В
V веке в Восточной Сирии, близ Алеппо, жил Святой Симеон, открывший особый вид
аскезы — стояние на столпе. Всячески отрешаясь от мирского и заботясь об
умерщвлении плоти, преподобный подвергался бесчисленным искушениям, частично
описанным в фильме Луиса Бунюэля «Симеон-пустынник». Проведя на высоте 16
метров несколько десятков лет, Симеон удостоился почитания христиан со всего
света, в том числе персов, армян и британцев (см.
Зачем аскеты древности поселялись на каменных столбах).
Вокруг
того самого столпа, существующего и по сей день (византийские миниатюристы
любили изображать Симеонов столп в виде колонны с капителью, завершенной
изящной балюстрадой, внутри которой размещался сам святой; иногда к колонне
приставлялась лесенка), в 80–90-е годы V века был воздвигнут монастырский
комплекс, грандиозный замысел которого находил себе равных разве что среди
императорских ансамблей позднего Рима.
Октагональное
ядро Калат-Семана (в переводе с арабского — «крепость Симеона») окружено тремя
рукавами. Вместе они образуют пространственный крест, почти так же, как в храме
Святых Апостолов в Константинополе. Сейчас храм руинирован, и, как он в
точности выглядел сразу после постройки, неизвестно, но благодаря свидетельству
Евагрия Схоластика мы знаем, что центральное ядро, заключавшее столп Симеона,
оставалось открытым.
Вслед
за Калат-Семаном возникло целое архитектурное направление V–VI веков,
представленное церквями Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, Иоанна в
Эфесе и Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе.