Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Реальные люди с картин Винсента Ван Гога

Винсент Ван Гог. Автопортрет. 1887

Винсент Ван Гог. Автопортрет. 1887


Люди становятся одиночками по самым разным причинам, которые условно можно разделить на два типа. Кто-то выбирает путь уединения и отчуждения сам, сознательно обрывая все привязанности и окружая себя непробиваемой стеной. Кого-то же обрекают на вынужденное одиночество жизненные обстоятельства, цепочки трагических событий, непонимание и неприятие со стороны окружающих. Винсента Ван Гога... невозможно в полной мере отнести ни к первым, ни ко вторым.


Всю свою жизнь художник отчаянно тянулся к людям, мечтал о любви, жаждал дружеской поддержки и стремился получить одобрение семьи. При этом сам он отличался весьма скверным характером, вздорным и нетерпимым, Винсент любил ожесточенные споры о чем угодно, и чаще всего был озабочен собственной персоной, обращая мало внимания на нужды и переживания других. Стоит ли удивляться тому, что любые его отношения с людьми чаще всего длились недолго?

Пожалуй, единственным для Ван Гога способом удержать рядом значимых для него людей, оставить о них хоть какое-то видимое и осязаемое воспоминание, были его картины. За свою недолгую, но плодотворную карьеру художника Винсент написал огромное количество портретов. В одном из писем Тео он заявил, что просто неспособен писать без моделей, поскольку слишком боится «отдалиться от истинного и возможного». И за каждым его портретом, будь то известный художник или безымянный попрошайка с улиц Гааги, скрываются характер и судьба. Отличаются они разве что тем, что в первом случае мы можем узнать о жизненном пути героя картины немного больше.

Кей Вос-Стрикер

Винсент Ван Гог. Воспоминание о саде в Эттене. 1888

Винсент Ван Гог.
Воспоминание о саде в Эттене. 1888


За свою жизнь Винсенту неоднократно пришлось побывать в роли отвергнутого влюбленного. Но, наверное, ни один отказ не нанес ему такой глубокой душевной раны, как отказ Кей Вос-Стрикер. Летом 1881 года они встретились в Эттене, где в то время служил отец Винсента пастор Теодор.

На фото: Кей с сыном

На фото: Кей с сыном


Кей была кузиной Ван Гога, она недавно овдовела и осталась одна с ребенком на руках. Когда художник решился признаться ей в своих чувствах, она буквально растоптала его своим жестким отказом. Винсент, однако, не сдался. Он последовал за возлюбленной в Амстердам в дом ее дяди. Когда женщина отказалась его принять, он поднес руку к горящей свече и сказал, что будет держать ее так, пока не увидит Кей. Над Винсентом только посмеялись и выставили его из дома.

Написанная в 1888 году картина «Женщины Арля» никак не указывает на то, что на ней изображена Кей. Но работа также носит название «Воспоминания о саде в Эттене», а сохранившиеся фото Кей имеют несомненное сходство с одной из героинь полотна.

Папаша Танги

Винсент Ван Гог. Портрет Папаши Танги. 1887

Винсент Ван Гог.
Портрет Папаши Танги. 1887


Жюльен-Франсуа Танги был уникальным человеком. Благодаря своему жизнелюбию, добродушию и всепоглощающей любви к искусству он фактически заменил отца многим художникам второй половины XIX века. Не зря же они прозвали его Папашей.

В 1868 году Танги начал торговать красками и другими принадлежностями для живописи вразнос. Он ездил по окрестностям Парижа, где работали художники, и продавал им все необходимое. Спустя пять лет Жюльен Танги открыл на улице Клозель собственный магазин, который со временем превратился в его личную галерею импрессионистов и постимпрессионистов и стал одним из самых любимых мест сборов парижских живописцев. Винсент частенько обменивал здесь свои картины на краски, а один из его портретов Папаши Танги был особым предметом гордости последнего. Он бережно хранил картину до самой смерти, после чего ее приобрел Огюст Роден.

Портрет Папаши Танги. 1888

Портрет Папаши Танги. 1888


Портрет Папаши Танги (второй вариант). 1888

Портрет Папаши Танги (второй вариант). 1888


Ван Гог однажды написал портрет и мадам Танги, которая не разделяла альтруистических взглядов супруга, предпочитая полотнам звонкую монету. После смерти Жюльена Танги его знакомые художники помогли вдове устроить аукцион по продаже картин из его коллекции.

Портрет женщины (Мадам Танги). 1887

Портрет женщины (Мадам Танги). 1887

Мадам Жино

Мадам Мари Жино и ее супруг Жозеф-Мишель Жино держали небольшое кафе в Арле. Это место не отличалось изысканностью и было совсем не похоже на богемные парижские заведения, но Ван Гог часто бывал здесь в первые месяцы после приезда в Арль. В частности, потому что снимал у супругов Жино комнату до того, как перебрался в Желтый дом. Мадам Жино стала для художника олицетворением тех прекрасных арлезианок, которыми он так грезил и которых, к сожалению, так и не увидел. Поговаривали даже, что у Винсента и Мари был роман, но, судя по письмам, поначалу их связывали только лишь отношения хозяйки и квартиранта, даже если Ван Гог и питал к ней какие-то нежные чувства. Все изменилось, когда в Арль приехал обаятельный и разговорчивый Поль Гоген. Он уговорил мадам Жино, а затем и ее супруга попозировать им с Винсентом. За один часовой сеанс Гоген успел сделать угольный набросок портрета женщины, а Ван Гог написал полноценную картину маслом на грубом джутовом холсте.

Арлезианка, мадам Жино с книгами.1889

Арлезианка, мадам Жино с книгами.1889


Арлезианка Мадам Жино (вариант).1890

Арлезианка Мадам Жино (вариант).1890


Всего Винсент написал семь портретов мадам Жино, пять из них — во время пребывания в психиатрической лечебнице в Сан-Реми. Эти пять последних полотен были основаны на том самом наброске, который сделал Гоген. Одну из этих картин Ван Гог отправил Тео, одну — Гогену, одну оставил себе, а еще одну намеревался передать героине портрета. Но то ли полотно не добралось до мадам Жино, то ли женщина не оценила душевного порыва художника, однако до наших дней картина не сохранилась.

Арлезианка. Портрет мадам Жино. 1890

Арлезианка. Портрет мадам Жино. 1890


Ночное кафе.1888

 Ночное кафе.1888


Портрет господина Жино. 1888

 Портрет господина Жино. 1888

Александр Рид

В 1887 году Винсент написал два портрета рыжеволосого мужчины с бородой, чем-то похожего на него самого. Этим мужчиной был шотландский арт-дилер Александр Рид, который в то время работал в Париже в компании Boussod & Valadon вместе с Тео Ван Гогом. Рид не только поддерживал дружеские отношения с обоими братьями, но даже какое-то время делил с ними кров. Винсент подарил Александру несколько своих картин, и тот отправил их на хранение в Шотландию. К сожалению, семейство Рида сочло полотна ужасающими и уничтожило их.

Портрет арт-дилера Александра Рида. 1887. Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго

Портрет арт-дилера Александра Рида. 1887.
Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго


Портрет арт-дилера Александра Рида, сидящего в кресле, 1887. Музей искусств Фреда Джонса-младшего, Оклахома (США)

Портрет арт-дилера Александра Рида, сидящего в кресле, 1887.
Музей искусств Фреда Джонса-младшего, Оклахома (США)


В 1888 году Рид вернулся в Глазго, окончательно осел там и основал собственный бизнес по продаже картин. Именно благодаря обширным связям с художниками, которые Рид завел во время жизни в Париже, коллекции шотландских музеев пополнились внушительным количеством полотен французских импрессионистов.

Поль-Эжен Милле

Поль-Эжен Милле родился в семье военного, его детство и юность прошли в бараках. Можно сказать, что его судьба и карьера были предопределены почти с рождения. Во время одной из французских военных кампаний второго лейтенанта третьего Зуавского полка Милле сразила болезнь, и он был отправлен на юг Франции, в Арль, чтобы поправить здоровье. В это же самое время в город приехал и Винсент. Художник был по-своему очарован зуавами, квартировавшими в Арле, еще до знакомства с Милле. Возможно, причиной были постоянные драки, в которые ввязывались лихие вояки, а, может быть, — их необычная для французской армии униформа в арабском стиле (поскольку большинство зуавов были алжирцами). Как бы там ни было, с Милле Ван Гога сблизила общая любовь к искусству.

Портрет Поля-Эжена Милле. 1888

Портрет Поля-Эжена Милле. 1888


Лейтенант, в отличие от своих сослуживцев, был страстным поклонником живописи и мечтал научиться рисовать. Винсент стал его помощником и наставником и даже попросил Тео раздобыть для друга учебник, по которому когда-то занимался он сам.

Винсент и Поль-Эжен проводили вместе много времени в окрестностях Арля, рисуя и рассуждая об искусстве. Разлад между ними случился по причине, типичной для Ван Гога. В какой-то момент Милле отпустил неосторожное замечание о его технике, и художник, болезненно чувствительный к любой критике, принял это слишком близко к сердцу. Однако, в отличие от всех предыдущих отношений Винсента, разрушенных из-за чьих-то резких слов о его картинах, дружба с Милле продолжалась до тех пор, пока выздоровевшего лейтенанта не направили на службу в Алжир. Он уехал из Арля 1 ноября 1888 года, совсем незадолго до трагедии, ставшей началом конца для Ван Гога. Милле дожил до преклонных лет, дослужился до лейтенанта-полковника, ушел в отставку и умер в Париже во время немецкой оккупации Второй Мировой.

Син

Син за шитьем. 1883

Син за шитьем. 1883


Класина (Христина) Мария Хоорник была старшей среди 10 детей. Семья, в которой она родилась, жила в одном из самых бедных районов Гааги, и, чтобы помочь родителям прокормить всех отпрысков, Син практически с детства работала вместе с матерью швеей и горничной. После смерти отца в 1975 году девушка с братьями и сестрами какое-то время жила в католическом приюте, питаясь в столовой для бездомных при церкви. Доходов от шитья и уборки было катастрофически мало, и Син была вынуждена заняться проституцией, чтобы заработать на пропитание. На момент встречи с Винсентом она была больна, беременна, и к тому же на руках у нее была маленькая дочь. Поэтому женщина с радостью согласилась на предложение художника позировать ему в обмен на кров и еду.

Женская фигура (Син), 1883. Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло, Гелдерланд

Женская фигура (Син), 1883.
Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло, Гелдерланд


Скорбь (Горе). 1882. Коллекция Гармэна Райана в Новой галерее искусств, Уолсолл

Скорбь (Горе). 1882.
Коллекция Гармэна Райана в Новой галерее искусств, Уолсолл


Син рано состарилась и подурнела. После тяжелой беременности и родов она долго выздоравливала, и Винсент был единственным, кто помогал и поддерживал ее в этот период. Сложно понять, что именно в этой женщине привлекло художника, но именно ей удалось «отогреть» его после череды любовных неудач. Ван Гог писал ее в уютных домашних сценах и души не чаял в ее новорожденном сыне. Однако, поддавшись давлению семьи, оставившей его без средств к существованию, и друзей, осуждавших связь с проституткой, Винсент все же бросил Син. После его отъезда женщина вернулась к прежней работе и даже вышла замуж в 1901 году. Но спустя три года она утопилась в реке, исполнив своеобразное пророчество, которое она сделала в 1883 году:
«Я шлюха. Это значит, что в конце концов я найду свою смерть в воде».

Эжен Бош

Портрет Эжена Боша.1888

Портрет Эжена Боша.1888


Бельгийский художник Эжен Бош родился в семье фабрикантов, которые многие десятилетия производили фарфор и керамику. Но вопреки семейной традиции Эжен и его сестра Анна выбрали карьеру живописцев. Помимо собственного творчества они занимались еще и поддержкой тех художников, которые нуждались в деньгах, например, Эмиля Бернара и Поля Гогена.

Лето 1888 года Бош провел в Арле, где и познакомился с Ван Гогом. В одном из писем Тео Винсент рассказал, что хотел бы написать портрет своего нового знакомого:
«Мне очень нравится характерное лицо этого молодого человека, похожее на лезвие бритвы, и его зеленые глаза. Позади него вместо обычной стены убогого жилища я нарисую бесконечность».
Ван Гог закончил портрет в сентябре и повесил его над своей кроватью (картину можно заметить на одной из версий «Спальни в Арле»). В 1891 году вдова Тео Ван Гога Иоганна передала полотно Бошу, и тот хранил его до самой смерти.

Агостина Сегатори

Итальянка (Агостина Сегатори). 1887. Музей д’Орсе, Париж

Итальянка (Агостина Сегатори). 1887.
Музей д’Орсе, Париж


Знойная итальянка Агостина Сегатори долгое время была любимой моделью множества парижских живописцев второй половины XIX века. В разное время ее портреты писали Жан-Батист Камиль Коро , Эдуар Мане и Пьер-Огюст Ренуар. С Эдуаром Жозефом Дантаном ее связывали еще и очень бурные романтические отношения, продлившиеся около 10 лет. За это время Агостина успела родить от художника сына, а после расставания открыла ресторан-кабаре «Тамбурин», ставший пристанищем парижской богемы.

Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин», 1887. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин», 1887.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Почтальон Рулен и его семья

Семейство Рулен стало для Винсента настоящей находкой во время его жизни в Арле. Вечно стесненный в средствах художник едва ли мог наскрести денег, чтобы платить натурщикам, а здесь в его распоряжении оказалась семейная пара и трое детей разного возраста. Почтальон Жозеф Рулен, работавший на железной дороге, стал близким другом Ван Гога, всегда готовым разделить с ним бутылку вина. Винсент часто сравнивал Рулена с Сократом, в письмах к Тео называя почтальона «доброй душой, мудрым, доверчивым и чувствительным человеком». Кроме того, Ван Гог писал, что внешне Рулен напоминает ему Федора Достоевского, а о его семействе отзывался как об «истинных французах, которые выглядят, как русские». В отличие от большинства приятельских отношений Винсента, дружба с почтальоном сохранилась, пройдя множество испытаний. Рулен поддерживал художника в самые тяжелые времена и переписывался с Тео, когда Ван Гог попал в арльский госпиталь после попытки отрезать себе ухо.

Портрет почтальона Жозефа Рулена. 1888

Портрет почтальона Жозефа Рулена. 1888  


Портрет Жозефа Рулена (вариант).1889

 Портрет Жозефа Рулена (вариант).1889 


Портрет почтальона Жозефа Рулена (вариант).1888

 Портрет почтальона Жозефа Рулена (вариант).1888 


Портрет почтальона Жозефа Рулена. 1889

Портрет почтальона Жозефа Рулена. 1889  


Портрет почтальона Жозефа Рулена. 1889

  Портрет почтальона Жозефа Рулена. 1889


Жозеф Рулен, его жена Августина, сыновья Арман и Камиль и новорожденная дочь Марсель стали героями огромного количества картин Винсента арльского периода. Некоторые из них были копиями с небольшими отличиями. Художник подарил почтальону и его жене множество своих работ, превратив их дом в маленькую картинную галерею. Это была его благодарность за уникальную возможность изобразить и степенную мудрость, и материнскую заботу, и истинно юношескую тоску, и восторженное детское любопытство, и самое начало человеческой жизни.

Колыбельная, портрет Августины Рулен. 1889

Колыбельная, портрет Августины Рулен. 1889  


Портрет мадам Августины Рулен. 1888

 Портрет мадам Августины Рулен. 1888 


Портрет Армана Рулена. 1888

  Портрет Армана Рулена. 1888


Школьник. 1888

  Школьник. 1888


Младенец Марсель Рулен. 1888

 Младенец Марсель Рулен. 1888 


Августина Рулен со своим молочным сыном. 1888

  Августина Рулен со своим молочным сыном. 1888


Портрет Армана Рулена. 1888

 Портрет Армана Рулена. 1888 


Портрет Камиля Рулена. 1888

  Портрет Камиля Рулена. 1888

Семья Ван Гога

С семьей Винсента связывали сложные и неровные взаимоотношения. Несмотря на то, что художник написал огромное количество автопортретов и изображений других людей, члены семьи волшебным образом оказались за пределами его полотен. Существует лишь одна картина, о которой доподлинно известно, что на ней изображена Анна Ван Гог (Корбентус) — мать художника.

Портрет матери художника. 1888

Портрет матери художника. 1888


Этот портрет Винсент написал осенью 1888 года для сестры Вильгельмины, которая прислала ему свежую фотографию матери и попросила сделать живописную копию. К слову, Ван Гог долгие годы обменивался письмами с сестрой и отправлял ей свои работы, однако их переписка не стала объектом такого пристального внимания искусствоведов, как переписка с Тео. Считается, что Вильгельмина стала героиней картины «Читательница романа».

Читательница романа. 1888

Читательница романа. 1888


То, что Винсент ни разу не изобразил своего отца, не вызывает удивления. Судя по всему, пастор Теодор был слишком властным и своенравным человеком, который не мог, да и не особенно пытался найти общий язык с «заблудшим» сыном. Единственной картиной, на которой есть косвенное упоминание об отце Ван Гога, можно назвать полотно с изображением Библии пастора. Но при этом очень странно то, что Винсент за всю свою карьеру не написал ни одного портрета любимого брата. По крайней мере, в этом сходятся большинство искусствоведов.

Некоторые же считают, что Тео является героем нескольких полотен Ван Гога, которые принято считать автопортретами. В Музее Ван Гога один из них (мужчина в соломенной шляпе) даже подписан именем Тео. Кроме того, существует еще и небольшой рисунок 1887 года, на котором, по мнению смелых исследователей, изображен брат художника.

Портрет Тео Ван Гога (или автопортрет Винсента Ван Гога?). 1887. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Портрет Тео Ван Гога
(или автопортрет Винсента Ван Гога?). 1887.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам


Голова мужчины (возможно, Тео Ван Гог), 1887. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

Голова мужчины (возможно, Тео Ван Гог), 1887.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам



E. Sidelnikova,
Arthive