Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Ампир: наполеоновские планы в исполнении Сталина

Раздача знамен на Марсовом поле. Эскиз
Жак Луи Давид

Ампи́р (от фр. empire — имперский) — стиль позднего классицизма в архитектуре, прикладном искусстве и живописи. Распространялся в течение первых трех десятилетий XIX века.

Характеризуется тягой к монументальности, величию: чтобы всем сразу стало понятно, что власть императора практически безгранична. Ампир возник во Франции в период правления Наполеона, позже сменился эклектическими течениями, чтобы снова возродится в… Советском Союзе.
Откуда он взялся?

Ампир стал завершающим этапом классицизма. Стиль насаждался государством сверху. Это официальный имперский стиль: архитектура, живопись, декоративные предметы интерьера — все должно было воспевать императора и государство, которое он построил, напоминать о его силе. Другими словами, это культ личности, застывший в скульптуре и на полотнах.

Портрет госпожи Рекамье. 1800
Жак Луи Давид (1748 — 1825)
Развивался больше в архитектуре и скульптуре, но также проявился и в живописи.

Стиль появился во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта, а позже насаждался во всех странах, куда император ходил с военными походами. Интересно, что не прижился нигде — кроме России времен Александра I. Это объясняется тягой элиты ко всему французскому.

Император приглашал иностранных архитекторов для создания дворцов во французском стиле.

Позже стиль забылся, как символ всего имперского, и вернулся в перерожденной форме 40-х при Сталине.

Cтилю присуща нарочитая парадность. Величие, мощь, вкрапление военной символики, государственных символов власти (включая гербы) — всего, чем можно подчеркнуть мощь власти. Если классицизм ставил превыше всего сильную личность, достоинство, то ампир служил тому, чтобы подчеркнуть и утвердить превосходство конкретного человека — императора или вождя.
 Типичные сюжеты: битвы, портреты правителей в полном обмундировании, часто на коне или во время парадов.

Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже
Признаки в архитектуре:

монументальные массивные колонны, пилястры, лепные карнизы, военная символика в лепных деталях (доспехи, лавровые венки, гербы), часто — использование античной символики (орлы, сфинксы, грифоны, львиные лапы). Все это не хаотично, как на Соборе парижской Богоматери — животные и символика выстроены крайне симметрично, по всем законам геометрии. Это принципиальная разница между ампиром и готикой.

«Коронация императора Наполеона I и коронация императрицы
Жозефины в Нотр-Дам де Пари, 2 декабря 1804 года. Фрагмент»
Жак-Луи Давид
Признаки в живописи: 

представьте себе картины, которые могут висеть в подобных дворцах — не прогадаете. Это сцены баталий, портреты вождей и правителей в военных мундирах или с мечами, щитами, на коне — все, что подчеркивает могущество империи, армии и императора. Женщина на портрете будет выглядеть как генеральская жена (поза, одежда, серьезность лица), в одежде — подражание стилю Римской империи. Во всех пропорциях строгость, цвета насыщенные, но сдержанные. Много красного (цвет огня сражений).

Сталинский ампир

Главное направление в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве Союза после Победы и до середины 50-х годов. Классический пример — сталинские высотки в Москве или кинотеатр Дружба в Киеве: мощный, монументальный, со звездой на верхушке.

Гостиница «Украина», Москва
Внутри таких помещений, как правило, массивная резная мебель, высокие потолки с лепниной, бронза в интерьере — смесь Советского Союза и Римской империи. Монументальность плюс роскошь, помпезность, классицизм с элементами барокко.

Сталинский ампир закончился постановлением ЦК КПСС от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Вы эксперт, если:
Понимаете разницу между ампиром и сталинским ампиром: во втором четко ощущается насаждение культа вождя.

Вы профан, если:
Считаете, что ампир проявился только в архитектуре. Зданий в стиле ампир действительно больше, чем картин, однако изначально стиль зародился в живописи. Еще до революции Жак-Луи Давид написал картины «Клятва Горациев» (1784) и «Брут» (1789), в которых прославлял героические эпизоды Римской истории. текст, который надо выделить от общей массы

Давид участвовал в первой французской революции. Позже он использовал опыт работы над римскими полотнами, чтобы прославлять подвиги Наполеона также, как до этого — римских императоров. Про художника стали говорить, что он сменил «Цезаря на Брута».

Известные представители стиля:

Живописец Жак Луи Давид, скульпторы: Огюст Дюмон, Антуан-Дени Шоде, Осип Бове, Доменико Жилярди, Иван Марто.

Наполеон на перевале Сен-Бернар I
Жак-Луи Давид 1803
Известные работы:
  • Жак Луи Давид «Наполеон на перевале Сен-Бернар», 1801 год, Усадьба Мальмезон в Париже.
  • Жак Луи Давид «Портрет мадам Рекамье», 1800 год, Лувр.
  • В архитектуре:
  • Казанский Собор, Санкт-Петербург (построен в 1801—1811 годах) — архитектор А. Н. Воронихин.
  • Триумфальные ворота, Москва (сооружены в 1829—1834 годах), архитектор Осип Бове.
  • Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже (сооружена в 1806—1808 годах по приказу Наполеона для увековечивания его побед). Проект арки подготовили Шарль Персье и Пьер Фонтен, вдохновившись видом арки Константина в Риме.
Вот так история!
  • Жак-Луи Давид, главный живописец наполеоновского времени, привнес элементы ампира в светский портрет. Он написал известную парижскую красавицу мадам Рекамье в тунике в античном стиле. Это породило моду на стиль «а-ля Рекамье».
  • Скульптор Шоде сделал две статуи Бонапарта в образе Цезаря. Одна была установлена на вершину Вандомской колонны (парижская «колонна Побед»), вторую император вез в Москву, чтобы установить в покоренном городе.
  • В целом в ампире было очень много подражания Римскому искусству — он начался с єтого подражания. К примеру, Вандомаская колонна, по примеру Траяновой колонны в Риме отлита из переплавленных пушек, взятых у противников — русских и австрийцев.