Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Символический паук, вошедший в историю

Арахна, изображенная как получеловек-полупаук в «Чистилище»

Арахна,
изображенная как получеловек-полупаук в «Чистилище» Данте
Гюстава Доре


Паук — древний и могущественный символ, встречающийся по всему миру и всегда вызывавший у людей широкий спектр эмоций: страх, отвращение, панику, а иногда любопытство и признательность. Этот широкий спектр впечатлений повлиял на мифы о происхождении, легенды, искусство, литературу, музыку, архитектуру и технологии на протяжении всей истории.

Безусловно, загадочный символ, паук имеет разные значения и цели в разных культурах. Паукообразные и их паутины воплощают множество черт и интерпретаций, включая находчивость, созидание и разрушение, хитрость, обман, интриги, женское начало, мудрость, удачу, терпение и смерть.

Арахна Ткачиха

Согласно древнегреческой легенде, первый в мире паук родился из гордыни женщины.

Смертная Арахна была одарена искусством ткачества тонкой ткани и гобеленов и училась у богини Афины, мастерицы ткачества и гончарного дела. Работа Арахны была так прекрасна, а ее талант так велик, что молва о ее плетении распространилась повсюду. В конце концов, гордость и высокомерие заставляют Арахну хвастаться тем, что ее работа даже лучше, чем у Афины. В состязании, чтобы определить, кто лучший художник — смертный или богиня, — Арахна соткала гобелен, изображающий богов в дурном свете, детализируя их разврат и глупость. Богиня Афина пришла в ярость и в ярости уничтожила произведение Арахны.

Арахна, с ужасом и стыдом осознавая, куда завела ее гордыня, повесилась. Афина, почувствовав, что смертный усвоил ошибку, бросая вызов богам, превратила подвесную веревку в паутину, а Арахну в паука, чтобы она могла плести прекрасные творения на все времена. Это происхождение слова паукообразный , термин, который мы используем для пауков по сей день.

Быть искусными и трудолюбивыми ткачами паутины — это только одна черта пауков, которая использовалась символически на протяжении веков. Пауки и паутина были представлены в традициях по всему миру и значили многое для многих культур.
Арахна вернулась к жизни в образе паука

Арахна вернулась к жизни в образе паука

Создатель и Разрушитель

Во многих культурах пауки выступают как создатели нашей вселенной и мира, а также служат агентами разрушения.

Например, в древней Индии написано, что большой паук сплел паутину, которая является нашей вселенной. Она сидит в центре паутины, управляя вещами с помощью нитей. В легенде говорится, что однажды она поглотит паутину/вселенную и сплетет на ее место другую.

Египетская мифология повествует о богине Таит — пряхе и ткачихе судьбы — и связывает ее с пауком. Ее часто изображают с ткацким челноком в руке или с луком и стрелами, демонстрируя ее охотничьи способности.

Таит (егип. T3yt) — древнеегипетская богиня ткачества

Таит —
древнеегипетская богиня ткачества


Паук — бог-обманщик в западноафриканских историях, олицетворяющий божество-создателя Ананси . Связанный с рассказыванием историй и мудростью, паук заставляет озорство брать верх в отношениях с другими. Пересказ этих «сказок о пауках» преподносит нравственные уроки из поколения в поколение.

Наскальные рисунки и рисунки на коре в Австралии показывают, что местные культуры создали символы пауков. Пауки в своих сетях связаны со священной скалой и церемонией народа рембарнга в центральной части Арнемленда. Несколько региональных кланов используют тотемы пауков в ритуалах.

Культуры коренных народов Северной Америки часто изображали пауков как создателей, помощников и хранителей мудрости. В мифе о сотворении мира хопи Женщина-Паук — богиня земли. Она вместе с другими богами слепила из глины первых мужчину и женщину. В преданиях народа лакота есть паук-обманщик, а навахо связывают бабушку-паука и плетение паутины с сотворением мира.

Везение

Пауки, несмотря на их иногда устрашающий или жуткий внешний вид, не всегда изображаются как опасные существа или разрушительные эмблемы. Во многих традициях паук является добрым предзнаменованием и полезным спасителем.

Древняя китайская народная культура прославляет пауков. Считается, что утром они приносят счастье, а вечером богатство. Пауки — счастливые существа, и их называют «счастливыми насекомыми». Изображение паука широко используется в искусстве и литературе Китая, а украшения или талисманы с пауками носят, чтобы принести удачу.

Патти Вигингтон пишет в книге «О религии»:

« В некоторых культурах паукам приписывают спасение жизней великих лидеров. В Торе есть история о Давиде, который впоследствии стал царем Израиля, которого преследовали солдаты, посланные царем Саулом. Давид спрятался в пещере, а туда заполз паук и заткнул вход огромной паутиной. Когда солдаты увидели пещеру, они не удосужились ее обыскать — ведь в ней никто не мог бы спрятаться, если бы паутина была нетронутой. Параллельная история появляется в жизни пророка Мухаммеда, который спрятался в пещере, спасаясь от врагов. Гигантское дерево выросло перед пещерой, а паук сплел паутину между пещерой и деревом с теми же результатами».
В Германии и Украине принято включать пауков и паутину в украшения для рождественской елки из-за связи между украшениями из мишуры и нитями паутины.

Храмы, искусство и геоглифы

В 2008 году в перуанской долине исследователи обнаружили заброшенный глинобитный храм с вырезанными изображениями пауков. Храм был уникален тем, что был посвящен богу-пауку « малоизвестной цивилизации Купиниска, правившей этим районом около пяти столетий, примерно с 1500 г. до н.э. по 100 г. до н.э.», как сообщает Softpedia .

Исследователи предполагают, что паук и паутина представляли собой охотничьи сети, а значит, процветание и прогресс. Также предполагается, что изображение паука было мощным политическим символом. Археолог Йельского университета Ричард Бергер сказал Softpedia , что «другие символические ассоциации с богом-пауком включали войну, охоту, власть или текстиль. Есть изображения паучьих божеств, держащих сети, наполненные обезглавленными человеческими головами, так что была аналогия с успешными воинами и претензиями на власть».

Древний народ моче в Перу часто включал в свое искусство изображения природы и пауков.

Уакас-де-Моче: столица Моче и религиозное место с изображением паука

Уакас-де-Моче: столица Моче и религиозное
место с изображением паука


Таинственные линии Наски в пустыне на юге Перу содержат образы паукообразных. Серия геоглифов, изображающих прямые линии и гигантских существ, была создана между 400 и 650 годами нашей эры. Самое большое изображение охватывает более 200 м (660 футов) в поперечнике. Одно из существ-геоглифов — гигантский симметричный восьминогий паук. Некоторые предполагают, что паук мог быть символом плодородия в культуре Наска, а старший астроном Планетария и Астрономического музея Адлера утверждает, что паук представляет собой созвездие Ориона. Археологи, математики и историки до сих пор спорят о предназначении изображений Наски.

Линии Наска, геоглиф паука

Линии Наска, геоглиф паука

Мрачные опасности

Пауки не могут избавиться от своего пугающего вида, и многие народные сказки предупреждают об опасных чертах, связанных с пауками, таких как паутина, ложь и обман, смертельные яды, бесшумные атаки и ползучий ужас.

В Японии Принцесса-Паук, мифологическая фигура паука по имени Джорогумо , способна превращаться в соблазнительную женщину, которая заманивает в ловушку странствующих самураев. У Паучьей Принцессы много имён, например, «связующая невеста» или «паук-проститутка». Йорогумо превращается в красивую женщину, чтобы соблазнить воинов жениться на ней. Иногда кажется, что Принцесса-Паук носит ребенка, который оказывается ее мешком с яйцами.

Принцесса пауков. Цукиока Ёситоси

Принцесса пауков. Цукиока Ёситоси


Ссылки на грозных, смертоносных пауков бесчисленны в современной культуре, и их страшная природа снова и снова иллюстрируется в наших фильмах, искусстве, литературе и популярной культуре.

Паук — мощный образ, сохранившийся с древних времен. Он отражает двойственность, которая и ужасает, и очаровывает нас, укрепляя свою позицию в нашем мире как незабываемый символ.