Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Психологический портрет Папы Римского Иннокентия Х

«Портрет папы Иннокентия Х» —
известная картина испанского художника Диего Веласкеса

Портрет Папы Римского Иннокентия X, созданный около 1650 года, выдающимся испанским художником Диего Веласкесом считается одним из самых известных изображений несущих в себе всю глубину психологического образа изображенного человека.

Многие из видевших портрет лично, утверждали, что его действительно невозможно забыть так как с холста на них будто бы подозрительно смотрит живой человек.
Но как же художнику удалось создать столь проникновенный шедевр?

Считается, что портрет был создан во время второй поездки художника в Италию, в период с начала 1649 по середину 1651 года. До наших дней сохранилось даже документальное подтверждение того, что Папа Римский пригласил Веласкеса на аудиенцию в августе 1650 года (и вероятней всего не просто так).

Но почему же именно этого испанского живописца понтифик выбрал для увековечения своего образа?
Дие́го Родри́гес де Си́льва-и-Вела́скес (автопортрет) —
испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV.
Некоторые историки считают, что знакомство художника и будущего Папы Римского произошло еще в 1625 году, во время визита обоих в Мадрид.

Однако эта версия не имеет за собой документального подтверждения и официально принято считать, что талантливый художник был лишь рекомендован кем-то из приближенных понтифика, как наиболее подходящий мастер.

Одним из достоинств, Веласкеса считалось то, что он был в состоянии изобразить весь внутренний мир человека и показать даже те аспекты, что скрытые в самой глубине личности.


Особенно удивителен тот факт, что при создании шедевра Веласкес лишь пару раз встречался с Иннокентием, а большая часть работы была сделана исключительно по памяти.

По воспоминаниям художника, Папа Римский произвел на него впечатление крайне жестокого и подозрительного человека.
Сложности образу главы Церкви добавляла и невозможность создания традиционного изображения, слишком уж исключительным статусом обладал персонаж.

Художник постарался передать через картину весь внутренний мир Иннокентия Х, по примеру своего любимого мастера - Тициана, изобразившего Папу Римского Павла III.

Павел III —
Папа Римский с 13 октября 1534 года по 10 ноября 1549 года.
(Худ. Тициан)
Однако в отличии от Тициана, Веласкес выбрал крайне рискованный спектр цвета - красное на красном.

На фоне красной драпировки понтифик изображен в красном облачении сидящим в красном кресле. Однако все изобилие красного не сокрушает силу самого образа.

Примечательно, что Веласкес не идеализирует лицо Папы, придавая ему перламутровый оттенок (как это часто было принято в портретных работах эпохи Возрождения), а опять же добавляет красный цвет, наиболее соответствующий реальному облику понтифика.

Считается, что, когда Иннокентий увидел законченный портрет, то растерялся и воскликнул: Troppo vero! (слишком правдиво!), так как был просто поражен качеством работы.