Декоративные
своды мукарнас у входа айвана |
Сотовый свод, мукарны, мукарнасы (перс. مقرنس, исп. muqarnas от араб. مقرنص), сталактиты — характерный элемент традиционной арабской и персидской архитектуры; разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты.
Мукарны (مقرنص) часто интерпретируются как сталактитовые структуры. Приоритет отдаётся художественной и символической (о чём говорит этимология арабского названия) имитации сотовых и восковых структур. При этом сохраняется общее впечатление некоего грота (ниши).
Mihrimah Sultan Mosque, Istanbul |
Сложно проследить происхождение этого элемента архитектуры Исламского мира. Однако известно, что впервые они появляются примерно в середине Х века практически одновременно в Африке (Магрибе) и Иране (Персии) . Существует несколько локальных направлений в этом искусстве.
Пчёлы, роение, соты со времён неолита являются одними из наиболее распространённых метафор и сакральных символов. Потому особенно интересна их репрезентация в исламе, где сами пчёлы не изображаются (в отличии от западнохристианского и позднее западноевропейского зодчества и эзотерической символики. Но использование сотовых структур достигает вершин, сопоставимых с более поздней готической орнаменталистикой. Последняя интересовалась скорее сотканием каменного кружева и вплетением растительного мотива в формы, высеченные из камня.
Это воплощённое совершенство форм невозможно описать обыденным языком. Паттерн сотовых сводов представляет одновременно идею симметрии. Упорядочивающий принцип распространяется из центра. Он пробуждает идеи космологических (связанных с устройством мироздания) и космогонических (связанных с его зарождением) принципов. Например, эманация — распространение запредельного через истечение в высвобожденное и подготовленное для формирования сущего пространство.
Ещё одна идея — фрактальное воспроизведение первичной структуры в меньших её частях. Это также намекает на известные идеи соответствия большого и малого: макрокосма и микрокосма, человека и космоса. Стоит упомянуть идею медоносного изобилия, достигаемого упорным трудом согласно предназначению, и идею совершенства природных и рукотворных форм, гармонизированных в сводах сакрального пространства.
Сотовый свод соседствует с растительными узорами, сплетающимися в сложнейшем орнаменте арабесок. Это продолжает идею непрерывного прорастания и цветения всепроникающей жизни. А запрет изображения человекоподобных и зооморфных образов (которые всё же иногда незаметно вплетались в растительные мотивы) заставляет вспомнить о принципиальной непознаваемости Аллаха, не имеющего чёткого образа.
Сталактитовые формы, в отличие от сотовых и восковых, больше актуализируют идею минерализации, кристаллизации и переходов от неживой материи к живой, от растительной к животной жизни. Наиболее полно вне исламской архитектуры эти мотивы использовал стиль ар-деко.
«Соты»-мукарны имеют форму небольших ниш, расположенных в определенной конструкции ярусами. Они могут быть выполнены из камня, кирпича, штукатурки или дерева. Они часто используются для куполов, карнизов, тромпов, арок и сводов — на тех поверхностях, которые европейская архитектура оставляет гладкой. Двухмерная проекция элементов сотового свода представляет собой основные геометрические формы — квадрат, равнобедренный треугольник, ромб, половину ромба (равнобедренный треугольник с короткой диагональю ромба в качестве основания), восьмиугольник и т. д.
Тимуридский учёный XV века Гийат аль-Дин Масул Ал-Каши (ок. 1380–1429) описывает мукарны следующим образом:
Мукарны также описываются как трёхмерная декорация. Однако в уникальном коническом шатрово-пирамидальном куполе Мавзолея Зубайды в Багдаде можно увидеть как будто «обратную перспективу» сотового свода. Это уже не ниша, а наружное строение, отлитое как цельная гроздь, дополняющая незанятое пространство сотовых сводов. Внутри же мы обнаружим купольный свод с россыпями световых проёмов, имитирующих симметрично раскрывающиеся светила.
Blue tiles on the facade of the St.Petersburg Mosque, Russia |
Пчёлы, роение, соты со времён неолита являются одними из наиболее распространённых метафор и сакральных символов. Потому особенно интересна их репрезентация в исламе, где сами пчёлы не изображаются (в отличии от западнохристианского и позднее западноевропейского зодчества и эзотерической символики. Но использование сотовых структур достигает вершин, сопоставимых с более поздней готической орнаменталистикой. Последняя интересовалась скорее сотканием каменного кружева и вплетением растительного мотива в формы, высеченные из камня.
Это воплощённое совершенство форм невозможно описать обыденным языком. Паттерн сотовых сводов представляет одновременно идею симметрии. Упорядочивающий принцип распространяется из центра. Он пробуждает идеи космологических (связанных с устройством мироздания) и космогонических (связанных с его зарождением) принципов. Например, эманация — распространение запредельного через истечение в высвобожденное и подготовленное для формирования сущего пространство.
A Doorway at the Nasir-ol-Molk mosque, Shiraz, Iran |
Ещё одна идея — фрактальное воспроизведение первичной структуры в меньших её частях. Это также намекает на известные идеи соответствия большого и малого: макрокосма и микрокосма, человека и космоса. Стоит упомянуть идею медоносного изобилия, достигаемого упорным трудом согласно предназначению, и идею совершенства природных и рукотворных форм, гармонизированных в сводах сакрального пространства.
Сотовый свод соседствует с растительными узорами, сплетающимися в сложнейшем орнаменте арабесок. Это продолжает идею непрерывного прорастания и цветения всепроникающей жизни. А запрет изображения человекоподобных и зооморфных образов (которые всё же иногда незаметно вплетались в растительные мотивы) заставляет вспомнить о принципиальной непознаваемости Аллаха, не имеющего чёткого образа.
Gran Mezquita Muscat Omán Emiratos arabes |
Сталактитовые формы, в отличие от сотовых и восковых, больше актуализируют идею минерализации, кристаллизации и переходов от неживой материи к живой, от растительной к животной жизни. Наиболее полно вне исламской архитектуры эти мотивы использовал стиль ар-деко.
«Соты»-мукарны имеют форму небольших ниш, расположенных в определенной конструкции ярусами. Они могут быть выполнены из камня, кирпича, штукатурки или дерева. Они часто используются для куполов, карнизов, тромпов, арок и сводов — на тех поверхностях, которые европейская архитектура оставляет гладкой. Двухмерная проекция элементов сотового свода представляет собой основные геометрические формы — квадрат, равнобедренный треугольник, ромб, половину ромба (равнобедренный треугольник с короткой диагональю ромба в качестве основания), восьмиугольник и т. д.
Тимуридский учёный XV века Гийат аль-Дин Масул Ал-Каши (ок. 1380–1429) описывает мукарны следующим образом:
«Мукарна — это ячейка, похожая на пирамиду с фацетами (гранями) и плоской крышкой. Каждая грань пересекает прилегающую к ней либо под прямым углом, либо на его половину, либо на их сумму или же любую другую комбинацию этих двух углов. Две грани можно считать будто стоящими на плоскости, параллельной горизонту. Над ними устраивается плоская поверхность (не параллельная горизонту), либо две поверхности, можно плоские либо искривленные, которые образуют их крышку. Обе грани вместе с их крышкой зовутся одной ячейкой. Смежные ячейки, которые имеют в своем основании одну и ту же поверхность, параллельную горизонту, называют рядом».
Jameh’s mosque in Esfahan, Iran. (900 years old) |
Мукарны также описываются как трёхмерная декорация. Однако в уникальном коническом шатрово-пирамидальном куполе Мавзолея Зубайды в Багдаде можно увидеть как будто «обратную перспективу» сотового свода. Это уже не ниша, а наружное строение, отлитое как цельная гроздь, дополняющая незанятое пространство сотовых сводов. Внутри же мы обнаружим купольный свод с россыпями световых проёмов, имитирующих симметрично раскрывающиеся светила.