Что
такое раннехристианские катакомбы? Это - подземные кладбища, в которых Церковь
хоронила своих усопших. Это далеко не обязательно сеть запутанных ходов и
туннелей, это, кстати, далеко не всегда бывшие каменоломни. Это прежде всего
кладбище.
Дело в том, что языческий античный мир не знал кладбищ в нашем понимании. Греки и римляне чаще сжигали своих умерших, а прах собирали в урну. Кто-то хранил эти урны дома, кто-то воздвигал для их хранения мавзолеи. Этот последний обычай достиг своего расцвета в Риме, где все консульские дороги, выходившие из города, на протяжении многих миль шли через подобные мавзолейные комплексы. Это в прямом смысле были города мертвых - некрополи.
По ряду причин христиане не могли принять для себя описанные обычаи. Во-первых, согласно учению христиан, тело христианина - храм Святого Духа, и поэтому даже после кончины тело усопшего не могло быть уничтожено. Во-вторых, все христиане ждали скорого воскресения мертвых, и уничтожать тело, которое вот-вот должно было вновь восстать для воссоединения с душой, было неправильно. В-третьих, на захоронении христианина «братья» оставляли знак веры усопшего, а подобные знаки посреди языческих некрополей были бы странными. Все это привело к тому, что Церковь достаточно рано стала стремиться обзаводиться местами, где можно было бы погребать тела усопших в ожидании общего «воскресения».
Такими местами и стали катакомбы. Строго говоря, «катакомбы» - это имя собственное: то, что мы сейчас называем катакомбами св.Себастиана в Риме, начиналось с заброшенной шахты-ямы. Около шахты - это и было «катакомба». А поскольку с течением времени большинство таких кладбищ было заброшено и забыто, Средние века и Новое время знали только одно такое кладбище - св.Себастиана, и «катакомба» затем стало именем нарицательным для всех подобных кладбищ, вновь открытых археологами.
Изначально же катакомбы назывались греческим словом «кеметрион» (в английском оно сохранилось - cemetery), буквально «спальня», «место для отдыха». Катакомбы, в противовес некрополям, были именно местом отдыха, в котором усопшие ждали воскресения. Когда попадаешь в катакомбы впервые, сразу отмечаешь эту особенность: это - огромная братская спальня.
Крупнейшие катакомбы Рима, расположенны в квартале Ардеатино, в двух шагах от знаменитой улицы Аппия Антика. Согласно легенде, святая Домитилла завещала свои владения с находившимися там же подземными позднереспубликанскими захоронениями христианам. Данные погребения, в основном фамильные, с течением времени были объединены и расширены, превратившись, таким образом, в самые крупные катакомбы Рима.
Фрески из катакомб Домитиллы
Благодаря усилиям реставраторов стали вновь видны скрытые в течение столетий фрагменты фресок в римских катакомбах Домитиллы (Catacombe di Domitilla), уникальном памятнике раннехристианского искусства.
Катакомбы Домитиллы расположены под римской базиликой святых Нерея и Ахилея. Общая протяженность их подземных галерей, занимающих четыре яруса, составляет 12 километров. Катакомбы Домитиллы, наряду с катакомбами святого Калликста, самые обширные в Риме. К тому же катакомбы Домициллы лучше всего сохранились.
Когда-то они были частью погребений рода Флавиев. К этой семье принадлежала и Домитилла, внучка императора Веспасиана. Она вышла замуж за своего двоюродного брата Тита Флавия Клеменса. В 95 году ее муж стал консулом. Но в том же году ее другой двоюродный брат, император Домициан, казнил Тита Флавия и отправил Домитиллу в изгнание на остров Падатерия (современный Вентотене) близ Неаполя за какие-то преступления религиозного характера. Дион Кассий сообщает, что «против них было выдвинуто обвинение в безбожии, по которому были осуждены и многие другие, склонившиеся к иудейским обычаям» («Римская история» LXVII, 14, перевод А. В. Махлаюка). Указания, что Домитилла перешла в иудаизм, содержатся в Талмуде. Христианские авторы считали, что Домитилла с мужем приняли крещение. Она была причислена к святым католической и греческой православной церквями.
Считается, что именно Домитилла позволила хоронить в принадлежащих ей подземных галереях христиан, сначала членов своей семьи, а затем и всех, принадлежащих к христианской общине Рима. Погребения в катакомбах Домитиллы датируются II – V веками. Наибольшую известность этим катакомбам принесли фрески. Всемирную известность получили изображения Христа и апостолов, самый древний рисунок Иисуса в образе Доброго Пастыря с агнецем на плечах, иллюстрирующий слова из Евангелия от Иоанна «Я есмь пастырь добрый» (10, 11). На других фресках можно увидеть пророка Даниила во рву с львами, Деву Марию на троне, поклонение волхвов, где их не трое, а четверо. На фресках часто встречаются характерные раннехристианские символы: рыбы, агнцы, голуби, а также хризмы – монограммы из греческих букв хи и ро. Христианские фрески соседствуют с языческими образами, а также со светскими сценами.
Иисус
в образе Доброго Пастыря
|
Но из-за высокой влажности в подземных помещениях их сохранность всегда вызывала тревогу у ученых. Копоть, грязь, мох, водоросли, плесень и отложения карбоната кальция полностью закрыли многие участки изображений. В 2014 году была начата очистка фресок из катакомб Домитиллы с использованием лазера. Барбара Маццеи (Barbara Mazzei), возглавлявшая команду реставраторов, рассказывает, что им удалось не только расчистить многие загрязненные участки уже известных фресок, но и впервые раскрыть изображения, которые ранее не были видны из-за плотных наслоений. «Частоту двухмиллиметровых лазерных лучей можно регулировать, чтобы устранять определенные цвета – в этом случае твердый осадок черного цвета. Мы работали миллиметр за миллиметром, снимая грязь», – говорит она.
Работая в двух гробницах, реставраторы нашли изображения библейских сюжетов, например, иллюстрацию к истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Также найдено изображение пекаря с меркой для зерна и цикл фресок, показывающий, как зерно доставляют на корабле из Египта в Рим и как в городе продают хлеб.
Полностью были восстановлены два участка. Помимо «гробницы пекарей» это камера с погребением III века, украшенная фресками, которые включают в себя множество языческих мотивов. Там много изображений амуров, которые, вероятно, использовались в детских погребениях. К сожалению, фрески пострадали от рук средневековых мародеров. Целые участки живописи были срезаны со стен для продажи.
Реставраторы обнаружили и свидетельство о человеке, который открыл катакомбы Домитиллы спустя тысячу лет после того, как они были заброшены и забыты. На одной из стен есть надпись «BOSIO», сделанная углем.
Работая в двух гробницах, реставраторы нашли изображения библейских сюжетов, например, иллюстрацию к истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Также найдено изображение пекаря с меркой для зерна и цикл фресок, показывающий, как зерно доставляют на корабле из Египта в Рим и как в городе продают хлеб.
Полностью были восстановлены два участка. Помимо «гробницы пекарей» это камера с погребением III века, украшенная фресками, которые включают в себя множество языческих мотивов. Там много изображений амуров, которые, вероятно, использовались в детских погребениях. К сожалению, фрески пострадали от рук средневековых мародеров. Целые участки живописи были срезаны со стен для продажи.
Реставраторы обнаружили и свидетельство о человеке, который открыл катакомбы Домитиллы спустя тысячу лет после того, как они были заброшены и забыты. На одной из стен есть надпись «BOSIO», сделанная углем.
Иисус с апостолами и надпись BOSIO
|
Антонио Бозио был незаконным сыном мальтийского рыцаря Джованни Оттоне Бозио, участника и хрониста обороны Мальты во время Великой осады 1565 года, когда остров пытались захватить османы. Антонио родился в 1575 году и был воспитан в Риме своим дядей Джакомо. Тот усыновил мальчика и проследил за его образованием. В то время в Риме возник интерес к христианским древностям города. В 1578 году были обнаружены обширные катакомбы Джордани с фресками и надписями на греческом и латинском языках.
Антонио Бозио услышал об этом открытии от учителей и друзей своего отца. Увлечение римскими подземельями с возрастом у него не ослабело. Он проник в катакомбы Домитиллы и написал свое имя 10 декабря 1593 года, когда ему было всего 17 лет. В то время он полагал, что эти подземные галереи представляют собой часть большого комплекса катакомб святого Каликста. То, что катакомбы Домитиллы являются отдельным подземным лабиринтом, установил лишь в XIX веке археолог Джованни Баттиста де Росси.
Поход в катакомбы в декабре 1593 года едва не кончился гибелью Антонио Бозио и сопровождавших его друзей. Они ушли слишком далеко по разветвляющимся тоннелям и потеряли дорогу на поверхность. За время их блужданий факелы погасли, Бозио вспоминал потом: «Я начал бояться, что оскверню своим дерзким трупом прах святых мучеников». Но, в конце концов, исследователи смогли выбраться.
С тех пор Бозио на протяжении 36 лет изучал катакомбы Рима, а также письменные источники: жития святых, труды историков церкви, послания христианских епископов первых веков на греческом и латинском языках. Как только он встречал указания на возможные подземные захоронения, он отправлялся в тот уголок Рима и пытался найти проход в подземелья. Если он узнавал о случайной находке во время строительных работ, он тоже устремлялся к месту событий и с риском для жизни спускался в неизведанные подземные ходы. Нынешние историки и археологи справедливо называют Бозио «Колумбом подземного Нового Света», хотя с сожалением признают, что он был далек от современных методов научной археологии, в частности имел прискорбную привычку писать свое имя на древних фресках.
Антонио Бозио услышал об этом открытии от учителей и друзей своего отца. Увлечение римскими подземельями с возрастом у него не ослабело. Он проник в катакомбы Домитиллы и написал свое имя 10 декабря 1593 года, когда ему было всего 17 лет. В то время он полагал, что эти подземные галереи представляют собой часть большого комплекса катакомб святого Каликста. То, что катакомбы Домитиллы являются отдельным подземным лабиринтом, установил лишь в XIX веке археолог Джованни Баттиста де Росси.
Поход в катакомбы в декабре 1593 года едва не кончился гибелью Антонио Бозио и сопровождавших его друзей. Они ушли слишком далеко по разветвляющимся тоннелям и потеряли дорогу на поверхность. За время их блужданий факелы погасли, Бозио вспоминал потом: «Я начал бояться, что оскверню своим дерзким трупом прах святых мучеников». Но, в конце концов, исследователи смогли выбраться.
С тех пор Бозио на протяжении 36 лет изучал катакомбы Рима, а также письменные источники: жития святых, труды историков церкви, послания христианских епископов первых веков на греческом и латинском языках. Как только он встречал указания на возможные подземные захоронения, он отправлялся в тот уголок Рима и пытался найти проход в подземелья. Если он узнавал о случайной находке во время строительных работ, он тоже устремлялся к месту событий и с риском для жизни спускался в неизведанные подземные ходы. Нынешние историки и археологи справедливо называют Бозио «Колумбом подземного Нового Света», хотя с сожалением признают, что он был далек от современных методов научной археологии, в частности имел прискорбную привычку писать свое имя на древних фресках.