Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Канадские небоскребы: не только вверх, но и вниз


Вряд ли найдется такой человек, особенно осенью, во время первых холодов, который не отменил бы свою встречу или прогулку, увидев не лучшую погоду за окном, поскольку одеваться, утепляться, ждать на холоде транспорт – это целый аттракцион, и вообще лучше закутаться в плед и почитать книжку…

Что уж тогда говорить про канадцев – их природа вообще не пощадила своими суровыми зимами и настоящими снежными бурями. Однако канадцы как раз таки встречи не отменяют, более того ходят на них налегке даже зимой.

Наверняка даже любители свежего воздуха и закаливания вряд ли придут в восторг от канадской зимы, поскольку минус 30 – это вполне такая обыденная температура, и очень часто бывает и ниже. А если добавить к ней еще и недельные снегопады с пронизывающим до костей ветром, уже мурашки по коже, да?

Чтобы жизнь на улицах не превращалась в игру на выживание, а транспорт не скользил по ледяным трассам, муниципалитеты больших канадских городов еще в середине прошлого века начали разрабатывать проекты по защите своих граждан и инфраструктуры от непогоды. Поскольку ни тогда, ни сейчас люди не научились управлять погодой, практически одновременно и в Торонто, и в Монреале в 1950-х было принято решение строить подземные пространства, оборудованные для полноценной жизнедеятельности всего города.

На первый взгляд кажется, что в этой канадской идее не было ничего уникального – человечество испокон веков укрывалось от опасности под землей, однако эволюция как раз таки и вывела всех нас на поверхность. Тем не менее, тот, кто хотя бы однажды своими глазами увидел подземные части канадских мегаполисов, поймет, что этот уход вниз – точно не деградация, а максимально практичный ход.

Строить андеграундные Торонто и Монреаль начали практически одновременно со строительством метро в этих городах. Городские власти в 1960-х продавали подземные участки под торговые площади или сдавали их в долгосрочную аренду по очень низкой цене, привлекая потенциальных арендаторов. Ими в большинстве своем стали крупные компании, отели, и, конечно, магазины. Важнейшее условие сделки – владелец торговой площади под землей обязан был вложиться в строительство выходов на поверхность. Работа закипела, и уже в 1970-х монреальцы начали не только передвигаться по городу в любую погоду под землей, но и буквально сутками не выходили оттуда наверх!


Плотная сеть из 30-ти километров офисов, станций метро, магазинов, административных зданий, вокзалов, кинотеатров и всего, что только есть в современном городе – это нынешний подземный Монреаль. Эти лабиринты с комфортной температурой, собственным транспортом и возможностью оказаться за несколько минут с помощью лифтов в практически любом небоскребе, называются RESO, что является омонимом французского слова «réseau», означающего «сеть» (не будем забывать, что Монреаль – это второй по численности населения франкоязычный город планеты после Парижа).

Вся эта красота устроена максимально понятно и доступно – ее системы навигации не раз отмечались премиями, поскольку даже иностранцы, спустившись сюда раз-другой, начинают ориентироваться и понимать, куда им надо идти. В холодные времена года минимум 500 человек пользуется RESO каждый день, поскольку попасть сюда можно почти из любого жилого комплекса или административного здания.

Для города этот сложный проект, построенный с привлечением частных инвестиций тех же бизнесменов, арендовавших кто на 50, кто на 100 лет торговые площади, обошелся не так уж и дорого. А сегодня он и вовсе приносит прибыль, поскольку позволяет экономить массу денег, которые обычно тратятся на чистку дорог от снега и ликвидацию аварийных ситуаций зимой – теперь эти суммы уходят на другие проекты.


В Торонто, крупнейшем городе страны, строительство своего подземного города немного застопорилось в 1960-х, зато настоящий бум произошел спустя двадцать лет, когда за краткий срок площадь андеграунда увеличилась на 20 километров. Его название – PATH, что переводится как «ход», и строительство некоторых его участков продолжается и сейчас, поскольку успех монреальского проекта так вдохновил властей Торонто, что они решили не только догнать, но и обогнать коллег по размерам и качеству.

Этот муравейник официально считается самым крупным в мире, а сами горожане гордятся им больше всего, поэтому ведут сюда туристов в любое время года, даже летом. Хоть жара и не так сильно влияет на жизнь канадцев, прохлада лабиринтов PATH притягивает, тем более, что практически все лучшие бары, клубы, кафе и рестораны мегаполиса имеют свои «филиалы» тут, и можно спуститься сюда прямо из гостиницы, минуя трафик, и так же добраться обратно. Согласно планам архитекторов, подземный город вырастет практически в два раза и свяжет пригороды с центром уже до 2050-ого года.


Конечно, наличие подобных пространств очень влияет на ритм и образ жизни и Торонто и Монреаля, и для приезжих все это может показаться странным, особенно, если приехать сюда в теплый сезон. Однако стоит только высунуть нос на улицу, скажем, в середине января, как сразу оценишь все прелести этих комфортабельных подземелий. Проекты доказали свое право на жизнь и стали важнейшими объектами инфраструктуры, поэтому сейчас о подобных лабиринтах подумывают уже и в Оттаве с Ванкувером.