Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Рождественская ёлка от немецкой принцессы


Однажды ночью в 1536 году Мартин Лютер шел через сосновый бор домой. Его не пугало ни уханье сов, ни вой волков, потому что он был очень смелым парнем. Ведь чуть меньше двадцати лет назад этот человек бросил вызов самой влиятельной организации в западном мире - Католической церкви, кардинально изменив ход европейской истории…Так вот, Мартин Лютер шел через сосновый бор и размышлял о чем-то высоком. Настолько высоком, что в какой-то момент он остановился и посмотрел на небо. И там богослов увидел звезды, которые, будто тысячи маленьких бриллиантов, казалось, запутались в развесистых ветвях могучих деревьев, богато украсив старый лес своим светом. Это зрелище так впечатлило великого реформатора, что к Рождеству он нарядил елку у себя дома.

Мартин Лютер, портрет работы Лукаса Карнаха, 1546

Это, конечно, не значит, что прежде елок не наряжали. Вечнозеленые растения спокон веков пользовались популярностью. Например, в те времена, когда солнце считалось богом, люди отмечали праздник зимнего солнцестояния (winter solstice) – самый короткий день в году. Они полагали, что в этот период огненный диск болеет и не может сиять в полную силу. Так что 21-22 декабря (в северном полушарии зимнее солнцестояние приходится на эту дату) верующие собирались вместе и желали солнцу скорейшего выздоровления. И зеленые хвойные ветви в этом ритуале символизировали достаток и процветание, которые вернуться летом, когда светило, наконец, поправится.

Однако традиция украшать елки на Рождество началась, как сказано выше, с Мартина Лютера. Хотя пытливый ум, задавшись такой целью, наверняка сможет доказать несостоятельность этой легенды. Но я этого делать не буду из личной симпатии к отцу мирового протестантизма. По моему глубокому убеждению, человек, показавший кукиш самому наместнику Бога на земле, достоин звания «изобретателя» рождественской елки.

Говорят, что в XVII веке это явление стало довольно популярным среди набожных жителей германских земель. Хотя в некоторых регионах употреблялось не все дерево, а лишь одна пушистая ветвь. Например, в герцогстве Мекленбург-Стрелиц. Бывало, соберутся члены счастливого семейства в большой комнате, поставят веточку на красивой подставочке на стол, украсят ее свечками, фруктами и сладостями и сидят, довольные, хлопая глазами.

Немецкая семья празднует Рождество, 18 в.

А теперь повествование сделает сначала небольшой вираж, а затем сразу же вернется на прежний трек. В 1761 году Его Величество король Великобритании Георг III (1760-1820) женился. И не на ком попало, а на принцессе Шарлотте Мекленбург-Стрелицкой (из того самого герцогства), девушке, на мой взгляд, очень даже хорошенькой и чрезвычайно похожей на Маколея Калкина. По крайней мере, на этом портрете.

Королева Великобритании Шарлотта и Маколей Калкин

Особой она была весьма примечательной. Хотя бы тем, что, по одной из версий, в ее честь назван столь любимый россиянами яблочный пирог. Но главное сейчас не это. Вместе со своей красой она привезла в Англию и некоторые немецкие привычки, в том числе обыкновение наряжать к Рождеству еловую ветвь. Королевским ребятишкам это очень нравилось, а их у нее с государем народилось аж пятнадцать штук, так что стараться было для кого.

Король Георг III с женой и шестью старшими детьми,
работа Иоганна Цоффани, 1770 г.

А в 1800 году произошло грандиозное событие: Шарлотта устроила большой рождественский праздник для детей всех значительных семейств Виндзора (монаршая пара любила этот славный городок). И по такому случаю в одной из зал нарядили большое тисовое дерево. В Англии это сделали впервые. Можно представить себе реакцию маленьких мальчиков и девочек, когда они вошли в помещение и увидели это чудо. Визг, должно быть, стоял невозможный. Вот, что пишет свидетель мероприятия Джон Воткинс:
«На украшенных огоньками восковых свечей ветках были искуснейшим образом развешаны конфеты, фрукты, игрушки и завернутые в разноцветную бумагу изюм и миндаль… Мы были в полном восхищении. А после каждый ребенок получил свою долю сладостей и игрушку, и все разошлись по домам в приподнятом настроении».
Но несмотря на произведенный эффект массовым это явление не стало, и елочка нарядная приходила на праздник разве что к избранным вельможным господам. А вот со вступлением на престол королевы Виктории (1837-1901) популяризацию этого дела взял в свои руки ее супруг принц Альберт. Хотя вру. Ответственность за распространение этой традиции в Англии лежит скорее на средствах массовой информации. В 1848 году в газете Illustrated London News появилось идиллическое изображение счастливой королевской семьи вокруг рождественской елки.

Королева Виктория с принцем Альбертом и детьми,
Illustrated London News, 1848

Дамочки, глядя на эту картинку, наверное, растроганно вздыхали. Я имею в виду такой вздох, который постепенно переходит в стон. Он обычно испускается при виде котят, щенят, тигрят, пингвинят и прочих ят. Да что там дамочки! Думаю, даже суровые труженики угольного фронта не всегда могли сдержать слез умиления, которые крупными каплями скатывались по их небритым щекам…

Английские шахтеры

Одним словом, после этой публикации дело пошло гору, и в скором времени в очень многих домах появление на свет Спасителя праздновали в тени ветвистого хвойного дерева.

А еще мне бы хотелось коротко рассказать о первой рождественской открытке. История такая. В 1840 году в Британии начала действовать дешевая почтовая служба: услуга теперь стоила всего лишь 1 пенни. Народ, пользуясь такой возможностью, тут же бросился писать направо-налево, и в первый же день было отправлено 112 000 писем. А в 1843 году госслужащий Генри Коул, немало способствовавший становлению этой службы, сидел дома и размышлял (как и Мартин Лютер в начале зарисовки) о чем-то высоком, а именно: как поздравить всех друзей и родственников с Рождеством, затратив на это минимум усилий.

Генри Коул

И тут ему в голову пришла хитроумная идея. Ведь можно нарисовать красивую картинку, написать на ней типовое пожелание, размножить ее в типографии и разослать по почте всем, кому надо. Коул обговорил это дельце с художником Джоном Хорсли Калкоттом. Тот воспринял идею с большим энтузиазмом и тут же взялся за работу. И в результате этого сотрудничества была создана первая в мире рождественская открытка.

Первая в мире рождественская открытка, 1843 г.

Мало того, что изобретательный чиновник избавился от необходимости писать десятки и сотни личных поздравлений на листках безликой бумаги, он еще неплохо на этом заработал. Делец напечатал тысячу экземпляров открыток и продал их по шиллингу за штуку (сумма довольно приличная, и если кто-то желает разобраться со всеми этими пенсами, шиллингами, гинеями и соверенами, предлагаю прочитать мою зарисовку на тему английских денег).

Новшество встретили практически всеобщим ликованием. Но без ворчунов, конечно, не обошлось. Товарищи пуританского склада, проповедующие умеренность и воздержание, открытку раскритиковали. Ведь на ней были изображены лица, употребляющие спиртные напитки, что является оголтелой пропагандой нетрезвого образа жизни. Но ничего не поделаешь. Людей на свете живет много, и угодить всем, извините, просто невозможно.

На этом мудром изречении я откланиваюсь и желаю всем хороших праздников, кто какие отмечает. Короче, Merry Christmas and Happy New Year!!!

Использованные источники:
Enjoy England,
Денис Кокорин