Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Божество на троне

Шульги из Ура считается величайшим царём за всю историю шумерской цивилизации. Его отцом был великий Ур-Намму, заложивший основы нового государства, а дедом по матери — Утухенгаль, изгнавший из Шумера захватчиков-гутиев. Шульги получил власть в критический момент, когда его отец погиб, сражаясь против гутиев, вновь вторгшихся на земли Шумера.
Начало правления

Поражение шумерского войска и смерть на поле боя царя Ур-Намму показали слабость военной организации возрождённого царства Шумера и Аккада. Однако и гутии понесли столь тяжёлые потери, что не осмелились продолжить вторжение. Требовались экстренные и решительные меры для восстановления разгромленной царской армии. Ресурсов дворцовых имений и городских общин было недостаточно для решения этой проблемы, зато обширные храмовые земли и накопленные жрецами сокровища могли спасти Шумер от нового поражения. Главная проблема состояла в том, что храмовая элита не пожелала добровольно помочь молодому царю, и Шульги пошёл на открытый конфликт с могущественными служителями богов. Храмовое хозяйство было поставлено под прямой царский контроль, а серебро и золото из жреческих сокровищниц пополнили оскудевшую казну. Священники попытались настроить народ против нового царя, но потерпели неудачу.

Используя новые возможности, Шульги приступил к преобразованиям в армии. Царское войско было разделено на копейщиков, секироносцев, лучников и колесничих. Вместо ополчения подвластных областей у царя появились профессиональные солдаты, находившиеся на службе постоянно и получавшие земельные наделы. В некоторых случаях земля даровалась сразу целому подразделению, в других — отдельным бойцам.

Для отработки взаимодействия и выработки новой тактики проводились регулярные учения, но и этого царю показалось мало. Впервые в шумерской истории Шульги начал набирать подразделения, состоявшие исключительно из наёмников — эти воины записывались на службу добровольно и получали оплату серебром. Первыми наёмниками стали дружинники военных вождей кочевых и горных племён — это позволило не только пополнить армию умелыми и мотивированными бойцами, но и направить их с грабительских походов против шумеров на защиту царства Шумера и Аккада.

Каменный портрет царя Шульги из Третьей династии Ура.
louvre.fr
Военные походы

Почувствовав себя достаточно сильным, чтобы отомстить за смерть отца, Шульги со своим войском выступил против гутиев. Хронология той войны историкам неизвестна, но из оставленных современниками записей следует, что в годы правления Шульги воинственные горцы больше не считались проблемой.

Обезопасив собственные земли, царская армия вторглась в соседнюю страну Элам, которая была традиционным соперником Шумера. В это время Элам был раздроблен на враждующие города-государства — шумерские воины захватили их один за другим. Наконец, в руках Шульги оказались Сузы — самый важный и влиятельный город равнинной части Элама. После этого правители горных областей Элама поспешили склониться перед шумерским царём. Чтобы обеспечить лояльность горцев, Шульги отдал своих дочерей в жёны местным царькам. В равнинной части Элама были построены крепости, и обосновались шумерские гарнизоны, а наёмных эламских солдат отправили служить на северную границу Шумеро-Аккадского государства.

Затем Шульги направился на север и запад. Объявив себя наследником великих завоевателей времён Аккадской империи, он предъявил свои права на земли от Верхнего до Нижнего моря (от Средиземного моря до Персидского залива). Фактически шумерская армия завоевала лишь среднюю Месопотамию и предгорья Загроса, где столкнулась с серьёзным противником в лице государства Субарту, однако и сирийские, и ливанские правители признали Шульги своим господином (сохранилась отчётность о ежегодной дани, уплачиваемой средиземноморскими царствами в шумерскую казну). По завершении завоевательных походов Шульги принял титул «царя Ура, царя Шумера и Аккада, царя четырёх стран света».

Административная деятельность

Обезопасив своё царство от вражеских нашествий и раздвинув его границы далее, чем любой из более ранних шумерских правителей, Шульги занялся наведением порядка на подвластных землях. Прежде всего была проведена административная реформа — Шульги разделил своё царство на округа, а старые общинные границы потеряли какое-либо значение. Границы областей определялись исключительно экономической целесообразностью. Логическим завершением этой реформы стало включение ранее независимых храмовых хозяйств в общий фонд областных земель.

Административные записи Третьей династии Ура.
Следующим шагом стало окончательное отстранение от власти в областях местных династий и связанных с ними элит. Шульги и высшие царские чиновники по своему усмотрению назначали и смещали местное руководство — обычно эти должности занимали члены царской семьи или приближённые к ней лица.

С введением сложной системы отчётности потребовалось стандартизировать систему мер и весов. Ранее в каждой области были свои стандарты, причём меры веса с одинаковым названием нередко отличались друг от друга. Чиновники Шульги создали эталонные гири и линейки, а их точные копии были разосланы во все области государства.

Эталонная гиря царя Шульги из храма бога Луны.
Масса — полмины (248 г).
louvre.fr
Для постоянной связи между областями и обеспечения документооборота была создана государственная курьерская служба. Чиновники этой службы снабжались специальными удостоверениями, которые позволяли им использовать развитую сеть придорожных постоялых дворов и хранилищ.

Последним и, возможно, самым важным для истории цивилизации, было установление единой шкалы времени. До Шульги каждый местный правитель датировал годы своего правления со времени самого важного события (с его точки зрения) — например, постройки нового храма или большой войны. Таким образом, установить чёткую хронологию после смерти этого царя было вначале проблематичным, а затем и вовсе невозможным. Неизвестные нам администраторы из окружения Шульги предложили добавлять к традиционной посвятительной надписи о важнейшем событии года ещё и его порядковый номер от начала правления царя: первый год правления, второй год правления и так далее. При смене правителя прежний счёт лет обнулялся, но, зная последовательность правлений, можно было точно датировать любое событие из прошлого.

Любопытно, что, в отличие от времён правления Ур-Намму, при Шульги вся документация в царстве Шумера и Аккада велась на шумерском языке. Сам Шульги был грамотным и мог написать и прочитать любой документ как на шумерском, так и на аккадском языках.

Закладная статуэтка царя Шульги.
Найдена при раскопках Ниппура в 1956 году.
Живое божество

Обширное храмовое строительство, начатое ещё при Утухенгале и Ур-Намму, продолжилось и при их преемнике. Однако Шульги стремился превзойти своих отца и деда во всех начинаниях. Ему было недостаточно просто строить «дома для богов», совмещая шумерские и аккадские традиции и опыт прежних правителей, Шульги посчитал возможным объявить себя божеством (так ранее поступил правитель Аккадской империи Нарам-Суэн). В отличие от Нарам-Суэна, Шульги полностью контролировал храмы, а потому не встретил явного сопротивления жрецов на пути осуществления этой реформы.

На седьмом году царствования Шульги попытался доказать подданным свою сверхчеловеческую сущность. Для этого он решил пробежать из своей столицы в городе Ур в главный культовый центр Месопотамии город Ниппур, а затем вернуться обратно. Казалось бы, в таком забеге нет ничего невозможного, но Шульги решил сделать это за один день. Для великого подвига был выбран день общегосударственного религиозного праздника, на который со всей страны должны были съехаться многие тысячи людей. Расстояние между Уром и Ниппуром составляет 160,9 км, таким образом, путь туда и обратно составляет 321,8 км. В так называемом «Гимне Шульги» великий забег был описан со слов самого царя:
«Я – бегун, в полной силе моей поднялся,
и, дабы выдержать испытанье,
Из Ниппура к кирпичам Ура,
Как если бы одну версту всего лишь,
сердце мое бежать побудило.
Лев я, в удали неутомимый, в силе своей стоящий твёрдо.
Одеяньем лёгким я окутал бедра,
Словно голубь, что от змеи, разъярённой мчится,
раскинул руки,
Словно птица Анзуд, когда взоры он устремляет в горы,
я широко расставил колени.
Жители городов, построенных мною,
толпами вышли мне навстречу.
Черноголовые, числом что овцы,
в восхищенье на меня смотрели.
Словно горный козлёнок,
что к родному жилью стремится,
Уту-солнце надо всякою тварью едва лишь сияние дня пролил,
А я уж – в Экипшугаль вступаю».
Неужели царю действительно это удалось? Раннее поколение исследователей считало такое достижение невозможным и отвергало его как вымысел, однако более позднее рассмотрение предполагает иное. Из современной истории спорта нам известно, что в 1985 году греческий морской пехотинец Янис Курос пробежал 462 км за 48 часов — это впечатляющее расстояние было преодолено без пауз для сна. В 70-е годы британский спортсмен пробежал 161 км за 11 часов и 31 минуту. Нет оснований полагать, что шумеры были менее спортивными, в конце концов, они жили в мире, где скорость, сила и выносливость были гораздо важнее, чем сейчас.

Записи о «великом божественном забеге» были разосланы во все концы империи. Шульги стяжал себе славу сверхчеловека и героя своего народа. Его авторитет был недосягаем, а власть — совершенно неограниченна.

Табличка с текстом, известным как «Гимн Шульги».
Новые угрозы

Пока шумеры и аккадцы приветствовали достижения своего царя, завоёванные ими народы всячески пытались избавиться от «божественной» власти. На протяжении всего правления Шульги в империи постоянно вспыхивали восстания, царская армия каждый раз усмиряла бунтовщиков, но закрепить свои успехи не могла. Город Симуррум был разрушен пять раз, по три раза были разгромлены город Ганхар и племя лулубеев, дважды разрушались города Харши, Кимаш и Хумурти.

Другой серьёзной проблемой являлась так и не завоёванная страна Субарту (Субир), находившаяся к северу от Аккада. Шпионы, посланные туда шумерским царём, были в отчаянии и считали невозможным напасть на правителя, названного в переписке «гнилым семенем». Шульги потребовал от своего приближённого по имени Арадму «держать в хорошем состоянии дороги в страну Субир» и «разузнать пути в стране», но тот считал себя не в силах противостоять врагам и просил о помощи, намекая, что в противном случае изменит.

В ранние годы своего правления Шульги немедленно уничтожил бы Арадму, но теперь на северных границах царства появились новые враги. Кочевые племена амореев захватили город Мари (древний центр шумерской цивилизации в Верхней Месопотамии) и основали там свою династию. Царство Шумера и Аккада оказалось под угрозой большой войны, а потому Шульги не стал рисковать и сражаться на два фронта. Вместо этого вдоль восточной границы была построена 250-километровая непрерывная линия защитных сооружений, известная как Стена Шульги.

Золотые серьги царя Шульги.
Смерть и итоги правления

Шульги унаследовал царство после того, как его отец погиб в битве с захватчиками-гутиями. Своей дерзкой и новаторской политикой он смог поднять Шумер до великих культурных высот, реформировал школы и всячески помогал развитию науки. Шульги улучшил существовавшие дороги и проложил новые, объявил себя живым богом, и подданные поклонялись этому человеку даже после его смерти.

Спуск в гробницу царя Шульги из Ура.
Царь Шульги умер на сорок восьмом году правления. После смерти правителя жрецы отредактировали многие документы, относившиеся к его царствованию, и выставили Шульги в негативном свете. В своих записях жрецы указывают, что Шульги был убит собственными сыновьями, однако сохранившиеся официальные архивы государства Третьей династии Ура этого не подтверждают. В народной памяти величайший из шумерских владык остался символом возрождения и процветания.


                                Литература:
  1. Robert McAdams. An Interdisciplinary Overview of a Mesopotamian City and its Hinterland, 2008. ISSN 1540-8779.
  2. Samuel Noah Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971. ISBN-10: 0226452387 ISBN-13: 978-0226452388.
  3. Leonard Woolley. The Sumerians, 1965. ISBN-10: 1566196663 ISBN-13: 978-1566196666.
  4. Beek M. A., Atlas of Mesopotamia (Thomas Nelson and Sons Ltd. Publishers, 1962).
  5. Bertman S., Handbook to Life in Ancient Mesopotamia (Oxford University Press, 2005).
  6. Bauer S. W., The History of the Ancient World (W. W. Norton & Company, 2007).
  7. Durant W, Our Oriental Heritage (Simon & Schuster, 1954).
  8. King L. W., A History of Sumer and Akkad (William Clowes & Sons, LTD, 1923).
  9. Leick G., Mesopotamia (Penguin (Non-Classics), 2003).
  10. Leick G., The A to Z of Mesopotamia (Scarecrow Press, 2010).
  11. Pritchard J. B., The Ancient Near East, Volume I — An Anthology of Texts and Pictures (Princeton University Press, 1958).
  12. Kriwaczek P., Babylon: Mesopotamia and the Birth of Civilization (Thomas Dunne Books, 2010).
  13. The Babylonian Chronicles. http://www.livius.org
  14. The Mesopotamian Chronicles. http://www.livius.org
  15. Thoughts on the End of Shulgi's Reign by Piotr Michalowski. http://www.academia.edu
Max Ferapontov____________________________

Цикл лекций о Шумере