Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Мегалиты народа майя в Паленке

Мегалиты народа майя в Паленке

Паленке, один из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся городов-государств майя, олицетворяет тайну всей цивилизации майя, которая возникла, доминировала в некоторых частях Мексики, Гватемалы, Белиза и Гондураса, а затем исчезла без особых объяснений.

Разрушенный город Паленке, обнаруженный в 1950-х годах, находится в защитных объятиях мексиканских джунглей, являясь одним из самых захватывающих руин майя. Город, известный своей замысловатой резьбой и местом упокоения Пакала Великого, когда-то был процветающим мегаполисом между 500 и 700 годами нашей эры, и в его расцвете проживало около 6,000 человек.

Хотя потомки майя все еще процветают в Мексике и Центральной Америке, никто не знает, почему великие города майя превратились в руины и были окончательно заброшены в 1400-х годах. Расцвет Паленке пришелся на классический период цивилизации майя, примерно с 700 по 1000 год нашей эры. Как и во многих городах майя, в нем были поистине удивительные храмы, дворцы и рынки.

Тем не менее, Паленке, расположенный недалеко от того, что сегодня известно как регион Чьяпас, представляет собой уникальную великую археологическую находку, поскольку в нем есть одни из самых подробных скульптур и надписей цивилизации майя, предлагающие множество исторической информации о королях, сражениях и повседневной жизни. народов майя. Теории того, почему этот и другие города майя были заброшены, включают войны, голод и изменение климата.

Руины в Паленке, Мексика

Руины в Паленке, Мексика


Есть некоторые загадочные резные фигурки, изображающие причудливые символы, которые поочередно интерпретировались как астрологические или религиозные символы или символика, подразумевающая использование космического корабля покойным на пути в следующий мир.

В настоящее время объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, только часть из 1,500 построек Паленке была раскопана. Среди тех, что были тщательно исследованы, - гробница Пакала Великого и Храм Красной Королевы. Последние дали информацию о том, что майя окрашивали тела своей умершей знати в ярко-красный цвет - тот же красный, который использовался для окраски многих зданий. Для майя красный был цветом крови и цветом жизни.

Паленке был заброшен в 10 веке нашей эры, оставлен в окружении джунглей и сохранен теми же самыми дикими местами, которые когда-то были вырезаны из них. Существует множество теорий о том, почему люди покинули город, от голода, вызванного засухой, до смены политической власти. Последней датой, когда мы знаем, что город был оккупирован, было 17 ноября 799 года - дата, высеченная на вазе.

Мегалиты в Паленке

Мегалиты народа майя в Паленке

Майянские мегалиты в Паленке прячутся от любопытных глаз в мексиканских джунглях. Храм надписей, Гробница красной королевы, Пирамида черепов – археологам эти названия напомнят погребальный культ. А некоторые верят, что среди обломков цивилизации майя спрятали эликсир бессмертия.

Мегалиты – сооружения из огромных каменных глыб – когда-то представляли собой настоящее царство, оплот культуры майя в III-VIII веках. Глядя на величественные, но безлюдные сооружения, мы понимаем, что застывшие глыбы были свидетелями заката великой империи. А как же все начиналось?

…Когда на территории современной Мексики появились последователи культа Великой Змеи, дикари избрали себе повелителя. Вождь Вотан основал Баакульское государство со столицей в Лакам-Ха. Впоследствии стольный град стали называть Паленке, что в переводе означает «укрепление».

Согласно легендам народа майя, Солнце исчезало дважды, и на Земле наступала тьма. Чтобы восстановить естественный ход вещей, боги отправили к людям четырех ягуаров, призванных разрядить густой туман и обратить человеческий взор к небу. Как гласит предание, они зажгли семь вечных огней в горах, соединившихся в Солнце третьей эпохи, а ягуаров отныне называют дикими кошками нового света. А образ восхода солнца встречается в планировке майянских храмов и дворцов.

Мегалиты в Паленке

Исследователи культуры майя могут поведать немало подобных легенд, и все они будут связаны с животворящей и исцеляющей силой. Неудивительно, что в самом сердце цивилизации майя, Паленке, пищу для ума находят ученые, а для души – любители эзотерических приключений. Люди, побывавшие в такой экспедиции, рассказывают, как при приближении к мегалитам их сознание словно поднимается на новый уровень: приходит решение проблем, над которыми «бьются» годами. Упоминают о феномене, характерном для многих «мест силы», когда перед человеком открывается так называемый «портал» – выход в потусторонние миры. Физически люди чувствуют некий вихревой водоворот, который словно тянет в какую-то воронку.

За каким исцелением приходят люди в Паленке, который майя называли Городом змей? За эволюционным преображением, излечением от психических болезней, ментальных травм, а еще в надежде исцелиться от бесплодия.

Вопреки названию, местность не кишит ползучими тварями. Змея – это архетип мудрости и духовного развития, общий не только для Месоамерики, но и встречающийся в индийской, египетской и японской мифологии. Путешественники ищут в Паленке отблески Венеры, майянского объекта поклонения. Путеводную звезду – космическую любовь олицетворяет образ Майяуэль, богини майя, которую охранял Небесный змей. Однажды бог ветра напал на Майяуэль, Змей ринулся защищать ее честь, но богиня погибла. Согласно поверьям, над ее могилой выросла агава, из которой готовили целительный отвар. А сама земля, в которой покоится Майяуэль, отныне является символом божественной матери. Люди, верящие в историческую силу Паленке, приходят сюда, чтобы попросить природу даровать им крепкую семью, здоровых детей и благополучную жизнь.

Мегалиты народа майя в Паленке

Прочие странники убеждены, что среди иероглифов, начертанных на останках истории, скрывается эликсир бессмертия. А иначе откуда берется легенда о двух героях цивилизации майя, Хун-Ахпу и Шбаланке, которые сумели в бою победить богов смерти? Да и самих майя недаром называют хранителями времени – если им подвластны часы, минуты и года, что простым смертным не вернуть, разве нельзя обрести вечную жизнь, проникнув в зубчатое колесо механизма, отбивающего время?

Археологи приходят к выводу: надгробная плита саркофага правителя Баакульского царства майя Пакаля, жившего в VII веке, главное доказательство того, что цивилизации майя были доступны тайны воскрешения. Как пишет мексиканский историк Альберто Рус Луилье, раскопавший Храм надписей, «юноша, сидящий на маске чудовища земли, вероятно, одновременно олицетворяет собой и человека, которому суждено в один прекрасный день вернуться в лоно земли, и маис, зерно которого, чтобы прорасти, прежде должно быть погребено в землю». Воскрешение человека-маиса возможно при наличии связи между физическим миром и загробным бытием.

Мегалиты народа майя в Паленке

Как совершается такое чудо из чудес? Американские ученые Линда Шеле, Мэри Миллер и Давид Фрайдель, рассматривая известный символ дерева жизни на мегалитах, видели в нем «ось», по которой «души умерших и боги поднимаются из потустороннего мира, когда они вызываются обрядом визуализации, и тем же путем возвращаются обратно». Более того, исследователи единогласно признают символику крышки саркофага иллюстрацией сильной связи с космосом: начертания трактовали как космический корабль, поднятое небо, чашу с кровью и змею, усеянную драгоценными камнями. У вершины дерева покоится «небесное чудовище», которое считают связующим между видимым и тонким мирами. Майя верили, что душа странствует по вневременным пространствам, меняет телесный облик, но при правильно произнесенных заклинаниях может вернуться назад к своему обладателю.

Отправляясь к мегалитам в Мексике, в глубине души каждый человек верит в чудо и втайне мечтает, что подле «мест силы» именно ему встретится старик с белой бородой, открывший индейцам тайны астрономии и арифметики. И, если повезет, этот мифический персонаж, однажды отучивший людей строить замки из песка, указав на каменные плиты, надежные и долговечные, излечит современного человека от его болезней.