Время беспрепятственно движется в одном направлении — только вперед. Люди примирились с его неумолимым ходом и упорядочили свое мироустройство годичными циклами, сменой времен года, уже не говоря о неизменном чередовании дня и ночи. Какими же символами «кодировали» художники время, и как оно обозначено в искусстве?
Времена года
Андрей Ремнёв 2002
|
Два берега Стикса
Сезонная символика пользовалась особой популярностью в погребальной культуре Древнего мира. Изображение смены времен года, символизирующей чередование расцвета и угасания жизни, обнадеживало тех, кто оставался по эту сторону Стикса, и должно было служить утешением для тех, кто покидал мир живых. Надгробия и саркофаги украшали сюжетами, напоминающими о бренности земных радостей и неизменном возрождении.
Например, на рельефе крышки саркофага 130—150 гг. н. э. (коллекция Метрополитен-музея) времена года обозначаются животными, запряженными в повозки. Так медведи означали весну, львы — лето, быки — осень, кабаны — зиму. На фронтальном рельефе саркофага четыре Эрота держат гирлянды, в которые вплетены цветы, соответствующие временам года: колосья злаков, грозди винограда, плоды граната и листья лавра.
Кстати, производные от этой символики использовал Альбрехт Дюрер в ксилографии «Философия»: овальная гирлянда разделена на четыре части, каждая из которых состоит из ветвей растения, выступающего знаком какого-либо времени года: весну представляет лавр, лето — ветви винограда со спелыми гроздьями, осень — клен, зиму — дуб.
Существовали различные варианты персонификации времен года. И если в 1 в.н.э. зима, весна, лето и осень изображались, как правило, в женском обличье, то потом они почему-то приобрели мужские очертания. Крылатые, полные жизни юноши изображены на саркофаге-леносе, известном как «Бадминтонский саркофаг» (260—270 гг. н. э.). Весна изображен с рогом изобилия и зайцем; Лето — с корзинкой с колосьями, серпом (сломан) и венком из колосьев; Справа от Весны — Бог Океан, полулежит на крае овала и льет на землю воду из кувшина; Справа от Диониса — Осень держит корзинку, полную плодов фиги; Зима — с парой уток и связкой камышей. Они символизируют дары процветания и блаженства, которые Дионис преподносит благочестивым покойникам.
Поделив календарный год на 12 периодов, человек дал имя каждому из месяцев, предоставив людям возможность точку опоры для развития культа астрологии. Календари в современном понимании вошли в обиход благодаря молитвословам, которые служили руководством для чтецов и певцов на клиросе. Одно из канонических изобразительных решений календаря создали в 15 веке братья миниатюристы Поль, Жан и Эрман Лимбурги, работая над «Великолепным часословом герцога Беррийского» (Très Riches Heures du Duc de Berry).
Существовали различные варианты
персонификации времен года.
|
«Трепал сегодня ветер календарь….»
Поделив календарный год на 12 периодов, человек дал имя каждому из месяцев, предоставив людям возможность точку опоры для развития культа астрологии. Календари в современном понимании вошли в обиход благодаря молитвословам, которые служили руководством для чтецов и певцов на клиросе. Одно из канонических изобразительных решений календаря создали в 15 веке братья миниатюристы Поль, Жан и Эрман Лимбурги, работая над «Великолепным часословом герцога Беррийского» (Très Riches Heures du Duc de Berry).
Иллюстрированная рукопись была заказана герцогом Жаном Беррийским в 1410—1411 годах и осталась незавершённой после смерти художников и их заказчика.
Времена года. Май
Братья Лимбург
|
Времена года. Апрель
Братья Лимбург
|
Времена года. Июнь
Братья Лимбург
|
Времена года. Декабрь
Братья Лимбург
|
«Вереницею недель кружит время карусель…»
Тема времен года была довольно популярна в европейском искусстве. Циклы нередко заказывали художникам, и эти найти разработки можно найти почти у всех мастеров.
Самой оригинальной признана серия Джузеппе Арчимбольдо (1563−1573), которая сразу привлекла внимание поклонников чудного таланта. Первый вариант «Времен года» он создал при Максимиллиане, в честь праздника Нового года, и второй — уже при императоре Рудольфе. Самого правителя он, кстати, изобразил в образе Вертумна — древнеиталийского бога времен года и даров земных, бога превращений, метаморфоз и природного изобилия.
4 сезона. Весна. Первая серия
Джузеппе Арчимбольдо 1563
|
4 сезона. Лето. Первая серия
Джузеппе Арчимбольдо 1563
|
4 сезона. Осень. Повтор серии
Джузеппе Арчимбольдо 1572
|
4 сезона. Зима (серия Лувра)
Джузеппе Арчимбольдо
|
По-своему решил задачу Никола Пуссен, создав в последние годы жизни цикл картин «Времена года» (1660—1665).
Осень
Никола Пуссен 1660-е
|
Зима. Всемирный потоп
Никола Пуссен
|
Весна
Никола Пуссен 1664
|
Лето
Никола Пуссен
|
Конечно, эту тему не обошел и Питер Брейгель Старший.
Сумрачный день. Цикл
"Сезоны". Февраль и ранняя весна
Питер Брейгель Старший 1565,
|
Сенокос. Цикл "Сезоны",
раннее лето
Питер Брейгель Старший 1565
|
Жатва. Цикл "Сезоны",
конец лета
Питер Брейгель Старший 1565
|
Возвращение стада. Цикл
"Сезоны", поздняя осень
Питер Брейгель Старший 1565,
|
Охотники на снегу. Цикл
"Сезоны", январь
Питер Брейгель Старший 1565
|
Стог сена около Живерни
Клод Моне 1889
|
Стог сена на закате возле Живерни
Клод Моне 1891 |
Стог сена утром, эффект снега
Клод Моне 1891,
|
Стога. Конец лета. Утро
Клод Моне 1891
|
Стог сена
Клод Моне 1891
|
Дух весны
Альфонс Муха, 1894
|
Весна. Серия Сезоны
Альфонс Муха 1896,
|
Осень из серии "Времена
года"
Альфонс Муха 1896,
|
Лето. Четыре сезона
Альфонс Муха 1900
|
Зима
Альфонс Муха 1897,
|
250 оттенков стекла разных цветов составляют рожденные фантазией Шагала рисунки. Художник представил своеобразное напряженное раздумье о том, что пора подводить итоги того, что прожито и пережито.
«Я вижу, — писал Марк Шагал, — эти четыре времени года как символ, отображающий человеческую жизнь, и физическую, и духовную, во всех ее проявлениях…».
Художник как бы собирает вместе свои любимые образы. Обнимаются влюбленные, летают люди и коровы, козы и рыбы, колдовскими красками расцветают цветы… Лошади и музыканты, библейская голова осла и неповторимые очертания городских и деревенских улочек.
К знакомым и привычным образам фантазией художника добавлены и узнаваемые очертания чикагских зданий и линий — своеобразная дань уважения этому городу. И все это связано единой гармонией, единым ритмом, ощущением радостной полноты и непрерывности жизни. Венчает композиции мозаичных плоскостей образ солнца, его щедрых лучей, которые словно подсвечивают все богатство шагаловских красок, его оттенки синего, красного, желтого, зеленого, — всех цветов радуги.
Времена года
Жозефина Уолл
|