Во всемирной
летописи приключений немного наберётся загадок подобных той, что задал некто
Дэн Купер, более известный под псевдонимом D.B. Cooper. Но это не история
покорения горной вершины или преодоления морских просторов — это история
гениального ограбления! И, оставаясь неразгаданной на протяжении вот уже почти
пяти десятков лет, она продолжает будоражить умы, буквально заставляя
изыскивать причины вспоминать о ней снова и снова. И как раз сейчас Его
Величество Случай подбросил очередную: в старом деле появились вероятные новые
улики. Так давайте вспомним, как это было!
Представьте... Место действия — Портленд, что на северо-западе США, в утопающем в диких лесах штате Орегон. На дворе — 1971-й год, конец ноября и самое начало длинных праздников по случаю Дня благодарения. За окном от силы плюс 10 градусов Цельсия, ночами температура падает почти до нуля. Сильный дождь, ураганные ветра, низкое серое небо... Короче говоря, почти осенний Урал: холода не совсем наши, но достаточно, чтобы поёжиться, устраиваясь в уютном кресле.
И вот в такой день на рейс местных авиалиний покупает билет господин, представившийся именем Dan Cooper. Ему за сорок, он высок, подтянут и сух, одет в строгий деловой костюм при чёрном галстуке и белой рубашке, лёгкий плащ и лёгкие же туфли, в руках дипломат. Счастливое время! Гражданская авиация ещё не знает террористов, а потому не требуют паспортов, в залах ожидания нет телекамер, багаж тотальному досмотру не подвергается и уж тем более никто не обыскивает пассажиров. Наш герой покупает за двадцатку свой билет и занимает одно из последних мест в «Боинге 727-100» до Сиэтла. Закуривает, заказывает стопочку...
И вот в такой день на рейс местных авиалиний покупает билет господин, представившийся именем Dan Cooper. Ему за сорок, он высок, подтянут и сух, одет в строгий деловой костюм при чёрном галстуке и белой рубашке, лёгкий плащ и лёгкие же туфли, в руках дипломат. Счастливое время! Гражданская авиация ещё не знает террористов, а потому не требуют паспортов, в залах ожидания нет телекамер, багаж тотальному досмотру не подвергается и уж тем более никто не обыскивает пассажиров. Наш герой покупает за двадцатку свой билет и занимает одно из последних мест в «Боинге 727-100» до Сиэтла. Закуривает, заказывает стопочку...
Лететь полтора часа, но уже спустя несколько минут после взлёта он передаёт стюардессе записку: у меня бомба! Ведёт он себя спокойно и вежливо, в точности знает, чего хочет: 200 тысяч долларов мелкими купюрами, четыре парашюта и дозаправку. Как потом окажется, каждая деталь чрезвычайно точно рассчитана. В частности, сумма по тем временам немаленькая (грубо, около миллиона на сегодняшние деньги), но и не настолько большая, чтобы её нельзя было быстро собрать — так что авиакомпания скорее предпочтёт уступить, нежели рисковать жизнями.
Именно
этот самолет захватил Купер
|
Так и случается. Людей на борту даже не ставят в известность. Без паники самолёт прибывает к месту назначения и, сославшись на «мелкие технические неполадки», пару часов нарезает круги над городом, дожидаясь, пока будет собрано всё затребованное. После посадки пассажиры и часть экипажа сходят на землю, а борт, с Купером и оставшимися членами команды, заполнив баки, в 19:40 вновь поднимается в воздух. Он берёт курс на Рино, что в Неваде, а оттуда, после ещё одной заправки, предположительно отправится в Мехико. По требованию единственного пассажира, полёт должен проходить на высоте 3 километров, с минимальной возможной скоростью (менее 200 км/ч) и выпущенным шасси.
К этому моменту, конечно, ФБР, военные, полиция и ещё бог знает кто уже развели кипучую деятельность как в точке ожидаемого прибытия, так и в воздухе. В частности, на хвост «Боингу» сажают пару истребителей, летящих чуть позади выше и ниже, чтобы оставаться незамеченными. Тем временем на борту 727-го Купер запирает команду в носовой части, а сам (предположительно) открывает нижний задний спасательный люк и прыгает.
Когда именно он совершил прыжок, доподлинно неизвестно. Как потом доложат пилоты истребителей, они не заметили, чтобы что-то покинуло лайнер — но и что они могли увидеть в кромешной тьме уже сгустившейся ночи (солнце на той широте зашло ещё в половине пятого)? Пилоты же «Боинга» в 20:13 зафиксировали рывок хвоста вверх. Этот момент и посчитали впоследствии моментом прыжка. Когда пару часов спустя севший в Рино борт обыскали, Купера уже след простыл. Остался лишь галстук, да фоторобот, составленный со слов стюардесс.
И это практически всё, что мы знаем наверняка. А дальше... Дальше начинаются четыре десятилетия поисков и догадок, лишь изредка разбавляемые скудными случайными находками.
Отпечатки пальцев ничего не дали. Масштабные поиски на земле, в предполагаемом районе приземления Купера (который определили в том числе с помощью лётного эксперимента: аналогичный борт гоняли по идентичному маршруту и сбрасывали болванку), тоже результатов не принесли: ни единой улики! А ведь условия прыжка были, как потом сформулируют эксперты, самоубийственными: гористая лесная местность с суровыми условиями поздней осени, ночь — и Купер прыгнул в неё с единственным парашютом устаревшей модели (запасной оказался нерабочим, демонстрационным: его дали по ошибке, но Купер почему-то взял и его, обрезав от оставшихся двух шнуры, вероятно, чтобы примотать к телу пакеты с деньгами). Хуже того, он прыгал в том самом деловом костюме и лёгком плаще, без шлема.
И тем не менее — ни тела, ни купола, ни рассыпанных по земле денег, ничего! Даже его имя пресса перепутала и по глупой ошибке он вошёл в историю как D.B. Cooper. Нигде никогда не проявились и купюры — номера которых были скрупулёзно микрофильмированы агентами ФБР и вскорости сообщены финучреждениям, казино и прочим компаниям и организациям.
Ничего не дал и розыск среди пропавших в то время граждан, и розыск среди не явившихся на работу. Были опрошены сотни подозреваемых, но все рано или поздно из списка кандидатов исключены. В лесах по курсу полёта нашли минимум два черепа (увы, женских), остатки нескольких парашютов (увы, не тех) и прочую мелочь, к Куперу не относящуюся. Даже изучение оставшихся улик инструментарием XXI века (электронная микроскопия, ДНК и пр.) ничего особенно не добавило: по микроскопическим крупицам редких металлов на галстучном зажиме была лишь высказана догадка, что Купер работал в металлургии или авиапромышленности — но и это не помогло продвинуться в его идентификации. Дэн Купер не просто исчез после своего дерзкого захвата, он вообще словно бы никогда не существовал!
Фактически за сорок пять лет были сделаны лишь две по-настоящему ценных находки. В 1978-м году значительно севернее района первоначальных поисков была найдена инструкция по открытию дверей «Боинга 727». А в 1980-м дети, игравшие на реке, протекающей примерно в том же районе, обнаружили замытые в песок три пакета с купюрами на сумму чуть менее 5 тысяч долларов — уже значительно поеденные временем, но всё ещё уложенные в том же порядке, что и девять лет назад. Это три пачки по сто 20-долларовых купюр и лишь в последней недостаёт 10 бумажек.
Именно деньги породили больше всего споров: спрятал их Купер сам или принесло течением? А может быть он обронил их во время прыжка и кто-то, найдя в лесу, зарыл до лучших времён? Точку поставить так и не удалось.
В прошлом году ФБР прекратило расследование (и, к сожалению, удалило множество посвящённых Куперу страниц со своего сайта), но продолжает приём улик, если таковые будут обнаружены. И вот буквально на днях стало известно о найденных всё в том же районе парашютных стропах и кусках пластика, вероятно, оставшихся от экипировки Купера. Раскопали всё это энтузиасты, продолжающие поиск по собственной инициативе. Конечно, жёлтая пресса (Daily Mail, NY Daily News — таблоиды уровня российской «Жизни») раздула сенсацию, но, говоря откровенно, августовские находки весьма сомнительны. Во-первых, обнаружены они группой под руководством человека, который продаёт книгу о Купере. Во-вторых, никакого подтверждения от ФБР, куда их якобы передали, пока не слышно. Как минимум, прежде чем делать выводы, стоит дождаться реакции официальных лиц.
Но что же не даёт забыть беднягу, ведь прошло уже почти полвека?! Рискну предположить, не только то, что его дело стало единственным нераскрытым угоном самолёта в истории гражданской авиации США. Пунктиком, обладающим поистине волшебной притягательностью, остаётся то, как мастерски он использовал возможности техники.
Сегодня личность, подобную Дэну Куперу, назвали бы хакером, воспользовавшимся несколькими уязвимостями «нулевого дня» — то есть такими слабостями в технических средствах, о которых до сих пор не было известно никому, либо в курсе было лишь очень ограниченное число лиц. Как и всякий настоящий хакер, Купер, похоже, был самоучкой: поначалу следователи предполагали, что он бывший военный лётчик, но позже сошлись на версии обслуживающего персонала в аэропорту, либо сотрудника какого-то из подразделений «Боинг». Потому что — да, он ориентировался на местности с воздуха (об этом рассказали стюардессы, общавшиеся с ним) и очевидно имел некоторый опыт парашютных прыжков, но что важнее, знал несколько весьма тонких нюансов конструкции самолёта, который угнал.
«Боинг 727» был одним из последних гражданских авиалайнеров, с которого можно сравнительно безопасно прыгнуть парашютисту. Он способен лететь медленно, не сваливаясь в штопор, имеет кормовой донный люк, который можно открыть во время полёта (о чём пилотам не сообщалось), и сравнительно высоко расположенные двигатели (что минимизирует риск попасть под раскалённый выхлоп сразу после прыжка). Как стало известно впоследствии, этим пользовалось ЦРУ, сбрасывая своих агентов, но до Купера всё это были закрытые сведения, публика об этом не знала.
Впоследствии десятки подражателей пытались повторить и, часто, повторяли куперовскую авантюру: многие прыгали и успешно приземлялись. Потом, правда, их всех до единого поймали, но главное, что они подтвердили своими прыжками — то, что и Дэн Купер выжить мог. Он знал и учёл множество мелочей, включая четыре, а не два, парашюта (якобы, будет прыгать с заложником, так что пусть не вздумают подсунуть испорченный), способ и точное время заправки самолёта, точную лётную конфигурацию (вплоть до угла закрылков). Даже длинные праздники он, похоже, выбрал специально, чтобы успеть вернуться домой к началу рабочей недели и тем избежать подозрений.
Раз так, логично предположить, что он просчитал наперёд и воспользовался и ещё одним слабым местом современной ему техники. Интернета тогда ещё не было, разослать номера купюр телефоном/телетайпом немедленно ФБР физически было не в состоянии. А значит, у Купера было как минимум несколько дней, чтобы, добравшись до цивилизации, «отмыть» полученную сумму. И, теоретически, он ещё и сегодня может жить и наслаждаться тихой славой одного из самых удачливых авантюристов всех времён и народов. Ему посвящены множество книг, десятки теорий (вплоть до того, что он был... женщиной), а энтузиасты-поисковики по-прежнему перекапывают леса в районе его вероятного приземления той ноябрьской ночью. Что может быть лучше, чем отметить своё пятидесятилетие подобной авантюрой? 😉
Сегодня, кажется, повторить её не удалось бы. Но вспоминая слова другого удачливого авантюриста, тоже, кстати, сделавшего «карьеру» в авиации (см. Поймай меня, ты сможешь!), повторить такое сегодня не только возможно, а и легче, чем пятьдесят лет назад. Просто пользоваться придётся другими уязвимыми местами в технике — которых с тех пор, из-за её усложнения, стало только больше...
Фоторобот,
составленный со слов стюардесс.
|
Через
этот люк и прыгнул Дэн Купер.
|
Отпечатки пальцев ничего не дали. Масштабные поиски на земле, в предполагаемом районе приземления Купера (который определили в том числе с помощью лётного эксперимента: аналогичный борт гоняли по идентичному маршруту и сбрасывали болванку), тоже результатов не принесли: ни единой улики! А ведь условия прыжка были, как потом сформулируют эксперты, самоубийственными: гористая лесная местность с суровыми условиями поздней осени, ночь — и Купер прыгнул в неё с единственным парашютом устаревшей модели (запасной оказался нерабочим, демонстрационным: его дали по ошибке, но Купер почему-то взял и его, обрезав от оставшихся двух шнуры, вероятно, чтобы примотать к телу пакеты с деньгами). Хуже того, он прыгал в том самом деловом костюме и лёгком плаще, без шлема.
И тем не менее — ни тела, ни купола, ни рассыпанных по земле денег, ничего! Даже его имя пресса перепутала и по глупой ошибке он вошёл в историю как D.B. Cooper. Нигде никогда не проявились и купюры — номера которых были скрупулёзно микрофильмированы агентами ФБР и вскорости сообщены финучреждениям, казино и прочим компаниям и организациям.
Ничего не дал и розыск среди пропавших в то время граждан, и розыск среди не явившихся на работу. Были опрошены сотни подозреваемых, но все рано или поздно из списка кандидатов исключены. В лесах по курсу полёта нашли минимум два черепа (увы, женских), остатки нескольких парашютов (увы, не тех) и прочую мелочь, к Куперу не относящуюся. Даже изучение оставшихся улик инструментарием XXI века (электронная микроскопия, ДНК и пр.) ничего особенно не добавило: по микроскопическим крупицам редких металлов на галстучном зажиме была лишь высказана догадка, что Купер работал в металлургии или авиапромышленности — но и это не помогло продвинуться в его идентификации. Дэн Купер не просто исчез после своего дерзкого захвата, он вообще словно бы никогда не существовал!
Фактически за сорок пять лет были сделаны лишь две по-настоящему ценных находки. В 1978-м году значительно севернее района первоначальных поисков была найдена инструкция по открытию дверей «Боинга 727». А в 1980-м дети, игравшие на реке, протекающей примерно в том же районе, обнаружили замытые в песок три пакета с купюрами на сумму чуть менее 5 тысяч долларов — уже значительно поеденные временем, но всё ещё уложенные в том же порядке, что и девять лет назад. Это три пачки по сто 20-долларовых купюр и лишь в последней недостаёт 10 бумажек.
Именно деньги породили больше всего споров: спрятал их Купер сам или принесло течением? А может быть он обронил их во время прыжка и кто-то, найдя в лесу, зарыл до лучших времён? Точку поставить так и не удалось.
В прошлом году ФБР прекратило расследование (и, к сожалению, удалило множество посвящённых Куперу страниц со своего сайта), но продолжает приём улик, если таковые будут обнаружены. И вот буквально на днях стало известно о найденных всё в том же районе парашютных стропах и кусках пластика, вероятно, оставшихся от экипировки Купера. Раскопали всё это энтузиасты, продолжающие поиск по собственной инициативе. Конечно, жёлтая пресса (Daily Mail, NY Daily News — таблоиды уровня российской «Жизни») раздула сенсацию, но, говоря откровенно, августовские находки весьма сомнительны. Во-первых, обнаружены они группой под руководством человека, который продаёт книгу о Купере. Во-вторых, никакого подтверждения от ФБР, куда их якобы передали, пока не слышно. Как минимум, прежде чем делать выводы, стоит дождаться реакции официальных лиц.
Но что же не даёт забыть беднягу, ведь прошло уже почти полвека?! Рискну предположить, не только то, что его дело стало единственным нераскрытым угоном самолёта в истории гражданской авиации США. Пунктиком, обладающим поистине волшебной притягательностью, остаётся то, как мастерски он использовал возможности техники.
Сегодня личность, подобную Дэну Куперу, назвали бы хакером, воспользовавшимся несколькими уязвимостями «нулевого дня» — то есть такими слабостями в технических средствах, о которых до сих пор не было известно никому, либо в курсе было лишь очень ограниченное число лиц. Как и всякий настоящий хакер, Купер, похоже, был самоучкой: поначалу следователи предполагали, что он бывший военный лётчик, но позже сошлись на версии обслуживающего персонала в аэропорту, либо сотрудника какого-то из подразделений «Боинг». Потому что — да, он ориентировался на местности с воздуха (об этом рассказали стюардессы, общавшиеся с ним) и очевидно имел некоторый опыт парашютных прыжков, но что важнее, знал несколько весьма тонких нюансов конструкции самолёта, который угнал.
«Боинг 727» был одним из последних гражданских авиалайнеров, с которого можно сравнительно безопасно прыгнуть парашютисту. Он способен лететь медленно, не сваливаясь в штопор, имеет кормовой донный люк, который можно открыть во время полёта (о чём пилотам не сообщалось), и сравнительно высоко расположенные двигатели (что минимизирует риск попасть под раскалённый выхлоп сразу после прыжка). Как стало известно впоследствии, этим пользовалось ЦРУ, сбрасывая своих агентов, но до Купера всё это были закрытые сведения, публика об этом не знала.
Оригинальная карта, составленная агентами ФБР на раннем этапе поисков.
Впоследствии десятки подражателей пытались повторить и, часто, повторяли куперовскую авантюру: многие прыгали и успешно приземлялись. Потом, правда, их всех до единого поймали, но главное, что они подтвердили своими прыжками — то, что и Дэн Купер выжить мог. Он знал и учёл множество мелочей, включая четыре, а не два, парашюта (якобы, будет прыгать с заложником, так что пусть не вздумают подсунуть испорченный), способ и точное время заправки самолёта, точную лётную конфигурацию (вплоть до угла закрылков). Даже длинные праздники он, похоже, выбрал специально, чтобы успеть вернуться домой к началу рабочей недели и тем избежать подозрений.
Раз так, логично предположить, что он просчитал наперёд и воспользовался и ещё одним слабым местом современной ему техники. Интернета тогда ещё не было, разослать номера купюр телефоном/телетайпом немедленно ФБР физически было не в состоянии. А значит, у Купера было как минимум несколько дней, чтобы, добравшись до цивилизации, «отмыть» полученную сумму. И, теоретически, он ещё и сегодня может жить и наслаждаться тихой славой одного из самых удачливых авантюристов всех времён и народов. Ему посвящены множество книг, десятки теорий (вплоть до того, что он был... женщиной), а энтузиасты-поисковики по-прежнему перекапывают леса в районе его вероятного приземления той ноябрьской ночью. Что может быть лучше, чем отметить своё пятидесятилетие подобной авантюрой? 😉
Сегодня, кажется, повторить её не удалось бы. Но вспоминая слова другого удачливого авантюриста, тоже, кстати, сделавшего «карьеру» в авиации (см. Поймай меня, ты сможешь!), повторить такое сегодня не только возможно, а и легче, чем пятьдесят лет назад. Просто пользоваться придётся другими уязвимыми местами в технике — которых с тех пор, из-за её усложнения, стало только больше...