Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Странные субкультуры

Современные субкультуры
В каждой стране есть люди, которые выделяются из толпы — внешностью, интересами, мировоззрением. Японские лолиты, конголезские денди, венесуэльские барбиманы с усами, американские клоуны — мы расскажем о самых любопытных национальных субкультурах.
Япония: гяру

Стиль: искусственный загар, длинные осветленные или крашеные волосы, мини-юбка с сапогами, яркая одежда, сильный макияж, накладные ресницы — для девушек; облегающая одежда с V-образным вырезом и пышные каштановые волосы до плеч — для юношей (гяруо).

Образ жизни: клубы, шопинг, красивая жизнь за чужой счет, раскованное поведение, тусовка в районе Сибуя.

Субкультура гяру бросает вызов традиционным японским ценностям и образу женщины.

Считается, что она появилась в 1970-е годы, развивалась благодаря журналам, пропагандирующим западные ценности и сексуальность женщин, а само название произошло от марки джинсов Gals, что значит «Я не могу жить без мужчин». Этот слоган отражает поведение многих гяру: девушки используют свою сексуальность, чтобы добиться от мужчин определенных благ — в том числе денег на модные вещи.

Девушек-подростков, которые подражают стилю гяру, называют когяру. Общество относится к субкультуре негативно: девушек гяру считают поколением плохих матерей, называя «дегенеративными школьницами» и «заставляющими родителей плакать».

Необходимость сдерживать нападки общества со временем превратила гяру в еще больших экстремистов. Представители субкультуры стали вести себя грубо и обособленно. Появились новые течения: например, гангуро, для которого характерен сильный загар вплоть до черноты, высветленные волосы от белых до серебристых, обилие украшений, яркие краски.

Самое радикальное движение — мамба: по сравнению с ними гангуро — лайт-версия. У гяру есть особый сленг, они намеренно коверкают язык, добавляя суффиксы вопреки правилам японского синтаксиса.

Япония: гяру

Япония: гяру

Япония: гяру

Япония: гяру

Япония: гяру

Япония: гяру

Япония: гяру

Япония: гяру

США: джаггало

Стиль: клоунский грим, обноски, нагота, косички у женщин.

Образ жизни: игровое поведение, клоунада, раскованность.

В 1990-е годы в Детройте возникла группа Insane Clown Poss («Банда безумных клоунов»). Ее лидеры происходили из бедных семей, имели за плечами слабое школьное образование и проблемы с законом. Мрачные, депрессивные тексты их песен нашли отклик у жителей города, переживающего не лучшие времена. У группы появились фанаты, которые стали называть себя джаггало (от слова juggler — «жонглер») после случайного каламбура во время исполнения песни The Juggla.

Гримируясь в подражание «Банде безумных клоунов», они приходят на концерты группы и тусуются на ежегодном фестивале The Gathering of the Juggalos. Стиль поведения джаггало более чем свободный: на фестивале можно раздеваться догола, напиваться и объедаться, поливать друг друга пивом и совокупляться. Лидеры группы говорят о джаггало как о евангельских христианах, при этом не все американское общество относится к ним лояльно, а ФБР подозревает их в наркомании и преступлениях.


Их приветствием стал возглас «whoop, whoop!», а символом — hatchet man («человек с тесаком»), логотип собственного лейбла ICP Psychopathic Records; вскоре появилась и одноимённая марка одежды, после чего субкультура окончательно сформировалась.

Одержимость джаггало идеями резни не деструктивна, как может показаться на первый взгляд, а несёт в себе катарсис и сатирический заряд. Эта эстетика отсылает к творчеству кумира молодёжи 1970–1980-х Элиса Купера, тоже перевоплощавшегося на сцене в сентиментального маньяка со зловещим гримом на лице, к армии Kiss и к движению скандинавских блэк-металлистов. А если копнуть глубже, то корни этой традиции — в средневековой площадной культуре, где скоморохи-жонглёры высмеивали порочность и ханжество тогдашнего общества.

Похожий образ психопата в маске Ганнибала с электропилой воплотил примерно в то же время и другой детройтский рэпер по имени Эминем, но с ним ICP враждовали из-за недоразумения с флаером, а возможно, потому, что он был самым ярким явлением в мире белого рэпа и грозил затмить «безумных клоунов».

В 2000 году в экспоцентре города Нови, Мичиган, состоялся первый «джаггало-Вудсток» — фестиваль Gathering of the Juggalos, сразу собравший 7000 инфернальных клоунов со всего Среднего Запада, к ужасу местных обывателей. Джаггало сразу же проявили себя как антиподы американской мечты: обилие наркотиков, дешёвого алкоголя, фастфуда, безвкусных нарядов, обнажёнки и громкой музыки обеспечили движению дурную славу новой опасной субкультуры, своеобразной противоположности утончённо-концептуальному The Burning Man. Фестиваль стал ежегодным. В 2003 году полиция попыталась пресечь массовое непристойное поведение участников фестиваля при помощи слезоточивого газа, но это ещё больше сплотило его участников в их революционном порыве.

Теперь GOTJ проходит каждое лето и длится пять дней, а принимать в нём участие стало делом престижа для ведущих артистов Америки. В разное время его сцену делили Ol' Dirty Bastard, Айс Кьюб, Naughty by Nature, Method Man & Redman, Баста Раймз, Xzibit, Soulfly, Fear Factory, Onyx, Дэнни Браун, Slaine, Мастер Пи, Open Mind Productions, Рэйквон, Джордж Клинтон и Parliament. Ведущим на главной сцене в 2011 году GOTJ стал Чарли Шин, который с тех пор заявляет о своей принадлежности к движению джаггало. На фестивале проводится также чемпионат по рестлингу, караоке-турнир, а все желающие могу окунуться в детство, покружившись на каруселях или на колесе обозрения. Гостями 15-го GOTJ стали Cypress Hill, Yelawolf и легенды дет-метала Cannibal Corpse.

Документальный фильм режиссера Шона Данна о джаггало


США: джаггало

США: джаггало

США: джаггало

Венесуэла: барбиманы

Стиль: отсутствует.

Образ жизни: конкурсы красоты, мода, дизайн.

В Венесуэле, на родине многих королев красоты, процветает культ куклы Барби. Причем в игры с ней вовлечены даже мужчины. Они соревнуются в придумывании нарядов, причесок и украшений для Барби, а затем сопровождают свою модель на кукольный конкурс красоты «Мисс Барби Венесуэла», который проходит в стране ежегодно.

На конкурсе все по-взрослому: участницам полагается макияж, укладка, обувь, аксессуары, дефиле. Для своей куклы владелец придумывает имя и профессию, за нее отвечает на вопросы судей. Как ни странно, субкультура привлекает именно взрослых людей, особенно серьезно к этому относятся мужчины, и в конкурсах они настроены только на победу.

Венесуэла: барбиманы

Венесуэла: барбиманы

Венесуэла: барбиманы

Венесуэла: барбиманы

Венесуэла: барбиманы

Венесуэла: барбиманы

Конго: денди

Стиль: нарочито претенциозный.

Образ жизни: казаться, а не быть.

Помните пушкинское «как денди лондонский одет»? Стиль Евгения Онегина и европейских денди XIX века до сих пор живет и здравствует в Конго. Со времен обретения независимости от Франции в этой африканской стране зародилась субкультура SAPE — «общество элегантных людей» (Societe des ambianceurs et des personnes elegantes). Ее родоначальником стал безграмотный разнорабочий Кристиан Лубаки, служивший у французских аристократов в Париже: хозяева отдавали ему старую одежду, и он щеголял в ней на зависть другим чернокожим. В 1978 году Лубаки вернулся в Конго и открыл модный магазин в Браззавиле, поразив воображение своих соотечественников фраками и цветными пиджаками. Вскоре щегольски одетые клиенты Лубаки заполонили район Баконго в столице, а затем и другие районы Конго. Сегодня в стране, где большинство людей живут за чертой бедности, денди создают своим обликом иллюзию достатка, выстраивая для себя и зрителей параллельную реальность с оттенком ретро.

Конго: денди

Конго: денди

Конго: денди

Конго: денди

Конго: денди

Япония: лолиты

Стиль: барокко и рококо — юбка или платье до колена, блуза, головной убор, обувь на каблуках или ботинки на платформе, аксессуары (кружева и ленты). Основные цвета — черный, белый, красный, фиолетовый, розовый, голубой.

Образ жизни: японская лолита слушает музыку жанра visual kei, стремится выразить себя, в жизни и поведении ей свойственна романтичность, мятежность и оригинальное поведение.

Субкультура родом из 90-х. Ее адепты — как правило, молодые девушки от 20 до 30 лет. Название субкультуры не имеет прямого отношения к одноименному роману Владимира Набокова, но некоторые параллели с образом главной героини присутствуют: девушки зачастую подчеркивают свою детскость и инфантильность.

Внутри субкультуры есть отдельные направления со своими особенностями. Например, сладкая лолита обыгрывает тему детства с помощью жизнерадостной одежды, ярких цветов и девичьих аксессуаров. Готическая предпочитает черные цвета и макияж в стиле «мрачная ведьма». Классическая придерживается элегантного стиля и естественного макияжа, а панк-Лолита соединяет ретростиль с агрессивной стилистикой панка, и тут не обошлось без влияния британского дизайнера Вивьен Вествуд. Есть у лолит менее массовые разновидности: невинная жертва или сломанная кукла (бинты, раны, кровь и пр.), принцесса химэ (банты, оборки, буйство розового цвета) и др. Как ни странно, субкультура открыта и для японских мужчин: они носят наряды викторианской эпохи и называются одзи, что значит «принц».

Япония: лолиты

Япония: лолиты

Япония: лолиты

Япония: лолиты

Япония: лолиты

Мексика: гуарачеро

Стиль: мужской. Ботинки с длинным острым носом, обтягивающие джинсы, рубашка.

Образ жизни: клубы, танцы, репетиции, выступления, состязания.

Совсем недавно в Мексике появилась мужская обувь с несуразно длинными носами, иногда ее называют гуарачеро. Первыми такие ботинки примерили посетители ночных клубов в городе Матеуала в штате Сан-Луис-Потоси в 2009 году. Сначала носы туфель были лишь немного длиннее обычных, затем они становились все длиннее и вычурнее, получив поклонников в других частях Мексики и даже за океаном — в эмигрантских семьях США.

Гуарачеро надевают не просто так, а для исполнения группового мужского танца под электронную музыку в стиле trival (микс мексиканского фольклора, африканских мотивов и ритмов американских индейцев). Гуарачеро переводится как «шутник», «весельчак».

Остроносые ботинки надеваются ради комического эффекта и выражения иронии. Среди любителей сапог-гуарачеро даже проводятся соревнования. Призы бывают разными: от бутылки виски до $100–500.

Мексика: гуарачеро

Мексика: гуарачеро

Мексика: гуарачеро

Мексика: гуарачеро

Мексика: гуарачеро

Мексика: гуарачеро

ЮАР: ижикотан (африканские пижоны)

Стиль: дорогая брендовая одежда ярких расцветок, иногда — золотые зубы, денежные купюры в качестве аксессуаров.

Образ жизни: шопинг, танцы, демонстрация богатства и своего экстравагантного стиля.

Ижикотан — это субкультура черной молодежи в бедных поселках ЮАР. Это мальчики и мужчины в возрасте от 12 до 25 лет, которые живут напоказ и явно не по средствам: они покупают дорогую дизайнерскую одежду, элитный алкоголь и гаджеты, а затем устраивают танцевальные поединки, соревнуясь с конкурентами в богатстве и крутости.

В битвах не возбраняется разбивать телефоны, сжигать денежные купюры и портить продукты, показывая тем самым, что ты можешь позволить себе большее. Танцы ижикотан происходят в людных местах, и зрители решают, какая из команд лучше продемонстрировала свою состоятельность и шик. При этом ижикотан, как правило, не работают и добывают деньги незаконным способом либо живут на средства родителей, которые их зачастую не понимают и осуждают.

Субкультура зародилась совсем недавно — в 2000-е годы в районе Йоханнесбурга — и стала популярной лишь в последние пять лет, распространившись в других областях Южной Африки. У сообщества африканских денди есть своя группа на Facebook, где они хвастаются покупками и образом жизни. Особым шиком среди ижикотан считается купить две пары одной обуви разного цвета и надеть по одному ботинку от каждой, чтобы все увидели, как он потратился.

ЮАР: ижикотан (африканские пижоны)

ЮАР: ижикотан (африканские пижоны)

ЮАР: ижикотан (африканские пижоны)

🌹 🌱 👛 👠 ☘️

По теме: