Битва Рагнарёк |
Эту историю можно найти прежде всего в Поэтической Эдде, составленной в 13 веке из более ранних устных преданий, а также в Прозаической Эдде, написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном. В обеих версиях это событие упоминается как Рагнарёк, «Рок или судьба богов», или Рагнарёккр, «Сумерки богов». Хотя на местном языке эти два названия звучат почти одинаково, различия могут иметь некоторое значение. Обсуждение важности вариации имени, а также других теорий и археологических находок способствовали продолжающимся спорам среди ученых относительно легенды, а также устойчивой популярности мифа.
➡️ Рагнарёк: линейная или циклическая серия событий?
Люди на протяжении веков и представители многих религий были обеспокоены апокалипсисом или концом света. Некоторые ученые предположили, что Рагнарек можно сравнить с христианской идеей конца света. В этой версии мир полностью уничтожен вместе со всем живым.Другие ученые, такие как Мирча Элиаде и Рудольф Симек, предположили, что события Рагнарёка передают совсем другую идею. Используя древнескандинавские первичные документы в качестве доказательства, эти ученые предполагают, что конец света в Рагнарёке не изображает конец линейной истории, а скорее описывает циклический конец мира, за которым следует новое творение. После этого нового творения придет еще один Рагнарек, а затем еще одно новое творение и так далее. Этот цикл можно увидеть в других архетипах скандинавской мифологии, таких как цикл времен года, фазы луны и цикл жизни и возрождения. Следовательно, термин Рагнарек, «Гибель богов», неверен, поскольку боги не обречены, а скорее убиты, чтобы возродиться. Некоторые утверждают, что термин Рагнарёк - это просто христианизация первоначального Рагнарёка.
Новый мир, который возникает после Рагнарёка, |
➡️ Параллели между Рагнарёком
и другими индоевропейскими верованиями
Эти параллели включают сравнения космического зимнего мотива между скандинавским Фимбулвинтером и иранским Бундахишн . Шаги Видарра сравнивают с ведическим богом Вишну - у обоих есть «космический шаг» с помощью специальной обуви, используемой для разрывания звериного волка. Были отмечены еще большие параллели между событиями «последней битвы» в индоевропейских культурах, включая появление слепой или полуслепой фигуры в битве и фигуры, внезапно появляющиеся с особыми навыками. Неясно, откуда именно возникли эти мифы, но ясно, учитывая параллели, которые можно провести, что они действительно развивались органически из общего опыта.
Бог Видарр стоит в пасти Фенрира и размахивает мечом |
➡️ Является ли Рагнарёк интерпретацией реального события?
Было высказано предположение, что общий опыт индоевропейских культур, таких как скандинавские, был связан с окружающей средой. Развиваясь географически независимо друг от друга, должно быть какое-то объяснение общей мифологии. Хильда Эллис Дэвидсон предполагает, что события, последовавшие за смертью богов (чернеющее солнце, поднимающийся пар, пламя, касающееся неба и т. д.), могли быть вызваны извержением вулкана в Исландии.Записи об извержениях в Исландии имеют сильное сходство с последовательностью событий, описанных в Рагнароке, особенно с извержениями в Лаки в 1783 году. Берта Филпоттс предполагает, что фигура Сурта была вдохновлена извержением вулкана и что он на самом деле был демоном вулкана. В качестве доказательства она указывает, что его имя фигурирует в некоторых исландских топонимах, связанных с вулканами или потоками лавы, таких как лавовые пещеры Сурчеллир.
Сцена из последней фазы Рагнарёка, |
➡️ Рагнарёк в археологических записях
Было установлено, что многочисленные археологические находки изображают события Рагнарёка. Крест Торвальда — это частично сохранившийся рунический камень на острове Мэн, на котором изображен бородатый мужчина, держащий копье на волке, а птица лежит у него на плече. Камень был датирован где-то между 940 и 11 веком. Этот камень был истолкован как изображение Одина с вороном или орлом на плече, которого поглотил волк Фенрир во время Рагнарёка.Крест Торвальда на территории Кирка Андреаса, остров Мэн |
На оборотной стороне камня изображен большой крест, что побудило других предположить, что на лицевой стороне на самом деле изображен Христос, торжествующий над сатаной. Следовательно, это может быть «синкретическое искусство», смесь языческих и христианских верований, но никто не уверен, какую сцену оно представляет на самом деле.
Камень Ледберг в Швеции, датируемый XI веком, изображает сцену, аналогичную кресту Торвальда. Камень Скарпокер, найденный в Швеции в начале 11 века, изображает отца, оплакивающего умершего сына. На камне также есть стих из Стихотворной Эдды. Исходя из этого, ученый Янссон предполагает, что во время этой надписи каждый, кто читал строки, думал о мифе о Рагнарёке.
Составное изображение камня Ледберга под тремя разными
углами. |
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Veronica Parkes,
«Epic Battle Equals Doom or Twilight for Norse Gods? Ragnarök: The Real Message in the Myth»
По теме: