Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Земля теплеет клюшкой


Можно сколько угодно говорить про глобальное потепление, но данные для сравнения простираются лишь на 100–150 лет. Лишь объединив тысячу серий опосредованных измерений, удалось доказать, что за последние полторы-две тысячи лет так жарко не было.

Говоря о глобальном изменении климата, политики и обыватели, как правило, упускают из вида тот факт, что климат Земли никогда не был постоянным. В истории планеты были и ледниковые периоды, и времена, когда вместо полярных шапок зеленели тропические леса, а уровень мирового океана никогда не переставал изменяться.

И, хотя причины увеличения среднегодовой температуры Земли в последние десятилетия вроде бы всем очевидны — это резкое увеличение концентрации атмосферных парниковых газов в ходе промышленной деятельности человека, как раз «аномальность» этого потепления остаётся не очевидной для некоторых учёных из лагеря так называемых климатических скептиков.

Причина тому — ничтожно малый период систематических наблюдений за климатом Земли.


Сегодня за погодой наблюдают с помощью множества метеостанций, где каждый день фиксируются: температура воздуха в течение суток, сила и направление ветра, облачность, осадки и многие другие параметры. История таких систематических наблюдений не насчитывает и двухсот лет, потому сложно сказать, является ли резкое потепление климата последних лет беспрецедентным за сколько-нибудь продолжительный период времени.

Ученые из Пенсильванского университета показали, как, используя опосредованные данные о климате, можно воссоздать картину ежегодного изменения характерного режима погод за последние полторы тысячи лет. А с определенными допущениями — вплоть до начала новой эры.

Еще несколько лет назад люди не могли заглянуть в историю земного климата глубже, чем на тысячу лет, основываясь при этом в основном на довольно спорных данных, полученных при изучении системы годичных колец многовековых деревьев. Благодаря интенсивной работе палеоклиматологов и метеорологов сегодня такие данные пополнились куда более надежными и древними источниками.

Особенностью работы группы Майкла Манна из Пенсильванского университета является необычайно широкая база данных. Всего у ученых было 1209 серий климатических данных. Все 1209 позволяли восстановить те или иные параметры климата в прошлом вплоть до 1800 года н. э., 460 серий уходили вглубь времен ещё на 200 лет, 177 продолжались по 1400 год, 59 — до начала второго тысячелетия, 36 — до середины первого тысячелетия, и, наконец, 25 серий опосредованных климатических данных простирались до первого года.

Эти серии климатических прокси-данных (информации о климате, полученной изучением неких сторонних объектов) включают в себя и непосредственные документальные записи параметров климата, и данные, полученные при изучении параметров роста тысячелетних кораллов, морских отложений, спелеотермальные серии, данные из осадочных пород донных отложений озер, измерения изотопного состава и включений в кернах из ледниковых щитов. Отдельно учёные применили сомнительные, по мнению некоторых исследователей, методы определения температур на основании системы годичных колец деревьев.

Манну и его коллегам удалось учесть данные из всех уголков света — от тропических до приполярных районов океанов и континентов. При этом большая часть прокси-данных была, конечно, собрана в Северном полушарии.


Серии прокси-данных, собранные Манном. Цвет символов отражает протяжденность серии во времени, а форма - тип данных.
National Academy of Sciences
Разумеется, подобная гигантская база данных подразумевает вовсе не тривиальный метод статистического анализа. Манн использовал для одного и того же объема информации две независимые методики подсчета, которые позволили получить взаимодополняющую картину динамики мирового климата. Работа американских исследователей вышла в свежем выпуске журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые любят давать довольно простые и сочные названия тем или иным закономерностям или явлениям, особенно когда они обсуждаются не только в научных кругах. Потому график изменения среднегодовой температуры Земли, построенный для последних нескольких столетий получил за характерный вид название «хоккейная клюшка». Действительно, практически прямая линия среднегодовой температуры в последние пятьдесят лет упорно ползет вверх всё ускоряющимися темпами.


Характерный вид графика температурных аномалий земного климата за последние несколько столетий, получивший название «хоккейной клюшки».
National Academy of Sciences
Противники разговоров о глобальном потеплении предпочитали считать, что рукоять этой клюки вовсе не горизонтально — по крайней мере, на том её участке, который вновь открылся научному сообществу благодаря работе Манна.

Согласно его работе, рукоять этой клюшки оставалась горизонтальной вплоть до 700 года новой эры, а если положиться на не совсем надежные данные, её можно продлить и до 300 года н. э.

По мнению ученого, этот график должен убедить самых упорных скептиков в том, что глобальное изменение климата действительно происходит.

Комментируя же небольшие изъяны рукояти «хоккейной клюшки» среднегодовой температуры планеты, Манн отметил, что земной климат всегда реагировал на изменения активности Солнца и на выброс парниковых газов вулканическими извержениями. Однако, если в потеплении последних лет виновато все же человечество, оно должно не только уметь различать последствия своей деятельности, но и понимать, почему вдруг тропические ураганы стали сильнее и как бороться с повышением уровня океана.