|
Винсент Ван Гог. Автопортрет. 1887
|
Люди становятся одиночками
по самым разным причинам, которые условно можно разделить на два
типа. Кто-то выбирает путь уединения и отчуждения сам, сознательно обрывая
все привязанности и окружая себя непробиваемой стеной. Кого-то же
обрекают на вынужденное одиночество жизненные обстоятельства, цепочки
трагических событий, непонимание и неприятие со стороны окружающих.
Винсента Ван Гога... невозможно в полной мере отнести
ни к первым, ни ко вторым.
Всю свою жизнь художник отчаянно тянулся к людям, мечтал о любви, жаждал дружеской поддержки и стремился получить одобрение семьи. При этом сам он отличался весьма скверным характером, вздорным и нетерпимым, Винсент любил ожесточенные споры о чем угодно, и чаще всего был озабочен собственной персоной, обращая мало внимания на нужды и переживания других. Стоит ли удивляться тому, что любые его отношения с людьми чаще всего длились недолго?
Пожалуй, единственным для Ван Гога способом удержать рядом значимых для него людей, оставить о них хоть какое-то видимое и осязаемое воспоминание, были его картины. За свою недолгую, но плодотворную карьеру художника Винсент написал огромное количество портретов. В одном из писем Тео он заявил, что просто неспособен писать без моделей, поскольку слишком боится «отдалиться от истинного и возможного». И за каждым его портретом, будь то известный художник или безымянный попрошайка с улиц Гааги, скрываются характер и судьба. Отличаются они разве что тем, что в первом случае мы можем узнать о жизненном пути героя картины немного больше.
Кей Вос-Стрикер
|
Винсент Ван Гог.
Воспоминание о саде в Эттене. 1888
|
За свою жизнь Винсенту неоднократно пришлось побывать в роли отвергнутого влюбленного. Но, наверное, ни один отказ не нанес ему такой глубокой душевной раны, как отказ Кей Вос-Стрикер. Летом 1881 года они встретились в Эттене, где в то время служил отец Винсента пастор Теодор.
|
На фото: Кей с сыном
|
Кей была кузиной Ван Гога, она недавно овдовела и осталась одна с ребенком на руках. Когда художник решился признаться ей в своих чувствах, она буквально растоптала его своим жестким отказом. Винсент, однако, не сдался. Он последовал за возлюбленной в Амстердам в дом ее дяди. Когда женщина отказалась его принять, он поднес руку к горящей свече и сказал, что будет держать ее так, пока не увидит Кей. Над Винсентом только посмеялись и выставили его из дома.
Написанная в 1888 году картина «Женщины Арля» никак не указывает на то, что на ней изображена Кей. Но работа также носит название «Воспоминания о саде в Эттене», а сохранившиеся фото Кей имеют несомненное сходство с одной из героинь полотна.
Папаша Танги
|
Винсент Ван Гог.
Портрет Папаши Танги. 1887
|
Жюльен-Франсуа Танги был уникальным человеком. Благодаря своему жизнелюбию, добродушию и всепоглощающей любви к искусству он фактически заменил отца многим художникам второй половины XIX века. Не зря же они прозвали его Папашей.
В 1868 году Танги начал торговать красками и другими принадлежностями для живописи вразнос. Он ездил по окрестностям Парижа, где работали художники, и продавал им все необходимое. Спустя пять лет Жюльен Танги открыл на улице Клозель собственный магазин, который со временем превратился в его личную галерею импрессионистов и постимпрессионистов и стал одним из самых любимых мест сборов парижских живописцев. Винсент частенько обменивал здесь свои картины на краски, а один из его портретов Папаши Танги был особым предметом гордости последнего. Он бережно хранил картину до самой смерти, после чего ее приобрел Огюст Роден.
|
Портрет Папаши Танги. 1888
|
|
Портрет Папаши
Танги (второй вариант). 1888
|
Ван Гог однажды написал портрет и мадам Танги, которая не разделяла альтруистических взглядов супруга, предпочитая полотнам звонкую монету. После смерти Жюльена Танги его знакомые художники помогли вдове устроить аукцион по продаже картин из его коллекции.
|
Портрет женщины (Мадам Танги). 1887
|
Мадам Жино
Мадам Мари Жино и ее супруг Жозеф-Мишель Жино держали небольшое кафе в Арле. Это место не отличалось изысканностью и было совсем не похоже на богемные парижские заведения, но Ван Гог часто бывал здесь в первые месяцы после приезда в Арль. В частности, потому что снимал у супругов Жино комнату до того, как перебрался в Желтый дом. Мадам Жино стала для художника олицетворением тех прекрасных арлезианок, которыми он так грезил и которых, к сожалению, так и не увидел. Поговаривали даже, что у Винсента и Мари был роман, но, судя по письмам, поначалу их связывали только лишь отношения хозяйки и квартиранта, даже если Ван Гог и питал к ней какие-то нежные чувства. Все изменилось, когда в Арль приехал обаятельный и разговорчивый Поль Гоген. Он уговорил мадам Жино, а затем и ее супруга попозировать им с Винсентом. За один часовой сеанс Гоген успел сделать угольный набросок портрета женщины, а Ван Гог написал полноценную картину маслом на грубом джутовом холсте.
|
Арлезианка,
мадам Жино с книгами.1889
|
|
Арлезианка Мадам Жино (вариант).1890
|
Всего Винсент написал семь портретов мадам Жино, пять из них — во время пребывания в психиатрической лечебнице в Сан-Реми. Эти пять последних полотен были основаны на том самом наброске, который сделал Гоген. Одну из этих картин Ван Гог отправил Тео, одну — Гогену, одну оставил себе, а еще одну намеревался передать героине портрета. Но то ли полотно не добралось до мадам Жино, то ли женщина не оценила душевного порыва художника, однако до наших дней картина не сохранилась.
|
Арлезианка.
Портрет мадам Жино. 1890
|
|
Ночное кафе.1888
|
|
Портрет
господина Жино. 1888
|
Александр Рид
В 1887 году Винсент написал два портрета рыжеволосого мужчины с бородой, чем-то похожего на него самого. Этим мужчиной был шотландский арт-дилер Александр Рид, который в то время работал в Париже в компании Boussod & Valadon вместе с Тео Ван Гогом. Рид не только поддерживал дружеские отношения с обоими братьями, но даже какое-то время делил с ними кров. Винсент подарил Александру несколько своих картин, и тот отправил их на хранение в Шотландию. К сожалению, семейство Рида сочло полотна ужасающими и уничтожило их.
|
Портрет
арт-дилера Александра Рида. 1887. Художественная галерея и музей Келвингроув,
Глазго
|
|
Портрет
арт-дилера Александра Рида, сидящего в кресле, 1887. Музей искусств Фреда
Джонса-младшего, Оклахома (США)
|
В 1888 году Рид вернулся в Глазго, окончательно осел там и основал собственный бизнес по продаже картин. Именно благодаря обширным связям с художниками, которые Рид завел во время жизни в Париже, коллекции шотландских музеев пополнились внушительным количеством полотен французских импрессионистов.
Поль-Эжен Милле
Поль-Эжен Милле родился в семье военного, его детство и юность прошли в бараках. Можно сказать, что его судьба и карьера были предопределены почти с рождения. Во время одной из французских военных кампаний второго лейтенанта третьего Зуавского полка Милле сразила болезнь, и он был отправлен на юг Франции, в Арль, чтобы поправить здоровье. В это же самое время в город приехал и Винсент. Художник был по-своему очарован зуавами, квартировавшими в Арле, еще до знакомства с Милле. Возможно, причиной были постоянные драки, в которые ввязывались лихие вояки, а, может быть, — их необычная для французской армии униформа в арабском стиле (поскольку большинство зуавов были алжирцами). Как бы там ни было, с Милле Ван Гога сблизила общая любовь к искусству.
|
Портрет
Поля-Эжена Милле. 1888
|
Лейтенант, в отличие от своих сослуживцев, был страстным поклонником живописи и мечтал научиться рисовать. Винсент стал его помощником и наставником и даже попросил Тео раздобыть для друга учебник, по которому когда-то занимался он сам.
Винсент и Поль-Эжен проводили вместе много времени в окрестностях Арля, рисуя и рассуждая об искусстве. Разлад между ними случился по причине, типичной для Ван Гога. В какой-то момент Милле отпустил неосторожное замечание о его технике, и художник, болезненно чувствительный к любой критике, принял это слишком близко к сердцу. Однако, в отличие от всех предыдущих отношений Винсента, разрушенных из-за чьих-то резких слов о его картинах, дружба с Милле продолжалась до тех пор, пока выздоровевшего лейтенанта не направили на службу в Алжир. Он уехал из Арля 1 ноября 1888 года, совсем незадолго до трагедии, ставшей началом конца для Ван Гога. Милле дожил до преклонных лет, дослужился до лейтенанта-полковника, ушел в отставку и умер в Париже во время немецкой оккупации Второй Мировой.
Син
|
Син за шитьем. 1883
|
Класина (Христина) Мария Хоорник была старшей среди 10 детей. Семья, в которой она родилась, жила в одном из самых бедных районов Гааги, и, чтобы помочь родителям прокормить всех отпрысков, Син практически с детства работала вместе с матерью швеей и горничной. После смерти отца в 1975 году девушка с братьями и сестрами какое-то время жила в католическом приюте, питаясь в столовой для бездомных при церкви. Доходов от шитья и уборки было катастрофически мало, и Син была вынуждена заняться проституцией, чтобы заработать на пропитание. На момент встречи с Винсентом она была больна, беременна, и к тому же на руках у нее была маленькая дочь. Поэтому женщина с радостью согласилась на предложение художника позировать ему в обмен на кров и еду.
|
Женская фигура
(Син), 1883.
Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло, Гелдерланд
|
|
Скорбь (Горе).
1882.
Коллекция Гармэна Райана в Новой галерее искусств, Уолсолл
|
Син рано состарилась и подурнела. После тяжелой беременности и родов она долго выздоравливала, и Винсент был единственным, кто помогал и поддерживал ее в этот период. Сложно понять, что именно в этой женщине привлекло художника, но именно ей удалось «отогреть» его после череды любовных неудач. Ван Гог писал ее в уютных домашних сценах и души не чаял в ее новорожденном сыне. Однако, поддавшись давлению семьи, оставившей его без средств к существованию, и друзей, осуждавших связь с проституткой, Винсент все же бросил Син. После его отъезда женщина вернулась к прежней работе и даже вышла замуж в 1901 году. Но спустя три года она утопилась в реке, исполнив своеобразное пророчество, которое она сделала в 1883 году:
«Я шлюха. Это значит, что в конце концов я найду свою смерть в воде».
Эжен Бош
|
Портрет Эжена
Боша.1888
|
Бельгийский художник Эжен Бош родился в семье фабрикантов, которые многие десятилетия производили фарфор и керамику. Но вопреки семейной традиции Эжен и его сестра Анна выбрали карьеру живописцев. Помимо собственного творчества они занимались еще и поддержкой тех художников, которые нуждались в деньгах, например, Эмиля Бернара и Поля Гогена.
Лето 1888 года Бош провел в Арле, где и познакомился с Ван Гогом. В одном из писем Тео Винсент рассказал, что хотел бы написать портрет своего нового знакомого:
«Мне очень нравится характерное лицо этого молодого человека, похожее на лезвие бритвы, и его зеленые глаза. Позади него вместо обычной стены убогого жилища я нарисую бесконечность».
Ван Гог закончил портрет в сентябре и повесил его над своей кроватью (картину можно заметить на одной из версий «Спальни в Арле»). В 1891 году вдова Тео Ван Гога Иоганна передала полотно Бошу, и тот хранил его до самой смерти.
Агостина
Сегатори
|
Итальянка
(Агостина Сегатори). 1887. Музей д’Орсе, Париж
|
Знойная итальянка Агостина Сегатори долгое время была любимой моделью множества парижских живописцев второй половины XIX века. В разное время ее портреты писали Жан-Батист Камиль Коро , Эдуар Мане и Пьер-Огюст Ренуар. С Эдуаром Жозефом Дантаном ее связывали еще и очень бурные романтические отношения, продлившиеся около 10 лет. За это время Агостина успела родить от художника сына, а после расставания открыла ресторан-кабаре «Тамбурин», ставший пристанищем парижской богемы.
|
Агостина
Сегатори в кафе «Тамбурин», 1887. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
|
Почтальон Рулен и его семья
Семейство Рулен стало для Винсента настоящей находкой во время его жизни в Арле. Вечно стесненный в средствах художник едва ли мог наскрести денег, чтобы платить натурщикам, а здесь в его распоряжении оказалась семейная пара и трое детей разного возраста. Почтальон Жозеф Рулен, работавший на железной дороге, стал близким другом Ван Гога, всегда готовым разделить с ним бутылку вина. Винсент часто сравнивал Рулена с Сократом, в письмах к Тео называя почтальона «доброй душой, мудрым, доверчивым и чувствительным человеком». Кроме того, Ван Гог писал, что внешне Рулен напоминает ему Федора Достоевского, а о его семействе отзывался как об «истинных французах, которые выглядят, как русские». В отличие от большинства приятельских отношений Винсента, дружба с почтальоном сохранилась, пройдя множество испытаний. Рулен поддерживал художника в самые тяжелые времена и переписывался с Тео, когда Ван Гог попал в арльский госпиталь после попытки отрезать себе ухо.
|
Портрет
почтальона Жозефа Рулена. 1888
|
|
Портрет Жозефа Рулена (вариант).1889
|
|
Портрет почтальона Жозефа Рулена
(вариант).1888
|
|
Портрет
почтальона Жозефа Рулена. 1889
|
|
Портрет почтальона Жозефа Рулена. 1889
|
Жозеф Рулен, его жена Августина, сыновья Арман и Камиль и новорожденная дочь Марсель стали героями огромного количества картин Винсента арльского периода. Некоторые из них были копиями с небольшими отличиями. Художник подарил почтальону и его жене множество своих работ, превратив их дом в маленькую картинную галерею. Это была его благодарность за уникальную возможность изобразить и степенную мудрость, и материнскую заботу, и истинно юношескую тоску, и восторженное детское любопытство, и самое начало человеческой жизни.
|
Колыбельная,
портрет Августины Рулен. 1889
|
|
Портрет мадам Августины Рулен. 1888
|
|
Портрет Армана Рулена. 1888
|
|
Школьник. 1888
|
|
Младенец Марсель Рулен. 1888
|
|
Августина Рулен со своим молочным сыном. 1888
|
|
Портрет Армана Рулена. 1888
|
|
Портрет Камиля Рулена. 1888
|
Семья Ван Гога
С семьей Винсента связывали сложные и неровные взаимоотношения. Несмотря на то, что художник написал огромное количество автопортретов и изображений других людей, члены семьи волшебным образом оказались за пределами его полотен. Существует лишь одна картина, о которой доподлинно известно, что на ней изображена Анна Ван Гог (Корбентус) — мать художника.
|
Портрет матери
художника. 1888
|
Этот портрет Винсент написал осенью 1888 года для сестры Вильгельмины, которая прислала ему свежую фотографию матери и попросила сделать живописную копию. К слову, Ван Гог долгие годы обменивался письмами с сестрой и отправлял ей свои работы, однако их переписка не стала объектом такого пристального внимания искусствоведов, как переписка с Тео. Считается, что Вильгельмина стала героиней картины «Читательница романа».
|
Читательница романа. 1888
|
То, что Винсент ни разу не изобразил своего отца, не вызывает удивления. Судя по всему, пастор Теодор был слишком властным и своенравным человеком, который не мог, да и не особенно пытался найти общий язык с «заблудшим» сыном. Единственной картиной, на которой есть косвенное упоминание об отце Ван Гога, можно назвать полотно с изображением Библии пастора. Но при этом очень странно то, что Винсент за всю свою карьеру не написал ни одного портрета любимого брата. По крайней мере, в этом сходятся большинство искусствоведов.
Некоторые же считают, что Тео является героем нескольких полотен Ван Гога, которые принято считать автопортретами. В Музее Ван Гога один из них (мужчина в соломенной шляпе) даже подписан именем Тео. Кроме того, существует еще и небольшой рисунок 1887 года, на котором, по мнению смелых исследователей, изображен брат художника.
|
Портрет Тео Ван
Гога
(или автопортрет Винсента Ван Гога?). 1887.
Музей Винсента Ван Гога,
Амстердам
|
|
Голова мужчины
(возможно, Тео Ван Гог), 1887.
Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
|
E. Sidelnikova,
Arthive