Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Японский художник Цукиока Ёситоси (1839 - 1892)


Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (Yoshitoshi Tsukioka; 1839—1892) — японский художник, известен как последний великий мастер Укиё-э, японской гравюры на дереве. Также Цукиока Ёситоси считается одним из главных инноваторов. Его карьера охватывает две эпохи — последние годы феодальной Японии и первые годы современной Японии после реставрации Мэйдзи.


Японский художник Цукиока Ёситоси (1839 - 1892)

Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (Yoshitoshi Tsukioka; 1839—1892) — японский художник, известен как последний великий мастер Укиё-э, японской гравюры на дереве. Также Цукиока Ёситоси считается одним из главных инноваторов. Его карьера охватывает две эпохи — последние годы феодальной Японии и первые годы современной Японии после реставрации Мэйдзи.

Цукиока Ёситоси (настоящее имя Ёнэдзиро Овария) родился в семье богатого купца, купившего статус самурая.

Когда его мать умерла, отец привел в дом другую женщину и Цукиока становится обузой для этой семьи. Его отдают на воспитание дяде, у которого нет своих детей. Дядя усыновляет мальчика. Цукиока в 1850 становится учеником мастера Утагаве Куниёси, который дает ему имя Ёситоси. Уже в 1853 году Цукиока Ёситоси публикует свою первую работу — триптих, посвященный морскому сражению при Данноура, которое произошло в 1185 году.

С 1853 года в стране наступают нелегкие времена, в этот период умирает учитель художника, затем отец мальчика. Цукиока Ёситоси приходится не сладко, он становится почти нищим, нет денег, еды и работы. Но он продолжает рисовать и создает 44 гравюры. Через десять лет его усыновляет Цукиока Сэссай, и художник меняет имя на Цукиока.

Слава приходит в 1865 году, когда он выпускает серию «Сто историй о привидениях из Японии и Китая»

В 1866 году совместно с художником Ёсиику Отиаион делает серию гравюр «Коллекция садизма и крови», а затем самостоятельно «Серию искусства смерти».

В 1868 Ёситоси рисует серию «Сто знаменитых воинов в сражениях», где описывает последнее кровавое сопротивление верноподданных Токугава в Уэно при крушении режима Токугава.

Мастер увлекается мистикой, жанром ужасов и поэтому многие тогда считали, что Ёситоси был душевнобольным. Может это и правда, он слишком много испытал, нужду и голод, нелегкие времена нищеты. Это, вполне возможно, нанесло непоправимый вред его душевному здоровью, но в тоже время тема насилия в укиё-э была достаточно востребована.

К 1871 году Цукиока Ёситоси впадает в глубокую депресию, так как считает себя невостребованным, живет вместе со своей женой в развалившейся хибаре, продает одежду, разбирает пол, чтобы согреться. Он тогда готовит всего несколько гравюр, и то они не покупаются. Жена продает себя в публичный дом, чтоб поддержать Ёситоси. Это длится до 1873 года, художник выздоравливает , ему поступают множество заказов. Ёситоси начинает работать в газете иллюстратором. Его благосостояние улучшается и он становится известным. В это время меняет свою фамилию на Тайсо (большое возрождение) и начинает много работать. В 1877 году он рисует очерки о восстании самураев княжества Сацума против императора и их разгроме.

Жизнь Ёситоси становится стабильной. он расчитывается с долгами. Покупает дом, сходится с бывшей гейшей Тайко Сакамаки, на которой женится в 1884 году.

Такая тихая, мирная жизнь сказывается на его творчестве, он рисует события обыкновенной жизни, изображает героев старинных легенд. Имея 80 учеников, он приступает к серии «Сто видов луны»

Ёситоси работает над женскими портретами — «32 взгляда на обычаи и манеры\", публикует их в 1885 оду.

Позже художник создает серию «Новые формы 36 призраков». Это рассказ о демонах, призраках. Он передает эмоциональное состояние персанажа, который боится встречаться с призраками.

Его душевное состояние вновь ухудшается. Его помещают в лечебницу. Весной 1892 года Цукиока Ёситоси уходит из неё. Он снимает комнату, где живет до конца своих дней в полном одиночестве.

Умер художник от кровоизлияния в мозг 9 июня 1892 года, в возрасте пятидесяти трех лет.