Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Жак Луи Давид (Jacques Louis David): радикальный художник

Жак Луи Давид, «Смерть Сократа» (1787 г.) / / Jacques Louis David, «The Death of Socrates» (1787 г.)

Жак Луи Давид, «Смерть Сократа» (1787 г.) //
Jacques Louis David, «The Death of Socrates» (1787 г.)


В этом ориентире неоклассической живописи времен, непосредственно предшествовавших Французской революции, Давид поднял классическую историю сопротивления несправедливой власти в разреженной, похожей на фриз композиции. Греческий философ Сократ (469–399 до н. э.) был осужден афинскими судами за нечестие; вместо того, чтобы отказаться от своих убеждений, он добровольно умер, рассуждая о бессмертии души перед тем, как выпить ядовитый болиголов. Через сеть тщательно сформулированных жестов и выражений фигуры Давида разыгрывают последние моменты жизни Сократа. Он собирается схватить чашу с болиголовом, предложенную учеником, который не может видеть это действие. Дэвид консультировался со специалистами по антикварам в поисках археологически точного изображения, включая детали мебели и одежды; его включение Платона в изножье кровати, однако,Федон сохранил эту древнюю историю до наших дней.

Инфракрасная рефлектограмма

Инфракрасная рефлектограмма
Jacques Louis David, «The Death of Socrates» (1787 г.)


Визуализация позволила исследовать аспекты картины на ранних стадиях. Инфракрасная рефлектография (IRR; см. рис. 2 выше) не выявила ни ортогональных линий для перспективной системы, ни сетки для передачи рисунка, хотя возможно, что они были в материале, невидимом для инфракрасных длин волн, таком как красный мел. (Горизонтальная линия на груди Сократа, которую можно рассматривать как часть сетки, является продолжением трещины между каменными блоками стены.)

IRR действительно выявил обширные подрисовки контуров фигур и признаки складок на одежде. Наиболее очевидно на фигуре, которая, как предполагается, является Критоном (сидящим справа от Сократа) из-за относительной прозрачности его одежды для инфракрасного излучения, тонкие подрисованные линии были тщательно нанесены кистью.

Ключевые контуры, например, левое плечо Сократа было указано перед драпировкой. IRR показывает множество небольших корректировок, сделанных во время рисования, например, на плечах слуги, который протягивает Сократу чашу; есть немного больший сдвиг между недорисованным левым контуром мантии Критона, что соответствует этюду с квадратной фигурой (Метрополитен,61.161.1 ) — и нарисованный контур, сдвинутый дальше вправо.

То, что IRR показывает лишь незначительные изменения в композиции, неудивительно, учитывая привычку Дэвида делать обширные подготовительные рисунки для композиции и отдельных фигур. Оба включают ключевые элементы драмы, которая развернулась в этюдах и не была разрешена, когда картина начиналась. Положение цепи кандалов Сократа было скорректировано; Первоначально цепь была подвешена перед ножкой кровати, а впоследствии художник поместил ее вокруг спинки кровати. Точно так же на картине развивались отношения между руками и чашкой болиголова; Запястье Сократа изначально было нарисовано ближе к чаше, а впоследствии сдвинуто вправо. (Прим.Шарлотта Хейл, 2018)




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

Коллекция Кэтрин Лориллард Вулф, Фонд Вулфа, 1931 г. //
Catharine Lorillard Wolfe Collection, Wolfe Fund, 1931