🔵 Чудо Георгия о змие
(Легенда здесь)
Описанное в житии святого великомученика Георгия Победоносца спасение им царевны от змея (дракона), совершено им, согласно большинству указаний, уже после смерти. Получило отражение в иконографии Св.Георгия, став самым узнаваемым его изображением.
Существует два направления иконографии чуда святого Георгия о змие: западная и восточная.
В восточной школе изображение святого Георгия более духовно: не очень мускулистый юноша (без бороды) без тяжёлых доспехов и шлема, с тонким, явно не физическим, копьём, на нереалистичном (духовном) коне без особого физического напряжения пронзает копьём нереалистичного (духовного) змея с крыльями и лапами.
«Георгий не делает усилий, его господство над врагом выглядит как нечто извечное и предопределенное свыше».
В западной школе изображение святого Георгия более материалистическое: мускулистый мужчина в тяжёлых доспехах и шлеме, с толстым копьём, на реалистичном коне с физическим напряжением пронзает копьём почти реалистичного змея с крыльями и лапами.
Чудо святого Георгия, како избави девицу от змия, пишется тако: святый мученик Георгий седит на коне белом, в руке имеяше копие и оным колол змия в гортань; а змий вышел из езера вельми страшен и велик; езеро велико, подле езера гора, а на другой стране гора же, а на брезе езера стоит девица, царская дщерь, одеяние на ней царское вельми преизрядное, поясом держит змия и ведет поясом змия во град, а другая девица ворота градския затворяет; град кругом его ограда и башня, с башни смотрит царь, образом рус, брада невелика и с ним царица, а за ними боляре, воины и народ с секирами и копиями
Berenson described it to Mrs. Gardner as "more woderful than any Japanese lacquer... drawn as if by lightning" before he bought it for her in 1897. Though little is known of Saint George, who is here portrayed as a medieval knight, his traditional role as dragon slayer and protector of a virgin seems to be derived from the Perseus-Andromeda legend centered around Lydda in Palestine, where Saint George was martyred about the year 300.
Беренсон описал это миссис Гарднер как «более коварную, чем любой японский лак ... нарисованный как будто молнией», прежде чем он купил ее для нее в 1897 году. Хотя мало что известно о святом Георгии, которого здесь изображают средневековым рыцарем, его традиционная роль убийцы драконов и защитника девственницы, по-видимому, происходит от легенды Персея-Андромеды, сосредоточенной вокруг Лидды в Палестине, где Святой Георгий был замучен около 300 года.
Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в семье христиан в Лидде, Палестина. Поступив на военную службу, он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать.
Яков Ворагинский пишет, что сначала его привязали к кресту и драли железными крючьями, пока наружу не вылезли кишки, а потом окатили соленой водой. На следующий день заставили выпить яд. Затем привязали к колесу, но оно сломалось; затем бросили в котел с расплавленным свинцом. Потом по его молитве с небес сошла молния и испепелила всех идолов, а земля разверзлась и поглотила жрецов. Жена Дациана (проконсул при Диоклетиане) обратилась, увидев это, в христианство; её с Георгием обезглавили, а Дациана после этого тоже спепелило.
В восточной школе изображение святого Георгия более духовно: не очень мускулистый юноша (без бороды) без тяжёлых доспехов и шлема, с тонким, явно не физическим, копьём, на нереалистичном (духовном) коне без особого физического напряжения пронзает копьём нереалистичного (духовного) змея с крыльями и лапами.
«Георгий не делает усилий, его господство над врагом выглядит как нечто извечное и предопределенное свыше».
В западной школе изображение святого Георгия более материалистическое: мускулистый мужчина в тяжёлых доспехах и шлеме, с толстым копьём, на реалистичном коне с физическим напряжением пронзает копьём почти реалистичного змея с крыльями и лапами.
Чудо святого Георгия, како избави девицу от змия, пишется тако: святый мученик Георгий седит на коне белом, в руке имеяше копие и оным колол змия в гортань; а змий вышел из езера вельми страшен и велик; езеро велико, подле езера гора, а на другой стране гора же, а на брезе езера стоит девица, царская дщерь, одеяние на ней царское вельми преизрядное, поясом держит змия и ведет поясом змия во град, а другая девица ворота градския затворяет; град кругом его ограда и башня, с башни смотрит царь, образом рус, брада невелика и с ним царица, а за ними боляре, воины и народ с секирами и копиями
(«Чудо Георгия о змие»)
Berenson described it to Mrs. Gardner as "more woderful than any Japanese lacquer... drawn as if by lightning" before he bought it for her in 1897. Though little is known of Saint George, who is here portrayed as a medieval knight, his traditional role as dragon slayer and protector of a virgin seems to be derived from the Perseus-Andromeda legend centered around Lydda in Palestine, where Saint George was martyred about the year 300.
Карло Кривелли. Святое Кольцо Дракона. 1470.
Беренсон описал это миссис Гарднер как «более коварную, чем любой японский лак ... нарисованный как будто молнией», прежде чем он купил ее для нее в 1897 году. Хотя мало что известно о святом Георгии, которого здесь изображают средневековым рыцарем, его традиционная роль убийцы драконов и защитника девственницы, по-видимому, происходит от легенды Персея-Андромеды, сосредоточенной вокруг Лидды в Палестине, где Святой Георгий был замучен около 300 года.
Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в семье христиан в Лидде, Палестина. Поступив на военную службу, он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать.
Яков Ворагинский пишет, что сначала его привязали к кресту и драли железными крючьями, пока наружу не вылезли кишки, а потом окатили соленой водой. На следующий день заставили выпить яд. Затем привязали к колесу, но оно сломалось; затем бросили в котел с расплавленным свинцом. Потом по его молитве с небес сошла молния и испепелила всех идолов, а земля разверзлась и поглотила жрецов. Жена Дациана (проконсул при Диоклетиане) обратилась, увидев это, в христианство; её с Георгием обезглавили, а Дациана после этого тоже спепелило.
В клеймах можно разглядеть различные пытки, в том числе и те, которых нет в стандартном списке — например, как его жгут в медном раскалённом докрасна быке.