Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Гонки: как этот вид спорта изменил древний мир

Гонки на колесницах. Картина Жана Леона Жерома. 1876 г.

Гонки на колесницах.
Картина Жана Леона Жерома. 1876 год
Art Institute of Chicago


Вкратце

Лошади всегда играли огромную роль в жизни античного мира. Запряженные в колесницу, они позволяли не только перемещаться в пространстве быстрее и с большим комфортом, но и эффективнее вести военные действия, защищать свою территорию. Быть самым умелым возничим и иметь самых быстрых лошадей было крайне почетно у древнегреческой знати. В Древнем Риме популярность гонок на колесницах приобрела общенациональный масштаб, а сами гонки стали делом государственной значимости.


Гонки на колесницах были в разной степени популярны и в Древней Греции, и Древнем Риме, и в Византии. Рассказ о колесничных бегах можно найти в «Илиаде» Гомера, эти соревнования стали частью описанных в эпосе похоронных игр, устроенных после погребения Патрокла (В поэме Гомера герои — гости похорон Патрокла, верного друга Ахилла, принимают участие в заезде на колесницах, запряженных четверками лошадей. Соревнования проходят на плоской равнине. Участники должны доехать до столба, окруженного двумя белыми камнями, и обогнуть его с внешней стороны. Для того чтобы никто из возничих не нарушал правила, за их действиями следил судья, поставленный между камнями.).

В 680 году до нашей эры гонки на квадригах — колесницах, запряженных четверками лошадей в один ряд, — стали частью программы Олимпийских игр. Это были самые престижные, дорогие и опасные соревнования в Древней Греции. Разделительного барьера посреди площадки, отведенной для заездов, на ипподромах не было, и это повышало риск лобового столкновения. Поэтому знатные греки редко сами управляли лошадьми: они лишь заявляли колесницу, которую вел специально обученный возничий. Тем не менее именно владельцев лошадей и колесницы, а не возничих объявляли победителями — их присутствие даже не требовалось (В той же «Илиаде» колесницами управляют сами герои, а не возничии неаристократического происхождения. Вероятно, так в VIII веке до нашей эры проходили гонки на колесницах. Позже ситуация изменилась, и знатные греки перестали управлять лошадьми во время заездов. Исследователь Античности Дэвид Стоун Поттер предполагает, что в Древней Греции не было твердого правила о том, должен ли владелец лошадей управлять ими самостоятельно, или за него это может делать другой человек.).

Так, спартанская принцесса Киниска стала первой женщиной, выигравшей Олимпийские игры. Заявить свою колесницу на соревнования в Древней Греции было очень престижно — это подтверждало и статус, и финансовую состоятельность.

Фрагмент древнеримской мозаики с изображением гонки на колесницах. II век н. э.

Фрагмент древнеримской мозаики
с изображением гонки на колесницах. II век н.э.
Lugdunum (Musée gallo-romain de Fourvière)


В Древнем Риме колесничные бега стали популярны не только среди знати, но и у простого населения, в том числе рабов, которых начали допускать на трибуны. С III века состязания, проходившие в цирках — так назывались арены для конных забегов, — стали самыми посещаемыми мероприятиями. Гладиаторские бои, которые напрасно называют самым модным развлечением Древнего Рима, начали проводить намного позже, а закончили — намного раньше  (Первое упоминание о гладиаторских боях в Древнем Риме датировано 264 годом до нашей эры. В первой половине IV века из-за негативного отношения христианской Церкви к этим мероприятиям бои постепенно начали сходить на нет.).

Колизей вмещал гораздо меньше людей, чем Большой цирк (Circus Maximus), в который помещалось сначала около 150 тысяч зрителей, а потом 260 тысяч, это было самое огромное строение в Древнем Риме. Для сравнения: вместимость Колизея, по разным оценкам, от 45 до 55 тысяч зрителей.

Если в Древней Греции гонки на колесницах носили скорее любительский характер, то в Древнем Риме они фактически стали профессиональным спортом. Соревновались уже не отдельные экипажи, а команды, или партии. Как у современных клубов, у них был богатый владелец и генеральный менеджер, управлявший несколькими сотнями сотрудников. Эти объединения появились во II веке до нашей эры, вероятнее всего, после Второй Пунической войны (Вторая Пуническая война (218–201 до н. э.) — военный конфликт между двумя коалициями, во главе которых стояли Рим и Карфаген, за гегемонию в Средиземноморье.).

У каждой команды был свой цвет — в него одевались возничие и болель­щики. Основных партий было четыре: зеленые, синие, красные и белые. До сих пор неизвестно, по какому принципу болельщики выбирали, кого поддерживать, зато мы знаем, что среди участников были консулы и императоры. В роли возничего выступал сам Нерон. Ради его участия Олимпийские игры перенесли с 65 года на 67-й. Нерон управлял колесницей, запряженной десяткой лошадей. Во время гонки он упал, не сумев добраться до финиша, но его все равно провозгласили победителем.

Панафинейская амфора с изображением квадриги. Чернофигурная вазопись. Афины, 340–339 годы до н. э.

Панафинейская амфора с изображением квадриги.
Чернофигурная вазопись. Афины, 340–339 годы до н. э.
© Dave Margie Hill / CC BY-SA 2.0 / Getty Villa


Многие древнеримские государственные деятели и мыслители критиковали чрезмерную любовь к гонкам, считая это ребячеством, недостойным взрослых мужей. «Было бы еще объяснимо, если бы их привлекала скорость лошадей или мастерство возничих, но в реальности все, что их интересует — это цвета партии…» — писал в письме другу Плиний Младший  (Pliny the Younger. Letters. Book 9. № 6.).

. Два с половиной века спустя другой историк, Аммиан Марцеллин, признавал, что именно с цирком были связаны основные надежды и энтузиазм простолюдинов. Даже знаменитая крылатая фраза из десятой сатиры Ювенала — «Хлеба и зрелищ!» — в оригинале звучала так: «Хлеба и цирков!»

Исследовательница имперского Рима Элисон Футрелл считает, что принадлежность к той или иной цирковой партии во времена поздней Античности для многих действительно стала «определяющей социальной идентичности», особенно учитывая отсутствие других возможностей быть вовлеченным в общественную жизнь. Историк Дэвид Стоун Поттер отмечает, что в эпоху имперского Рима цирк стал главным местом коммуникации императора с народом. Только там римляне могли увидеть правителя, а иногда даже высказать свое недовольство происходящим (хоть это и далеко не всегда хорошо заканчивалось: недовольных могли наказать).

Источники IV века свидетельствуют о том, что гонки на колесницах проводились в Риме 66 дней в году, причем в каждый день было по 24 гонки. Мы не знаем, насколько регулярно устраивались эти заезды в других городах, однако их география была очень обширна: соревнования устраивали и в Северной Африке, и в Каппадокии, и на Сицилии.

Гонки на колесницах. Картина Александра фон Вагнера. Около 1882 года

Гонки на колесницах.
Картина Александра фон Вагнера. Около 1882 года
Manchester Art Gallery


Возничими становились в основном рабы (в том числе бывшие) и иностранцы — в случае успеха они могли со временем получить свободу и стать знаменитостями, близкими к императору. Вместе с известностью приходили деньги — некоторые гонщики к концу карьеры были богаче сенаторов. До конца карьеры доживали далеко не все. Несмотря на то что в Древнем Риме, в отличие от Греции, в цирке устанавливался разделительный барьер, скорость заездов была такая, что возничий, выходя на старт, никогда не мог быть уверен, что переживет гонку.

В Большом цирке каждая гонка обычно состояла из семи кругов (примерно пять километров), участники преодолевали это расстояние за восемь-девять минут. Средняя скорость колесниц — максимально облегченных — составляла около 35 км/ч. На прямых участках трассы (от старта и до первого поворота) они могли достигать 75 км/ч. Аварии были обыденностью — зрители их и боялись, и ждали. Особенно часто они случались в районе поворотов. На то, чтобы убрать обломки колесниц и жертв аварий, у сотрудников цирка было меньше минуты.

После разделения Римской империи на Восточную и Западную в 395 году гонки на колесницах по-прежнему пользовались популярностью. Распро­странение христианства как государственной религии в Византии привело к постепенному вытеснению и запрету большинства любимых римлянами развлечений, но гонок на колесницах это, как ни странно, не коснулось. Константин I, перенеся столицу из Рима в Константинополь, почти сразу приказал расширить местный ипподром — гонки проводили тут до XI века, если не дольше. Во время Четвертого крестового похода 1202–1204 годов, закончившегося разорением Константинополя, Великий ипподром был разрушен. На средиземноморских территориях гонки на колесницах перестали проводить раньше — в VI–VII веках.

Древний Рим за 20 минут



Источники:
  • Cameron A. Circus Factions: Blues and Greens at Rome and Byzantium. Oxford, 1976.
  • Christesen P., Kyle D. G. A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman Antiquity. Somerset, 2014.
  • Futrell A. The Roman Games. Oxford, 2006.
  • Humphrey J. H. Roman Circuses. Arenas for Chariot Racing. London, 1986.
  • Kyle D. G. Sport and Spectacle in the Ancient World. Oxford, 2007.
  • Meijer F. Chariot Racing in the Roman Empire. The Johns Hopkins University Press, 2010.
  • Potter D. S., Mattingly D. J. Life, Death, and Entertainment in the Roman Empire. The University of Michigan Press, 1999.
  • Potter D. S. The Victor’s Crown: A History of Ancient Sport from Homer to Byzantium. London, 2011.
  • The Oxford Encyclopedia of Ancient Greece and Rome. Oxford University Press, 2010.

Aleksandra Vladimirova