящих камней. Доктор Кирч не только подтверждает, что конструкция самого раннего гавайского храма практически неотличима от простых форм, найденных на Таити и Туамоту, [идентифицируя эту раннюю культуру в других полинезийских группах], но также предполагает сходство с храмами, найденными на пустынных экваториальных островах.

Антрополог маори сэр Питер Бак утверждает, что техника создания подобных материальных вещей может быть перенесена из одной области в другую только людьми. Бак приписывает внутренние храмы первым поселенцам. Прибытие Паао привело к изменениям в строительстве храмов: ранние храмы были разрушены, изменены или перестроены на всех обитаемых островах, за исключением нескольких изолированных мест, избежавших разрушения.

Есть также более двадцати храмов и других построек, которые Камакау приписывает Менехуне, которых он описал в 1870 году как «многочисленную расу людей, о которых часто упоминается в традициях [старых]». относится к национальному реестру исторических мест, которые, после тщательного изучения, в настоящее время приписаны Менехуне.

Кеалакекуа или Кайлуа-Кона, нарисованные Жаком Араго и Мореном

Кеалакекуа или Кайлуа-Кона, нарисованные Жаком Араго и Мореном. Чудесное изображение торжественного приема французских военно-морских офицеров на Гавайях из редкого отчета Жака Араго о кругосветном путешествии Фрейсине с 1817 по 1820 год.


🔹 Менехуне отождествляются с примитивными полинезийскими религиями

Энди Кирс в статье «Древняя полинезийская культура использовала совершенно уникальную двоичную систему счета» утверждает, что все полинезийские культуры имели общую десятичную систему счета чисел, основанную на степенях десяти. Эта система наблюдалась в 1700-х годах миссионером Уилсоном, который утверждает: «[Полинезийцы] считают числами от одного до десяти…»

Гавайский метод подсчета был другим. Он выражался числами, кратными четырем (умноженным на десять), которые считались как 40, 400, 4000, 40 000 и 400 000. Миссионер Диббл подтверждает тот же метод, указывая на то, что все их вычисления выполнялись в уме с использованием пальцев одной или обеих рук. Историк Авраам Форнандер указывает на древность этой системы счета: «полинезийский язык дает несомненные свидетельства того, что когда-то люди, говорившие на нем, не считали больше четырех, и что его представления о более высоких числах выражались кратными четырем». Аналогичный метод подсчета был также выявлен на Островах Кука.

В отчете Кауаи 1861 года С.К. Кавайлиула описывает Менехуне таким образом: «Жил человек по имени Пи, который принадлежал к народу богов по имени Мелехуна. Это обычное слово в гавайском числе, то есть 4 000, 40 000 и 400 000 богов. Все они пыль».

Значение этого отчета 1861 года заключается в том, что он был опубликован за двадцать четыре года до первой даты признания Менехуне в Бюллетене епископа и признания Менехуне за строительство двух крупных каменных проектов. Это также подтверждает, что они гавайского, а не европейского происхождения.

Этот отчет говорит нам, что Менехуне — это группа людей, у которых другая система религиозных верований. Эмори говорит нам, что внутренние храмы — это примитивные места поклонения, существовавшие до храмов прибрежных богов, в то время, когда каждая семья поклонялась своим предкам. На Таити, где наблюдались такие же конструкции храмов, он узнал, что эта религия когда-то была универсальной, но в конечном итоге ей следовали только жители внутренних районов.

Это описание людей с другой религиозной верой совпадает почти со всеми ранними историческими описаниями. Например, Дэвид Мало связывает названия кланов с лесными духами и одной и той же группой богов, заявляя, что люди делились на фермеров, рыбаков, строителей домов, изготовителей каноэ и т. д. и имели [данные имена кланов] множество различных наименований в соответствии с сделки, за которыми они следовали. В Епископском Бюллетене указывается, что «все эти [с разными именами] группы странных маленьких людей… очевидно, принадлежат акуа (богам), бесчисленным духам, которых гавайцы насчитывают […40 000, 400 000]»

Этих богов также призывали, когда гавайцы уходили в лес за дровами, богов гор, которым принадлежало дерево, призывали, чтобы оберегать чары предков-хранителей. Это боги, которых гавайцы связывают с лесными духами, но гавайцы не считают этих богов своими собственными.

Европейские миссионеры, включая Диббла и Чивера, собрали информацию о традициях, таких как история Вакеа, прародителя расы, который заявляет, что пусть будут построены храмы для Ку, Лоно, Кане и Каналоа (гавайских божеств), а также для 40 000 богов. и 400 000 богов. Эти примеры демонстрируют тот факт, что древние люди признавали богов Менехуне и идентифицировали этих людей по этой группе богов.

Фотография копии полинезийского каноэ Hawai'iloa

Фотография копии полинезийского каноэ Hawai'iloa, названного
в честь раннего гавайского вождя, в гавани Гонолулу>


🔹 Что случилось с Менехуне?

Гавайские предания в рассказе « Как лава пришла на Гавайи » утверждают, что Менехуне постепенно начали меняться, увеличиваться в размерах и, в конце концов, слились с нынешней гавайской расой.

Миссионер Эллис записал традицию Камапиикаи, отправившегося на Таити. После пятнадцатилетнего отсутствия он вернулся с подробным отчетом о стране, которую посетил. Он совершил три последующих плавания в эту страну, однако так и не вернулся из четвертого и последнего плавания. Эта традиция предполагает, что в какой-то отдаленный период гавайцы могли посещать или колонизировать другие острова в Тихом океане, и часть населения так и не вернулась, как говорится в устной истории Кауаи.

Этнолог Брюс Картрайт из Музея епископа предполагает, что гавайская лодка могла перевезти менехуне на Гавайи. Он говорит нам, что Гавайи были открыты Гавай-илоа, который оставил младших вождей присматривать за своими рабочими. Они стали людьми Менехуне.

Неизвестные файлы: Менехуне
(факт или фольклор?)



Интерпретация Картрайта заключает, что несколько поколений спустя нанаулу прибыли на северо-западные острова, установив свою семейную линию на Кауаи, Оаху и Молокаи, вероятно, взяв в жены женщин менехуне.

Фотография статуй менехуне, продаваемых сегодня на Гавайях в память о первых гавайцах, которые были «украшены» для туризма

🔹 Выводы

Трудно понять, почему полинезийские исследователи цепляются за ошибочное представление о том, что это мифические люди, когда так легко можно выявить гораздо больше, и поэтому они отводят этим людям подобающее место в истории.

В бюллетене епископа говорится, что единственное сходство между обычаями Менехуне и Гавайями было в играх, в которые они играли, но на этом сходство заканчивается. Исторические описания Камакау были опубликованы на гавайском языке в 1869–1870 годах с английским переводом в 1934 году, но не публиковались в виде книги до 1978 года.

В Епископском бюллетене, напечатанном в 1951 году, использовалась английская версия работы Камакау 1934 года, поскольку она касается ловушек для рыбы, но позже автор полагался на европейского историка для обзора этих записей, заявляя, что «согласно Труму, знакомому с [] еще В неопубликованных записях [Камакау] не упоминает Менехуне, за исключением того, что они приписывают им строительство нескольких хейау».

Описания проектов каменной кладки, опубликованные на гавайском языке в 1861 году, доказывают, что эти проекты были приписаны Менехуне задолго до того, как европейские письмена появились на рубеже веков. Работы местных историков свидетельствуют о том, что менехуне были гавайского происхождения, и есть физические доказательства их существования, такие как примитивная конструкция храма внутри страны, устаревшая система счета, навесные или палаткообразные лачуги и частые стоянки некультивируемые дикие бананы в горных районах.

Материальная культура первобытных дополинезийцев, когда-то живших на Гавайях, идентифицируется с культурой менехуне, включая то, как они строили свои дома, одежду, которую носили, места, где они жили, места, где они строили примитивные каменные храмы, что они ели, как они ее готовили и где выращивали, их систему счета и их религию.

Эта уникальная культура, идентифицированная Камакау и подтвержденная наблюдениями первых европейских посетителей, представляет народ Менехуне. Гавайская память об этих мастерах приписывает им строительство каноэ и большую часть ранней каменной кладки островов, такой как дороги, храмы, рыбные пруды, обширные террасы и оросительные каналы.

Хотя материальная культура принадлежит первобытным людям, в некоторых отношениях каменная кладка демонстрирует более совершенные методы соединения, резки и полировки. Эти результаты определяют место Менехуне в истории Гавайев и открывают двери для будущих исследований.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Sheri Trentlage,
«The Menehune: Historical Accounts of the Mythical ‘Little People’ of Hawaii»