Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Григорианская "машина времени" или как исчезли сразу десять дней

Григорий XIII. Гравюра


Более 400 лет назад, 24 февраля 1582 года, папа Григорий XIII своей буллой Inter gravissimas (в переводе с лат. «Среди важнейших…») объявил о реформировании летосчисления и переходе на новый календарь. Он и сегодня используется большинством стран мира. Папа же обеспечил себе память на века, дав ему своё имя — «Григорианский».

До это Европа жила по «юлианскому» календарю, который был введён римским императором Юлием Цезарем 1 января 45 г. н. э. Он первым установил год в 365 дней с добавлением одного дня каждые четыре года. Первые столетия неточности юлианского календаря были мало заметны, но уже к XVI веку у престола Святого Петра возникли проблемы с определением важнейших церковных дат — отставание уже составляло десять суток и день весеннего равноденствия, по которому определялась дата празднования Пасхи, сместился с 21 марта на 11 марта.

А потому главным инициатором реформы являлась именно Римско-католическая церковь. Церковь была заинтересована в том, чтобы новый календарь обеспечил точное определение дня главного христианского праздника — Пасхи.

Тициан. Пий IV
Были многочисленные желающие и их попытки привести календарь в соответствие с реальным временем. Например, папе Павлу II во второй половине XV века удалось установить интервал между юбилейными годами в 25 лет. За решение проблемы в своё время брались и Александр VI Борджиа, и Павел III и Пий IV, предшественники Григория XIII на папском престоле в Ватикане. Но масштабной реформы летоисчисления ни у кого не получалось.

В 1572 Григорий XIII принял решение об учреждении «Комиссии о реформе календаря». Работа комиссии завершилась в 1580.

Среди современников Григория XIII были такие личности как Христофор Клавиус и Луиджи Лилио. Они хорошо разбирались и в астрономии, и в математике. Совместно им удалось разработать именно тот алгоритм, который зафиксировала папская булла Inter gravissimas и которым пользуются по сей день.

Алгоритм предполагал два важнейших нововведения. Во-первых, с момента вступления в силу нового календаря (4 октября 1582 года), на текущую дату добавлялось десять дней. А во-вторых, вводилась новая методика определения високосного года — фактическая годовая продолжительность устанавливалась теперь в 365,2425 суток, а не как в юлианском календаре 365,25 суток. Решение было найдено в том, чтобы исключить из високосных года, номера которых кратны 100, а года с номерами кратными 400 — оставить високосными.

Барельеф на могиле папы Григория XIII в Соборе Святого Петра в Риме
24 февраля была издана папская булла, которая начиналась так: «Inter gravissimas Pastoralis officii Nostri curas …», что в переводе означает «Среди наиболее серьёзных обязанностей нашей пастырской службы …». В историю же она вошла по двум первым словам.

Католические страны сразу же последовали папскому призыву и в тот же год (1582 год) на григорианский календарь перешли Испания, Италия, Речь Посполитая, Франция и Португалия.

В следующем году (1583 год) к ним начала присоединяться протестантская Европа. К концу 1583 года на новый календарь перешли Голландия, Бельгия, Бавария, Зальцбург, Регенсбург, часть Австрии и др. Не обошлось и без курьёзов. В некоторых источниках рассказывается о том, что в Бельгии и Голландии 1 января 1583 года наступило сразу после 21 декабря 1582 года и в том году люди остались без Рождества.

Папа Григорий XIII отправил послание и Константинопольскому патриарху Иеремии II, в котором предложил использовать новый календарь и в Православной церкви. Но на Константинопольском соборе предложение было отвергнуто. Православные страны ещё долго жили по юлианскому календарю: например, Россия до 1918 года, Сербия — до 1919 года, Греция — до 1924 года.

Фрагмент Таблицы Пасхалии
«От сотворения всея твари и первозданного человека Адама. годы 7387-7401 от Адамаили 1879—1893 от Рождества Христа.
В 1830 году Петербургская академия наук всё же заявила о необходимости принятия григорианского календаря, но получила отказ от министра народного просвещения князя Карла Ливена. Он посчитал переход на новое летоисчисление как «несвоевременное», «недолжное», и которое может привести к «нежелательным волнениям» и «смущениям умов». Император Николай I с доводами министра согласился, реформа календаря была отложена на неопределённое время.

И опасения князя были не лишены здравого смысла. Так, например, когда польский король Стефан Баторий ввёл в Риге новый календарь, местные купцы подняли мятеж. По их словам, сдвиг на десять дней срывал их сроки поставок и оборачивался значительными убытками.

Мятежники разгромили церковь и убили несколько муниципальных служащих. Справиться с беспорядками удалось лишь летом 1589 года. Кроме того, разновременной переход стран на новый календарь приводил и к фактическим ошибкам. Так известно, что Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли 23 апреля 1616 года. В действительности события произошли с разницей в десять дней. Причина в том, что в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его Папой, а в Великобритании — с 1752 года.

Введение нового календаря имело также и финансовые последствия для сборщиков налогов и податей. А в 1753 году банкиры отказались платить налоги. Они дожидались положенных 11 дней после привычной даты окончания сборов — 25 марта.

Счёт по костяшкам рук. Бугорок- 31 день, впадинка-30 дней
Что же касается введения григорианского календаря в России, то после того, как Николай I принял доводы князя Ливена, к этому вопросу возвращаются лишь в 1864 году — учёный Иоганн Генрих фон Медлер в тот год выступил со статьёй «О реформе календаря».

По его словам, «наш нынешний календарь похож на такие часы, которые не только постоянно опаздывают, но и идут неверно». Он предлагал ввести корректирующую схему, согласно которой каждые 128 лет исключался бы один день. Но и тогда проведение календарной реформы не приняли. Несмотря даже на то, что в 1899 году при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из различных научных учреждений, ведомств и министерств, которая всё же предлагала ввести в России не григорианский, а более точный календарь, основанный на проекте Медлера.

Лишь после революции решение «проблемы» календарной реформы в России сдвинулось с места — вопрос был поставлен на одном из первых заседаний СНК в 1917 году. Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» был принят в начале 1918 года и подписан Владимиром Лениным.

«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь», — говорилось в декрете.

Царь град
Интересно то, что к тому времени разница между старым и новым стилями составляла уже 13 дней. Потому декрет предписывал после 31 января 1918 года считать не первое, а 14 февраля, а до 1 июля 1918 года после числа каждого дня по новому стилю в скобках ставить число по старому. Русская Православная Церковь осталась при ветхом календаре.

По сути своей, григорианский календарь — система исчисления времени, которая основана на циклическом обращении Земли вокруг Солнца, продолжительность года равна 365,2425 суток, содержит 97 високосных лет на 400 лет.

Западногерманская марка 1982 года, выпущенная к 400-летию введения григорианского календаря. Изображение из книги. 1586