Вторая половина XV века ознаменовалась для Японии ослаблением власти сёгуна. Землевладельцы-даймё, получив относительную независимость, незамедлительно начали расширять свои владения за счёт более слабых соседей. Для большинства наших современников эти войны ассоциируются исключительно с самураями, однако их сражения больше походили на индивидуальные поединки и чаще всего сводились к сбору трофеев в виде голов врага. Бремя настоящей войны ложилось на плечи асигару.
![]() |
Иллюстрация XVII века достаточно
подробно
воспроизводит экипировку
пехотинцев-асигару
|
Эти люди изначально набирались из безземельных крестьян, которые хотели изменить своё материальное положение за счёт грабежа и мародёрства. Сам термин «асигару» переводится с японского как «лёгкая нога». Это указывает на то, что многие поступающие на службу крестьяне не имели не только оружия и брони, но порой даже обуви – всё это они должны были добыть в бою.
К концу XV века успех военных кампаний уже зависел от количества асигару в армии того или иного землевладельца, но при этом такие солдаты были очень ненадёжны. Для того времени было обычным явлением, когда даймё после победы терял большую часть своей армии. Уцелевшие в битве асигару после сбора трофеев просто дезертировали, не желая больше рисковать своей жизнью, или переходили на сторону противника, если понимали, что их наниматель проигрывает войну. Порой в одной армии одновременно оказывалось несколько враждующих между собой банд, что, в свою очередь, могло привести к резне за спиной командира.
К концу XV века успех военных кампаний уже зависел от количества асигару в армии того или иного землевладельца, но при этом такие солдаты были очень ненадёжны. Для того времени было обычным явлением, когда даймё после победы терял большую часть своей армии. Уцелевшие в битве асигару после сбора трофеев просто дезертировали, не желая больше рисковать своей жизнью, или переходили на сторону противника, если понимали, что их наниматель проигрывает войну. Порой в одной армии одновременно оказывалось несколько враждующих между собой банд, что, в свою очередь, могло привести к резне за спиной командира.
![]() |
Комплект доспехов асигару
|
Ситуация начала меняться в первой половине XVI века. Примерно в этот период большинство даймё стали набирать асигару из своих собственных крестьян, а также из дзи-самураев. Последние представляли собой промежуточное звено между классами. В военное время они выступали как самураи (у них было собственное оружие и доспехи, чаще всего фамильные), а в мирное время занимались сельским хозяйством. Систематизировав набор в свою армию, даймё мог смело тратить деньги на повышение её боеспособности. Для вчерашних крестьян стали изготавливать доспехи. Эти комплекты назывались «окаси-гусоку» (доспехи взаймы) и чаще всего состояли из панциря, набедренников и шлема. Для того чтобы выделить своих асигару на поле боя, господа помещали на их панцири свой «мон» (простой геральдический символ рода).
Ярким примером того, как проходило превращение крестьян в асигару, служит документ о мобилизации 1560 года, изданный даймё Удзимаса Ходзё. Особый интерес в нём представляют следующие пункты:
Сегодня крестьянин — завтра солдат
Ярким примером того, как проходило превращение крестьян в асигару, служит документ о мобилизации 1560 года, изданный даймё Удзимаса Ходзё. Особый интерес в нём представляют следующие пункты:
- «Все мужчины в возрасте от 15 до 70 лет должны зарегистрироваться до 20 дня этого месяца у моего заместителя в Кацукуи. Прибывшие должны иметь при себе аркебузу, копьё или другое оружие. В противном случае они рискуют попасть в затруднительное положение»…
- «Мобилизации подлежат все мужчины призывного возраста, включая также дрессировщиков обезьян и буддийских монахов»…
- «Мужчины должны являться на регистрацию в полном боевом облачении. Те, кто не имеет копья или лука, должны быть вооружены хотя бы мотыгой или серпом»…
- «В случае, если выяснится, что хотя бы один уклонился от службы, этот человек, вне зависимости от его положения, будет обезглавлен»…
- «Это предписание обязательно для всех. Тот, кто проявит себя на службе и докажет верность своему господину, получит разумное вознаграждение».
![]() |
Асигару, вооружённые аркебузами, в
бою
|
Помимо этого, чем больше сражений, тем более опытен асигару, а опытные крестьяне-воины были огромным преимуществом в случае вторжения противника. Это хорошо демонстрирует история Мототика Тёсокабэ. Сторонники этого даймё постоянно находились в состоянии боевой готовности. Согласно историческим документам, его крестьяне, выходя на обработку рисового поля, брали с собой копья, к которым привязывали доспехи. Они втыкали древко копья в межу и в случае нападения за несколько минут перевоплощались в воинов, готовых дать отпор врагу. Такая тактика позволила Тёсокабэ не только успешно отражать нападения соседей, но и подчинить себе весь остров Сикоку.
Отсюда следует вывод, что, в отличие от европейских феодалов, в Японии на успех мог рассчитывать лишь тот даймё, который грамотно балансировал между земледелием и войной.
Специализация и организация
Общее командование над отрядами легконогих осуществляли асигару-тайсё. Несмотря на то, что сами асигару комплектовались из низших сословий, асигару-тайсё могли стать лишь самые доверенные самураи даймё. Всё это лишний раз свидетельствует о том, какую ценность крестьяне-воины представляли для своего господина.
Что касается самих крестьян, то они могли дослужиться до асигару-касира, что условно можно считать равным воинскому званию «капитан». Он командовал отрядом, имевшим однотипное вооружение. Следующими в иерархии шли асигару-ко-касира, или, условно, лейтенанты. Их в подчинении у капитана могло быть пять. В свою очередь, под командованием у асигару-ко-касира находилось до 30 человек. Лейтенанты были важнейшим звеном в армии даймё, так как рядовые асигару подчинялись непосредственно их приказам. Поэтому на эту должность назначали лишь самых смелых и обученных солдат.
![]() |
Японские аркебузы
|
Асигару могли иметь достаточно разнообразное основное оружие – лук, аркебузу, копьё. Как правило, абсолютное большинство составляли копейщики. На начальных этапах копьё асигару в длину было таким же, как у самураев – чуть больше трёх метров. Однако, начиная примерно со второй половины XVI века, его длина стала расти. Так, в некоторых мобилизационных приказах этого периода было прописано, что асигару, имеющие копья из бамбука или древесины, должны явиться с ними на службу, но длина этих копий не должна быть меньше двух кенов (чуть более 3,5 метров). Асигару клана Такэда сражались копьями длиной 4,8 метра, в то время как, к примеру, в армии Нобунага Ода предпочитали копья длиной примерно 5,5 метров. Конечно, такое увеличение в размерах влекло за собой и изменение техники боя. Если в начале своего существования асигару-пикинёры могли на манер самураев выступать как одиночные бойцы, то с увеличением длины древка они стали действовать группами, формируя по три шеренги и выставляя копья таким образом, чтобы наконечники находились на одном уровне.
Вторыми по количеству, но не по значимости, были аркебузиры. В Японию первые образцы этого огнестрельного оружия попали благодаря португальцам. Затем конструкция аркебузы была усовершенствована. Был добавлен пружинный спусковой крючок и разработан целый ряд смесей, которыми пропитывали фитиль для стрельбы в дождь. Кстати, вопреки сложившемуся мнению, и самураи не брезговали этим видом оружия. В отличие от простолюдинов, благородные воины использовали его для отстрела важных фигур армии противника. Асигару же применяли тактику залпового огня по большому скоплению вражеских войск.
Так как на перезарядку аркебузы в боевых условиях тратилось от 20 секунд до минуты, для прикрытия аркебузиров использовались лучники. Если верить рисункам второй половины XVI – начала XVII веков, на отделение аркебузиров (от пяти человек) приходился минимум один лучник. Отряд обычно состоял из шести отделений, следовательно, в каждом отряде аркебузиров было минимум шесть лучников. Такое небольшое количество обусловлено тем, что снайперски стрелять из лука чаще всего умели лишь самураи, а крестьян обучали лишь залповому огню в направлении противника.
Вторыми по количеству, но не по значимости, были аркебузиры. В Японию первые образцы этого огнестрельного оружия попали благодаря португальцам. Затем конструкция аркебузы была усовершенствована. Был добавлен пружинный спусковой крючок и разработан целый ряд смесей, которыми пропитывали фитиль для стрельбы в дождь. Кстати, вопреки сложившемуся мнению, и самураи не брезговали этим видом оружия. В отличие от простолюдинов, благородные воины использовали его для отстрела важных фигур армии противника. Асигару же применяли тактику залпового огня по большому скоплению вражеских войск.
Так как на перезарядку аркебузы в боевых условиях тратилось от 20 секунд до минуты, для прикрытия аркебузиров использовались лучники. Если верить рисункам второй половины XVI – начала XVII веков, на отделение аркебузиров (от пяти человек) приходился минимум один лучник. Отряд обычно состоял из шести отделений, следовательно, в каждом отряде аркебузиров было минимум шесть лучников. Такое небольшое количество обусловлено тем, что снайперски стрелять из лука чаще всего умели лишь самураи, а крестьян обучали лишь залповому огню в направлении противника.
![]() |
Асигару-лучники (современная
иллюстрация)
|
Чаще всего на поле боя отряды асигару действовали следующим образом: аркебузиры по команде асигару-ко-касира и под надзором асигару-касира давали залп по врагу. Пока они перезаряжали своё оружие, в бой вступали лучники. Когда асигару-тайсё замечал, что под огнём строй противника нарушался, он отдавал приказ к наступлению. Лучники продолжали вести стрельбу, прикрывая отход аркебузиров. После этого следовала атака пикинёров. Последними в бой вступали самураи.
![]() |
Битва при Нагасино, 1575 год
(современная иллюстрация)
|
Но не все асигару были копейщиками или стрелками. Некоторые из них поступали в служение самураю. Они переносили его вещи и оружие, а также помогали облачаться в доспехи. В случае, если их господину угрожала опасность, они должны были закрыть его своим телом. Если у даймё был флот, то гребцами и матросами выступали всё те же мобилизованные крестьяне. Помимо этого, простолюдинов назначали знаменосцами и сигнальщиками на поле боя. Те, кто имел опыт работы на рудниках, использовались в роли инженеров при осаде замков.
Несмотря на то что служба в армии была обязательной для всех крестьян, для многих из них это был единственный шанс хоть как-то улучшить своё материальное состояние и сделать карьеру. Самый лучший пример тому – «Японский Наполеон» Хидэёси Тоётоми. Он был сыном асигару, который служил у Нобухидэ Ода. Отец Хидэёси был вынужден навсегда оставить службу из-за ранения и вернуться к земледелию, в то время как Тоётоми начал свою военную карьеру в качестве асигару. В скором времени он попал на службу к Набунаге Ода и, заслужив уважение, был произведён в самураи. После смерти главы клана Ода благодаря ряду блистательных побед Тоётоми встал во главе клана, а затем к концу XVI века фактически стал единоличным правителем объединённой Японии.
Светлое будущее
Несмотря на то что служба в армии была обязательной для всех крестьян, для многих из них это был единственный шанс хоть как-то улучшить своё материальное состояние и сделать карьеру. Самый лучший пример тому – «Японский Наполеон» Хидэёси Тоётоми. Он был сыном асигару, который служил у Нобухидэ Ода. Отец Хидэёси был вынужден навсегда оставить службу из-за ранения и вернуться к земледелию, в то время как Тоётоми начал свою военную карьеру в качестве асигару. В скором времени он попал на службу к Набунаге Ода и, заслужив уважение, был произведён в самураи. После смерти главы клана Ода благодаря ряду блистательных побед Тоётоми встал во главе клана, а затем к концу XVI века фактически стал единоличным правителем объединённой Японии.
![]() |
Хидэёси Тоётоми
|
Этот же человек издал самый важный для Японии закон, который прямым образом касался асигару. Возможно, опасаясь, что кто-то может последовать по его пути, он издал приказ, по которому у всех простолюдинов отбиралось оружие. Также он запретил переход самураев в крестьяне и крестьян в иные сословия. Помимо этого самураям и простолюдинам теперь запрещалось оставлять своего господина. Наказание за нарушение «Эдикта о разделении» было очень строгим:
«Если закон будет нарушен, а нарушитель избежит наказания, следует схватить и обезглавить трёх других человек…»Получилось так, что асигару, которые на момент вступления этого закона в силу находились на военной службе, больше уже не могли вернуться к своей крестьянской жизни, а крестьяне больше не могли наживаться за счёт грабежа и мародёрства. Идею разделения японского общества на изолированные классы продолжил преемник Хидэёси – Иэясу Токугава. Во время своего правления он признал за асигару все самурайские достоинства, превратив тем самым вчерашних крестьян-воинов в младшую прослойку самурайского класса.
Окончательному превращению асигару в первых солдат профессиональной японской армии способствовала книга «Солдатские истории», написанная Набуоки Мацудайра в 1649 году. В ней он даёт практические советы по применению пехотинцев асигару в бою. Это произведение базировалось на опыте, который Мацудайра получил в ходе подавления восстания в княжестве Симабара в 1638 году. Командуя войсками сёгуна в ходе этой кампании, он смог извлечь множество полезных уроков. Особенностью этого произведения считается то, что оно не зациклено на доблести одних лишь самураев, а описывает все аспекты военной жизни и может служить пособием для командиров асигару, а, следовательно, признаёт их как полноценных участников самурайских войн.
![]() |
Асигару даймё Уэсуги Кэнсина перед
одной из битв при Каванакадзиме,
вторая половина XVII века
(современная реконструкция)
|
Литература:
- Stephen Turnbull. «Ashigaru 1467–1649». «Warrior» №29, 2001, UK, Osprey Publishing Ltd.
- Куросукэ Арисада. «Огнестрельное оружие в Японии (краткий обзор)».
- «Асигару: Постоянные части».
Anton Lyapin