Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Библия Гутенберга


Библия Гутенберга, так же известная как "Библия в 42 строки", была напечатана Гутенбергом в Майнце, вероятно, около 1455 года.

Хотя это и не была первая печатная книга, созданная Гутенбергом, как это иногда ошибочно считается, но, несомненно, Библия была его основной работой, и представляет собой символ начавшейся эры печатной книги.


Возможно, Библия Гутенберга является имитацией "Большой Библии Майнца", иллюминированного манускрипта, содержавшего 1300 страниц, и написанного между 1452 и 1453 гг.


Имени великого немца на ее страницах мы не найдем, как, впрочем, и на других изданиях, вышедших из его типографии. Но исследователи, столь разноречивые в своем отношении к деталям и аспектам так называемого гутенберговского вопроса, в этом случае поразительно единодушны. Все они приписывают 42-строчную Библию именно Гутенбергу и никому другому. А это, в конечном счете, определяет наше отношение к изобретателю.



«Несмотря на то, что в наших сведениях о жизни Иоганна Гутенберга много неясного и недостоверного, — утверждал французский писатель Анатолъ Франс,— он останется для нас изобретателем книгопечатания до тех пор, пока не удастся оспорить издание им Мазариневой Библии, ибо эта Библия является первым памятником сложившегося и сильного искусства...»


А. Франс называл интересующую нас книгу именем кардинала, хорошо известного нам по произведениям А. Дюма, ибо именно в библиотеке Джулио Мазарини находился один из первых описанных в литературе экземпляров Гутенберговской Библии. Со временем таких экземпляров нашлось немало. Их история — это, одновременно, и повествование о крупнейших библиофилах всех времен и народов, о сенсационных аукционах, о самых крупных ценах, которые когда-либо давали за произведения типографского станка.


Историки предполагают, что Гутенберг отпечатал 185 экземпляров 42-строчной Библии — 150 на бумаге и 35 на пергамене. До наших дней уцелело 48 (12 из них на пергамене). Большинство из них — неполные. Все эти книги учтены и тщательно описаны. Последний введенный в научный оборот экземпляр обнаружили в 1958 г. в небольшом западногерманском городке Имменхаузен на чердаке старого дома, который собирались сносить. Это была, пожалуй, самая сенсационная книжная находка XX века.


Число напечатанных книг представляет собой резкий контраст с возможностями, которыми обладало общество, с давних времён переписывавшее книги вручную.

Производство всего тиража Библии (от набора и печати до иллюминации и рубрикации), заняло период около года. За этот же срок в монастырском скриптории могли переписать только один экземпляр манускрипта подобного объёма и качества.

42-строчная Библия — замечательный памятник полиграфического искусства. Отпечатана книга большим форматом — «в лист». Обычно ее переплетали в два тома. Первый содержит 648 страниц, второй — 634. Отпечатанные листы фальцевали в один сгиб и комплектовали преимущественно в 10-листные тетради. Ни фолиации (нумерации листов), ни сигнатуры (нумерации тетрадей) в Библии нет.


Текст отпечатан в две колонки, в каждой из которых — по 42 строки (откуда и сегодняшнее наименование книги). Впрочем, есть и исключения. На первых девяти страницах некоторых экземпляров — по 40 строк, а на десятой — 41. Книга, видимо, была задумана как 40-строчная. Гутенберг перешел к набору в 42 строки, ибо это позволило ему сэкономить примерно 5% пергамена и бумаги.

В каждой строке колонки — 35-38 литер. Считая по максимуму, получаем для каждой страницы 3192 литеры.


В латинском алфавите 25 строчных и 25 прописных букв. Добавим к этому ограниченное число знаков препинания. Получим 60-70 разноименных литер. Между тем 42-строчная Библия набрана шрифтом, который содержит 290 знаков — 47 прописных и 243 строчных и знаков препинания. Дело в том, что изобретатель, как и многие другие первопечатники, в том числе и русские, старался во всем следовать тысячелетней рукописной практике. Гутенберг хотел, чтобы печатная книга была похожа на рукописную. Для этого нужно было в рисунках шрифта воспроизвести каллиграфические ухищрения писцов.

Характерная особенность готических почерков — ромбовидные окончания вертикальных штрихов литер. При написании литер в строке для более цельного восприятия письма каллиграфы сглаживали остроконечные выступы с той стороны литеры, которая примыкала к соседней, такие выступы имеющей. Чтобы передать эту особенность средневекового письма, Гутенбергу пришлось каждую литеру отливать в достаточно большом количестве вариантов.

К рукописной практике восходили и литеры с надстрочными знаками сокращения. Применял Гутенберг и многочисленные лигатуры — слитные изображения двух знаков, размещенные на одной ножке.

Высота очка литеры составляет 4,2 мм, кегль — 7,2 мм, или около 19 современных типографских пунктов. Гутенберг умело использовал в наборе одноименные, но разные по начертанию литеры. Эстетическое воздействие полос его книг незабываемо.


Когда печатался тираж 42-строчной Библии, одна из литер случайно попала поверх набора. Ее тут же убрали, но один из оттисков успели отпечатать. При корректуре оттиск не отбраковали, и он счастливо дошел до нас — в экземпляре, который сейчас находится в Польше. На оттиске отчетливо видны очертания литеры. Благодаря этому мы можем судить о росте шрифта, который составлял около 25 мм.

Сохранившиеся экземпляры Библии поражают нас разноцветьем страниц. Поля книги украшены растительным орнаментом, играющим всеми цветами радуги. Среди причудливо переплетающихся ветвей и трав раскиданы фигурки диких обросших шерстью людей и различных животных и птиц.

Малые инициалы исполнены красной и синей краской. Текст прорезают вертикальные красные черточки рубрикации.

Все это богатое разнообразное художественное убранство исполнено вручную. Для инициалов, например, Гутенберг оставлял пустые места. Правда на первых порах, он собирался печатать рубрики. Красная печать есть на листах 1, 4, 5, 129 и 130. Но при двукрасочной печати каждый лист нужно было дважды пропускать через печатный станок. Это значительно отодвигало срок выпуска, а значит, и реализации тиража. Гутенберг же занял большую сумму денег у майнцского купца Иоганна Фуста, и ему надо было спешить. Пришлось отказаться от двухкрасочной печати. Для нас важно, однако, что изобретатель технически освоил ее.

Один из экземпляров 42-строчной Библии — он хранится сейчас в городе Титусвилле (США) — украшен особо искусно. Живописные фигурки людей и животных раскиданы по полям книги. Точно такие же рисунки нашлись и на старейшей колоде игральных карт, воспроизведенных в технике гравюры на металле. Гравюры созданы в 1440-х гг., примерно тогда же, когда и Библия и, скорее всего, в Майнце, где жил и работал Иоганн Гутенберг. Имя мастера, изготовившего эти карты, неизвестно. Его работы считаются первыми известными нам немецкими гравюрами на меди.

Вместо специфических карточных «мастей» на поле изображены фигурки людей и животных. Обычно игральные карты печатали с больших медных досок, на которых умещались изображения 12 карт одного цвета. На этот раз техника другая. Мастер из Майнца составляет каждую карту из многих небольших досок, на каждой из которых выгравирована одна фигурка. Это дало повод гутенберговедам высказать гипотезу о том, что гравюры делались для украшения полей 42-строчной Библии. Углубленные на металле изображения могли стать формой для отливки по ним высокой (типа цинкографской) печатной формы, с которой можно было печатать одновременно с набором.


Если признать справедливость этой гипотезы, получается, что Иоганн Губенберг стоял у истоков не только типографской, но и глубокой печати. С Библией приходилось спешить. Поэтому изобретатель оставил мысль об иллюстрировании и орнаментировании изданий. Приготовленные для этой цели гравюры были использованы для печатания колоды игральных карт, исполненных с большим мастерством.

Иоганн Гутенберг, вне всякого сомнения, был художественной натурой. Об этом свидетельствуют строго продуманные пропорции 42-строчной Библии, изящные в своей законченности формы шрифта. Издания немецкого изобретателя с полным правом вошли в золотой фонд сокровищ полиграфического искусства.


Подготовка Библии к печати потребовала существенных денежных и временных затрат, возможно, это было одной из причин конфликта между Гутенбергом и Фустом. Гутенберг создавал шедевр книгопечатания, Фуст же хотел увидеть отдачу от вложенных в типографию денег.

Как бы там ни было, в 1455 г. и типография, и все отпечатанные экземпляры Библии попадают в собственность бывших партнёров Гутенберга – Фуста и Шёффера. Гутенбергу суд оставил только ранний комплект шрифтов.

Этим шрифтом (в котором некоторые буквы отлиты вновь) набрано другое издание Библии, носящее название 36-строчной, так как шрифт в ней крупнее, то листов больше, чем в Библии в 42 строки, и она составляет три тома - 532+640+596 = 1.768 страниц.

Только шрифт и схожие особенности печати связывают это издание с Гутенбергом, достоверно неизвестно, принимал ли он участие в печати 36-строчной Библии. Её напечатано гораздо меньше, и дошло до нас всего 13 экземпляров (все на бумаге).

Обе Библии являются объектом высшего желания богатых книголюбов, но почти все известные экземпляры находятся в общественных и государственных книгохранилищах. Еще в 1897 году один экземпляр Библии в 42 строки был продан за 47.000 рублей золотом одному американскому миллиардеру, а за 36-строчную предлагали до 100.000 рублей золотом, - но тщетно.

Последний раз Гутенберговская Библия продавалась в 1979 г. на аукционе в Нью-Йорке. Книгу приобрела за рекордную для всех времен и стран цену — 2,2 миллиона долларов — Вюртембергская библиотека в Штутгарте (ФРГ).