Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Эхнатон, спаситель Карнака: разрыв связей с «испорченным» Амоном - Часть II

Тысячи талататских блоков из разобранных Эхнатоном храмов Атона

Тысячи талататских блоков из разобранных Эхнатоном храмов Атона
лежат на территории Карнакского комплекса


Неприятности назревали на горизонте, когда Аменхотеп IV сменил свое имя на Эхнатон на 5-м году царствования в честь своего «отца» Атона и покинул Фивы (Васет), чтобы занять пустынный регион в Среднем Египте — место современной Эль-Амарны. Надпись была на стене для духовенства Амона, чья власть, престиж и казна были во власти фараона. По причинам, которые продолжают обсуждаться, Эхнатон приступил к жестокой цензуре Амона-Ра. Однако он пощадил огромный Карнакский храм бога. Был ли царь действительно благожелателен, как полагают некоторые; или у него были другие, более насущные причины не обращать внимания на его разрушение?


\
Губы Эхнатона

Найденный на свалках к югу от Святилища Великого Храма Атона или в самом Святилище, этот фрагмент приписывается царю Эхнатону. Раскопки Петри / Картера, 1891–1892 гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.


Старое вино в новой банке

Принято считать, что строительство в Ахетатоне (Горизонте Атона) началось только в 5-м году царствования, но невероятно – благодаря использованию блоков талатата – к концу того же года царская семья сделала город своим домом, живя в временные помещения. Однако строительство новой столицы было завершено только в 9-м году.

Одной из первых задач, которую Эхнатон предпринял, когда прибыл в Ахетатон, было возведение серии пограничных стел. На них он записал свои причины выбора этого места и провозгласил свою непоколебимую преданность Атону: «Великая царственная жена (Нефертити) не скажет мне: «Посмотри, для Ахетатона есть хорошее место в другом месте», и я не будет ее слушать». Король также выразил отвращение к «злым словам», сказанным неназванными лицами, которые слышали его предки.

Одна из шестнадцати пограничных стел, воздвигнутых Эхнатоном

Одна из шестнадцати пограничных стел, воздвигнутых Эхнатоном для обозначения границ священной территории Ахетатона. (Слева) Указ об основании «Стела U» и (справа) большие статуи фараона и королевы Нефертити, которые примыкают к ней./span>


Примерно в 8-м году царствования началось преследование Амона-Ра, сначала медленно, а затем распространившееся с необычайной жестокостью. Был объявлен общенациональный запрет; и агенты Эхнатона стерли имя Амона везде, где его можно было найти — на памятниках, на обелисках, внутри гробниц и даже на маленьких скарабеях. Иконоборец вырезал упоминание об Амоне даже в имени своего покойного отца Аменхотепа III.

Шарлотта Бут сообщает, что фараон «даже распространил стирание на все случаи употребления слова «бог» во множественном числе и на имена, почитающие богов, особенно Амона, вплоть до четвертого порога в Нубии на юге. Это осквернение могло быть полностью вызвано религиозным рвением или экономическим инструментом, чтобы гарантировать, что все доходы от храмов Египта были направлены в новый город Атона, или, возможно, это было сочетание того и другого».

Поддерживая эту точку зрения, Джон Дарнелл и Коллин Манасса заявляют, что в порядке вещей, независимо от власти, которой обладало духовенство, указ суверена был священным, всепроникающим и вне всякого сомнения или упрека:
«В то время как храмовое поместье бог Амон владел землей и персоналом далеко за пределами Фив, духовенство Амона Нового Царства зависело от милости фараона — жречество Амона было могущественным благодаря, а не вопреки авторитету фараона».
Древнее место храма Гем-па-Атон Эхнатона в Карнаке

На этом снимке 2004 года показано древнее место храма Гем-па-Атон Эхнатона в Карнаке. Он был расположен к востоку от храма Амона, так что лучи солнца каждое утро первыми достигали его.


И, словно сыпя соль на рану, Эхнатон приказал, чтобы доходы от храмов Египта направлялись в его Солнечный Город. Доктор Дональд Редфорд описывает непростой поворот событий на этом этапе: «Большое количество пожертвований уже направлялось на Диск за счет других храмов, и… их собственное горло». Редфорд также утверждает, что многие священники из Карнака и других городов были повторно приняты на работу и проживали в Ахетатоне. «Некоторые, возможно, сделали это добровольно, ухватившись за возможность продолжить свою карьеру, в то время как других, возможно, держали там под «надзором» по указанию Эхнатона для поддержания порядка, чтобы они не восстали», — постулирует он.

Вид на отреставрированные колонны перед Малым святилищем храма Атона

Вид на отреставрированные колонны перед Малым святилищем храма Атона, которые выходят на «Ахет» или горизонт, откуда каждое утро поднимается Атон. (Фото: Олаф Тауш). Врезка: Эта хорошо сохранившаяся стела была обнаружена среди руин Великого храма Атона. С левой стороны на нем изображен картуш Эхнатона; а имя Атона заключено в царский картуш.

Посещал ли Небмаатр Ахетатон?

Преждевременная смерть его старшего брата, наследного принца Тутмоса (Джехутимоса), привела Аменхотепа IV (Эхнатона) к престолу после того, как его отец, Аменхотеп III, скончался. Но так ли обстояли дела на самом деле? Часть ученых задаются вопросом, был ли у Эхнатона период правления вместе с его отцом. К сожалению, нет четких доказательств этого, скажем, для соправительств во времена Двенадцатой династии или единственного полностью засвидетельствованного соправительства Нового Царства Хатшепсут и Тутмоса III.

Аменхотеп III и царица Тия изображены вместе

Аменхотеп III и царица Тия изображены вместе на этих очаровательных статуэтках из черного дерева, обнаруженных в руинах дворца-гарема фараона в Гуробе, область Файюм. Однако некоторые ученые не уверены, что это подлинный артефакт.


Мы можем только предполагать, что работы в Ахетатоне уже велись в годы заката Аменхотепа III — вопреки общепринятому мнению, что Эхнатон издал указ о его создании только после своего вознесения. Расписная стела из известняка с изображением довольно болезненного и тучного Аменхотепа, сидящего рядом с царицей Тийей, из дома Панехеси («Главный слуга Атона в храме Атона в Ахетатоне» — «Второй Пророк Господа Двух Lands') в Амарне интригует. Была ли эта табличка, на которой изображен отец Эхнатона под солнечным диском, идентифицированный только его тронным именем Небмаатре, свидетельством раннего визита?

Неумолимая ответная реакция Амарны

Реакция на все, за что Эхнатон выступал при жизни, по-настоящему началась только после смерти Тутанхамона и восхождения Хоремхеба на трон Египта. Придя к власти, этот последний правитель Восемнадцатой династии приказал систематически и массово демонтировать Великий храм Атона в Ахетатоне и, что более важно, Гем-па-Атон и другие святилища Атона в Карнаке в соответствии со своей политикой проклятия памяти против Еретик и его семья. Бывший генералиссимус использовал тысячи разобранных талататных блоков и кирпичной кладки в качестве щебня, чтобы заполнить внутреннюю часть своих новых строительных проектов — пилонов II, IX и X; плюс колонны, фундаменты и Гипостильный зал в Луксоре.

Тысячи талататов сегодня лежат на территории Карнакского храма

Тысячи талататов сегодня лежат на территории Карнакского храма. Потребуются титанические усилия, чтобы собрать воедино эту огромную головоломку эпохи Амарны. Тем не менее, мы многому научились из многих собранных блоков. (Справа) Девятый пилон, построенный королем Хоремхебом с использованием блоков Талатата из построек Эхнатона в качестве заполнения.


Однако этот шаг оказался совершенно невольным вкладом Хоремхеба в египтологию; ибо его попытки стереть все упоминания о правлении Эхнатона и катастрофических религиозных изменениях закончились ироническим поворотом - блоки талатата, на которых были изображены сцены из упомянутых до сих пор храмов, сегодня гораздо лучше сохранились по сравнению с изображениями самого Хоремхеба. Когда Хоремхеб умер примерно через 40 лет после Эхнатона, религиозный эксперимент последнего был почти забыт и отодвинут на второй план.

Так почему же Эхнатон не нанес такой же зверский ущерб Карнакскому храму или не разрушил его вообще; было ли это доказательством его ранней попытки сосуществовать с культом Амона или его предполагаемой терпимости, порожденной атенистской философией, которая охватывала всех и каждого? Автор настоящей книги полагает, что фараон не сделал такого шага, потому что твердо решил покинуть Фивы навсегда и провести остаток своей жизни в Ахетатоне.

Добавьте к этому огромную рабочую силу, которая потребовалась бы для завершения строительства города его мечты — это означало, что срочность Эхнатона, вероятно, не требовала огромной рабочей силы, включая рабочих, строителей, художников и ремесленников, необходимых для одновременного сноса огромного комплекса Карнакского храма, карьерного камня из Гебель-эль-Силсила для Ахетатона, а также построить город в среднем Египте. Помимо всего этого, Карнак избежал гнева Эхнатона, вероятно, из-за того, что девственное место, выбранное королем, не могло быть «испорчено» каменными блоками, которые до сих пор украшали святилища ныне запрещенного Амона-Ра и традиционный пантеон. . Все, что сделано в честь Атона, должно было быть новым, нетронутым и прочным.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Anand Balaji,
«Akhenaten, the Savior of Karnak: Sun God Vs the Hidden One - Part I»

🔹 🔹 🔹 🔹 🔹

По теме:

  • Эхнатон, спаситель Карнака: Бог Солнца против Скрытого - Часть I