Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Из чего состоял наряд графини-монахини

В 1625 году маркиз Галеаццо Арконати (1592–1648) выкупил манускрипт Леонардо да Винчи «Атлантический кодекс», который позже подарил Амброзианской библиотеке в Милане. Портрет Розы Арконати. Неизвестный художник Североитальянской школы, конец XVII в.

Незадолго до того, как дочери коллекционера и мецената маркиза Арконати (1592–1648) постриглись в монахини, были написаны их портреты в роскошных одеяниях. Историк костюма Марьяна Скуратовская о модных тенденциях конца XVII века на примере наряда графини Розы Арконати.

Колода тасуется причудливо - в моей любимой книге по испанскому костюму есть чудесный портрет некоей дамы, а в каталогах "Сотбис" к нему нашёлся парный, её сестры, графини Розы Арконати, ставшей аббатисой монастыря Марии Магдалины, Джузеппой-Марией.

Высокая модная причёска в несколько этажей, украшенная рядами узорчатых лент, жемчугом и шпильками с драгоценными камнями, и кокетливо ниспадающие на плечи локоны. Вероятно, без шиньонов и каркаса дело не обошлось.

 
Скорее всего, на Розе модное платье "мантуя", в котором лиф соединён с юбкой. Такой костюм был распашным, так что либо в получившемся вырезе на груди виднелся корсет (тогда корсет делали нарядным), либо вырез закрывался накладным "стомаком". Возможно, здесь как раз такой вариант.

Рукава короткие, подвёрнутые, и на получившихся отворотах - это не сразу бросается в глаза - броши, того же типа, что и крупное украшение на груди. Из под них виднеются ещё одни рукава, другой расцветки (и, заметим, не той, что видная нам подкладка юбки). Подозреваю, что это рукава от невидимого нам корсета - в ту пору корсеты нередко дополнялись рукавами, которые могли привязываться лентами - и в неформальной обстановке, дома, дама вполне могла обойтись нарядным корсетом с рукавами, не надевая платья сверху. А уже из-под них виднеются четыре ряда кружевных воланов, украшенные бантиками из тонкого красного шнура - такой же украшает и декольте.

Верхняя юбка подобрана по бокам и убрана назад...

 
..но так, чтобы виднелась красивая полосатая подкладка. Переходит в довольно длинный шлейф. Нижняя юбка из той же ткани, что и верхняя (бывали они и контрастными, как на портрете сестры). Подол отделан широким кружевом - да-да, поверх узорчатой ткани ещё и кружево пришили. Богато!

 
Из-под платья виднеется расшитая золотом остроносая туфелька:

 
Дочерей у графа Арконати было несколько, хотелось бы увидеть оставшиеся портреты, однако, судя по тому, что пишут, шансов мало. Все девушки около 1700 г. постриглись в монахини, и портреты написаны незадолго до этого. Было им всем не более тридцати, достаточно привлекательны, хорошо образованы, одевались - во всяком случае оделись для портретов - в соответствии с последним, так сказать, писком моды, но.. Монастырь.