Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Тархон и Тиррен: этрусские Ромул и Рем?

Танцовщицы на фреске в этрусской гробнице Триклиния

Справа; Танцовщицы на фреске в этрусской гробнице Триклиния,
слева; Мозаика Тархона, Тарквиния, Лацио, Италия.


Этруски, хотя и загадочные по сравнению с привычными нам цивилизациями Греции и Рима, оказали значительное влияние на развитие римской цивилизации. В результате неудивительно, что этруски играют заметную роль в римской мифологии. Одним из примеров этого могут быть истории о Тархоне и Тиррене. Это малоизвестные фигуры по сравнению с более выдающимися персонажами греко-римской мифологии, но, похоже, они были культурными основателями этрусской цивилизации точно так же, как Ромул и Рем были легендарными основателями Рима.


архон и Тиррен

Тархон и Тиррен,
мифические основатели этрусской цивилизации.
Этрусские персонажи со старинной гравюры.

Мифологическое происхождение Тархона и Тиррена

Полную историю Тархона и Тиррена трудно определить, потому что существует несколько версий. Однако большинство версий вращаются вокруг событий, которые произошли до или сразу после Троянской войны .

Конфликт между греками и троянцами считался древними греками и римлянами самой важной войной в истории. Для них это должно было объяснить непрекращающийся конфликт между Востоком и Западом или между Востоком и Западом. Он также использовался для объяснения конфликта между цивилизациями Греции и Рима. Имеет смысл, что Троянская война также сыграла роль в отношениях между Римом и другой великой цивилизацией, этрусками.

По одной версии, Тиррен был сыном царя Меонии Атиса и братом Лида. Согласно этой версии, в Меонии был голод, который в конце концов привел к тому, что царь решил, что часть людей уедет в новую землю, а часть останется в Меонии. Атис остался царем над оставшейся группой, которая стала лидийцами. Тиррен стал правителем уходящей группы, которая впоследствии стала тирренцами. Таким образом, Тиррен привел меонийцев в Италию, на землю умбров, где они основали то, что позже стало известно как этрусская цивилизация .

В другой версии истории Тиррен был сыном Геракла и Омфалы и братом Тархона. Отношение Тиррена к Тархону варьируется в зависимости от версии. Он либо сын, либо брат, либо компаньон Тиррена. Единственным общим моментом является то, что Тархон и Тиррен были лидерами тирренцев и были связаны с основанием этрусской цивилизации. Согласно одной легенде, Тархон также посетил Тагес, пророк-основатель этрусской религии .

Тиррен был сыном Харкла и Омфалы. Древнеримская фреска из Помпеи

Одна версия легенды утверждает, что Тиррен был сыном Харкла и Омфалы. Древнеримская фреска из Помпеи, Италия Омфалы и пьяного Геракла.


Эпическая поэма Вергилия «Энеида» настоятельно предполагает, что Тархон был моложе Тиррена или жил после него, поскольку он описан как царь тирренцев, подразумевая, что тирренцы уже были устоявшимся народом в Италии ко времени Энея. В «Энеиде» Тархон и тирренцы, или этруски, были союзниками Энея в битве против Турна, вождя рутулов. После победы над Турном Эней основал город Лавиниум, легендарный предшественник Альба Лонги и самого Рима.

Эней побеждает Турна

Тархонт и тирренцы, или этруски, были союзниками Энея в битве против Турна.
Эней побеждает Турна, картина маслом 17 века Луки Джордано


Несмотря на различные детали каждой версии, план этой истории выглядит следующим образом: после голода на родине Тиррена он возглавил экспедицию в Италию и основал там поселение. Тархон либо был из того же места, что и Тиррен, либо каким-то образом присоединился к нему по пути. Вместе они основали Этрусский союз двенадцати этрусских городов-государств.

Карта, показывающая размеры Этрурии и этрусской цивилизации

Карта, показывающая размеры Этрурии и этрусской цивилизации; карта включает 12 городов Этрусской лиги и известные города, основанные этрусками.

Исторические объяснения происхождения этрусков

У древнегреческих историков, таких как Геродот и Гелланик, было много теорий происхождения этрусков. Во-первых, они пришли из Лидии около 1200 г. до н.э. в ответ на голод в центральной Анатолии. Этой теории придерживался Геродот.
Другая теория заключалась в том, что они были из Эгейского моря и произошли от пеласгов. Термин «пеласг», по-видимому, был общим термином, использовавшимся древними греками для обозначения любого доэллинского народа, который жил на эллинской земле до прихода греков. Описано, что пеласги жили на Крите, Ионических островах, Мраморном море и Фессалии среди других мест. Их также можно было считать особой популяцией, проживающей на северо-востоке Эгейского моря. Гипотезу пеласгского происхождения этрусков поддержал Гелланик.

Современные теории происхождения этрусков

Современные теории происхождения этрусков вращаются вокруг тех же тем. Одна из гипотез состоит в том, что они пришли из восточной провинции, такой как Лидия. Другая теория состоит в том, что они пришли с севера Альп. Еще одно предположение по-прежнему заключается в том, что они произошли от коренного населения Италии, но со временем имели приток населения или влияние с востока.

Имеются археологические и ДНК-свидетельства того, что некоторые из этрусков проникли в Италию в конце бронзового века, примерно в 1200–1000 годах до нашей эры, что является временными рамками легенд о Тархоне и Тиррене.

Основная проблема с гипотезой восточного происхождения заключается в том, что большинство доказательств, используемых сегодня в ее поддержку, можно объяснить другими способами. Например, основным археологическим сооружением, используемым в поддержку гипотезы, является стела на греческом острове Лемнос с надписью, очень похожей по своей структуре на этрусские. Сторонники гипотезы восточного происхождения использовали это как доказательство анатолийского происхождения. Однако стела датируется 6 веком до нашей эры, поэтому она не может быть связана с миграцией предков этрусков из Анатолии в Италию. К тому времени этруски уже были в Италии. На самом деле, более вероятно, что Лемнос был этрусским форпостом, созданным для облегчения торговли с Анатолийским регионом.

Лемносская стела VI века до н.э.

Лемносская стела VI века до н.э., надгробная стела из известняка с надписью на лемнийском языке, родственном этрусскому. Найдена в 1884 году в Каминии на Лемносе.


Другая проблема, на которую указал античный историк Дионис Галикарнасский, заключается в том, что лидийские и этрусские институты и языки имеют значительные различия, что делает маловероятным происхождение этрусков из этого региона. Кроме того, большинство свидетельств восточного влияния на этрусскую культуру не появляются до 700 г. до н.э., через пятьсот лет после временных рамок миграции Тархона и Тиррена.

Теория о том, что этруски пришли с севера от Альп, была впервые предложена в 19 веке. Он был основан не на древних литературных ссылках, а скорее на сходстве между практикой кремации в культурах к северу от Альп и виллановской (т.е. протоэтрусской) практикой. Это также основано на сходстве между словами Rasenna , очевидным местным словом, которое этруски использовали для описания себя, и Raeti , названием племени, которое жило в восточно-центральных Альпах в 5 веке до нашей эры. Хотя есть сходство между артефактами из Этрурии (родины этрусков) и артефактами из Центральной Европы во времена Вилланова., такие как типы оружия и шлемов, сходства недостаточно, чтобы большинство ученых сегодня считали доказательством родовой связи.

Этрусская биконическая погребальная урна с крышкой шлема в форме гребня, IX–VIII вв. до н.э

Сходство между практикой кремации и оружием использовалось для поддержки теории этрусского происхождения в Альпах. Этрусская биконическая погребальная урна с крышкой шлема в форме гребня, IX–VIII вв. до н.э.

Лингвистическая аномалия

Причина, по которой происхождение этрусков всегда считалось загадочным, заключается в том, что они говорили на неиндоевропейском языке. Это делает неитальянское происхождение этрусков правдоподобным. Тем не менее, этруски археологически связаны с итальянскими археологическими культурами, существовавшими незадолго до появления этрусской цивилизации. Более того, этрусская цивилизация четко не появляется в археологических записях до 500 лет после предполагаемого времени Тархона и Тиррена. Кроме того, социальные институты и язык этрусков не обязательно напоминают таковые в анатолийских культурах. Это делает историчность Тархона и Тиррена неясной, если не маловероятной.

Интерпретация мифа и факта

Возможно, невозможно определить, были ли Тархон и Тиррен историческими личностями, но что может быть более важным, так это значение мифа. Неизвестно, какие истории рассказывали этруски о своем происхождении, но древние греки и римляне, похоже, связывали их либо с пеласгами, либо с Анатолией, в частности с Лидией. Если история Тархона и Тиррена представляет собой историю происхождения этрусков, то это повествование, рассказанное древними греками и римлянами, а не самими этрусками. Таким образом, он больше говорит нам о том, что греки и римляне думали об этрусках, чем о том, что этруски думали о самих себе.

У римлян была своя история происхождения: легенда о Ромуле и Реме . Согласно легенде, Ромула и Рема родила Рея Сильвия, жрица бога Марса. Отец Реи Сильвии, Нумитор, был королем Альба-Лонги и только что был свергнут своим братом Амулием. После этого захвата Амулием бог Марс посетил Рею Сильвию, и она забеременела от Марса близнецами. Когда близнецы родились, их бросили в реку Тибр по приказу Амулия, потому что он боялся, что они вырастут и свергнут его.

Осуждение Реи Сильвии Амулием

Осуждение Реи Сильвии Амулием,
картина Гийома-Гийона Летьера XIX века


Младенцев Ромула и Рема нашла и вскормила волчица. В конце концов их обнаружил пастух, который вместе со своей женой вырастил их. Когда он вырос, как и опасался Амулий, Ромул и Рем свергли его и восстановили своего деда Нумитора в качестве короля Альба-Лонги. После этого они отправились основывать свой собственный город. Они решили построить город у реки Тибр, где их оставили умирать в младенчестве. Все пошло не так. У Ромула и Рема возникли разногласия при строительстве города, в результате чего Ромул убил своего брата. После основания города Ромул увеличил население, приветствуя преступников и изгнанников из окрестных городов.

Капитолийская волчица и близнецы Ромул и Рем

Легенда о Ромуле и Реме глубоко укоренилась в римской культуре. Капитолийская волчица и близнецы Ромул и Рем, этрусская бронзовая статуя V в. до н. э. Фигурки детей были добавлены в эпоху Ренессанса, Музей Капитолия, Рим, Италия


Вероятно, в истории Ромула и Рема мало исторической правды, но это история, которая определила римскую идентичность и придала смысл некоторым из их обычаев. Точно так же история происхождения этрусков будет использоваться для объяснения того, кем они были как народ и их обычаи.

Поскольку история Тархона и Тиррена не рассказывается нам непосредственно этрусками, она, вероятно, отражает то, что древние римляне думали об этрусках, а не то, что этруски думали о себе. В « Энеиде » Тархон и тирренцы предстают союзниками Энея, легендарного троянского прародителя римлян. Римляне, возможно, сделали Энея троянцем, чтобы дистанцироваться от греков. Древний Рим во многом существовал в культурной тени греков. Связывание римлян с легендарным соперником Греции могло быть литературной попыткой избежать этой тени.

Интересно, что « Энеида » делает так, что римляне происходят из Анатолии, легендарной родины этрусков. Этруски, согласно греко-римскому мифу, пришли из Лидии, древнего царства в центральной Анатолии, а Троя находилась в северо-западной Анатолии. В истории Тиррена и Энея также есть сходство в том, что они оба бежали из своих родных стран, спасаясь от невзгод, и основали новую нацию в Италии.

Картина Энея, бегущего от горящей Трои, 1598 г.

Сравнение можно провести между Тархоном и Тирреном, Ромулом и Ремом, а также между Тирреном и Энеем.

Картина Энея, бегущего от горящей Трои, 1598 г.


На основании «Энеиды» можно утверждать, что римляне отождествлялись с древними этрусками. Они оба были легендарными потомками беженцев из Анатолии и были союзниками в мифическом прошлом. И это несмотря на то, что Рим завоевал этрусские города-государства и, похоже, усвоил их культуру.

В отличие от Древней Греции, римляне, похоже, мало пытались сохранить этрусскую культуру. Тем не менее, в римской мифологии существует дружба между Энеем и ранними этрусками. Могло ли быть так, что « Энеида » пыталась подчеркнуть, что этруски всегда были в каком-то смысле римлянами или, по крайней мере, что римляне и этруски принадлежали друг другу?

«Энеида» не была в первую очередь адресована потомкам этрусков, но могло ли быть так, что она отражала форму римской пропаганды, призванную убедить потомков этрусков в том, что между их этрусским прошлым и их римским настоящим нет противоречия? Возможно, что римская вера в то, что земли этрусков принадлежали Римской империи, отражена в дружбе, которая существует между Энеем и тирренцами в Энеиде.

Наследие и заключение

Хотя существует множество надписей на этрусском языке, до наших дней не сохранилось ни одного этрусского литературного произведения. Тем не менее этрусская цивилизация оказала глубокое влияние на Древний Рим. В древности этрусский язык был третьим великим языком культуры в Италии после греческого и латыни. Этруски были известны своими религиозными текстами и, возможно, обширным каноном пьес и исторической литературы.

Этрусское наследие длилось очень поздно, вплоть до античности. На самом деле, последнее упоминание об использовании этрусского языка относится к 410 году нашей эры, когда этрусские жрецы были призваны вызвать молнию против вторгшихся вестготов. Кроме того, несколько королей Рима до того, как он стал республикой, были этрусскими. Этруски также сыграли свою роль в строительстве части города Рима.

Учитывая влияние этрусской культуры на римскую жизнь и общество, вполне логично, что римляне ощущали культурную и историческую связь между римлянами и этрусками еще во времена Тархона и Энея.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Caleb Strom*,
«Tarchon and Tyrrhenus: The Etruscan Romulus and Remus?»



* Калеб Стром имеет степень бакалавра в области наук о Земле и дополнительную степень в области антропологической археологии. Он участвовал в археологической полевой школе и археологических раскопках в Греции и Сан-Диего. Он особенно интересуется классической греческой историей и мировой предысторией и в настоящее время является аспирантом геологических наук. (Примеч. Louiza Smith)




По теие:



<