Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

11 вопросов про ислам

Откуда взялся Коран, чем шииты отличаются от суннитов, что такое шариат и как одеваются мусульманки: все, о чем неловко спросить, но интересно узнать.
В переводе с арабского ислам означает «предание себя Богу», а мусульма­нин — человек, «преданный Богу». Так же как и иудеи и христиане, мусуль­мане — монотеисты. Они считают, что существует только один-единственный Бог, сотворивший мир и все, что его наполняет. По-арабски Бог — Аллах. Так же называют Бога и арабоязычные христиане. При этом, согласно му­сульманской традиции, у Бога целых 99 имен — вот лишь некоторые из них: Милостивый, Милосердный, Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель, Великий, Могучий, Превознесенный, Творец, Создатель, Образователь, Мудрый.

Мусульмане верят в ангелов и демонов, которых Бог сотворил до человека, в пророков, большинство из которых отождествляются с библейскими персонажами (Ибрагим — Авраам, Муса — Моисей и даже Иса — Иисус Христос), а также, подобно иудеям и христианам, ожидают пришествия Мессии (Махди) в конце времен.

Ислам — самая быстрорастущая мировая религия: сегодня в мире более полутора миллиардов ее последователей.

1. Что такое Коран

Коран. Манускрипт. Иран, 1427 год 
The Metropolitan Museum of Art

«Для мусульман Бог стал книгой» — это высказывание как нельзя лучше характеризует статус Священного Писания в исламе. В переводе с арабского aл-куран означает «чтение вслух».

Дело в том, что именно так пророк Мухаммед получал откровения от Бога. Однажды во сне ему явился некто со свитком и приказал: «Читай!» Мухаммед был неграмотен, о чем и сообщил незнакомцу, однако тот продолжал настаи­вать, сдавливая пророку грудную клетку. Испугавшись, Мухаммед спросил, что именно он должен читать, — и тогда прозвучали первые слова Корана: «Читай во имя Господа твоего».

Таинственного незнакомца, явившегося Мухаммеду, обычно отождествляют с архангелом Гавриилом. Начавшись, согласно мусуль­манской традиции, 27-го числа месяца Рамадан, божественное откровение Мухам­меду продолжа­лось целых 22 года, а полностью было записано лишь после смерти пророка.

В Коране говорится, что Мухаммед получал откровение на арабском языке — отсюда представление о том, что только арабский оригинал является Свя­щенным текстом, а любые переводы — лишь его толкования.

Коран делится на главы — суры, а те, в свою очередь, на стихи — аяты. Последовательность сур в Коране, за некоторым исключением, определена их размером — длинные в начале, более короткие — в конце. При этом длинные суры считаются более поздними, полученными Мухаммедом после переселения из Мекки в Медину.

2. Кто такой Мухаммед

Пророк Мухаммед на горе Хира.
Миниатюра из манускрипта Сиер-и Неби. Около 1595 года
Bilkent University / Wikimedia Commons

Мухаммед — ключевая фигура в истории ислама, последний пророк, или «пе­чать пророков». При упоминании его имени мусульмане обязательно добавля­ют фразу «Да благословит его Бог и приветствует». Основным источ­ником для реконструкции биографии Мухаммеда служит мусульманское пре­дание — Сунна (в переводе с арабского «пример», «образец»), представляющее собой собрание рассказов — хадисов — о словах и делах пророка. Существует несколько авторитетных собраний хадисов (VIII–XI веков), составители которых тщательно изучали историю устной передачи всех хадисов: цепочка передатчиков (от того или иного сподвижника Мухаммеда и далее) должна была быть непрерывной, а их биография безупречной.

Что же мы знаем о Мухаммеде? Он родился в 570 году в Мекке, городе на запа­де Аравийского полуострова, где находилось главное аравийское святилище — Кааба.

Помимо главной местной святыни — черного камня  (возможно, мете­оритного происхождения), инкрустированного в угол Каабы, — здесь почита­лись боги разных племен: Кааба была межплеменным культовым центром. Мухаммед рано осиротел, и его воспитанием занялся дядя — Абу Талиб. Первой женой Мухаммеда стала богатая вдова Хадиджа. Именно она и двоюродный брат Мухаммеда Али первыми признали его пророком и приняли ислам.

Около 610 года Мухаммед начал свою проповедь, призывая арабов отвергнуть ложных богов и поклоняться единому Богу. Он напоминал, что и к другим народам Бог посылал своих пророков — Авраама, Моисея, Иисуса, — а отверг­нувших их подвергал суровому наказанию. Однако проповедь не пользовалась успехом, и спустя 12 лет пророку вместе с немногочисленными сторонниками пришлось покинуть Мекку. Тогда он поселился в городе Ясриб, где у него уже было больше последователей. Переселение (араб. хиджра) положило начало мусульманскому летоисчислению (так, 2016 год — это 1437–1438 год по хидж­ре), а Ясриб сначала был переименован в Город пророка — Мадинат-ан-Наби, а потом просто в Город — Медина.

В Мекку Мухаммед вернулся через несколько лет в сопровождении многоты­сячного войска предводителем — религиозным и политическим — большой общины. Языческое святилище Кааба, очищенное от идолов, стало главной святыней ислама — и остается ей до сих пор. В 632 году, подчинив почти весь Аравийский полуостров, Мухаммед умер, не успев осуществить планы по даль­нейшему распространению новой религии. Этим занялись его последователи.

3. Чем шииты отличаются от суннитов

Ислам не однороден, в нем существует несколько течений. Самые известные и многочисленные ветви ислама — сунниты (что значит «приверженцы Сунны» — хотя своя Сунна есть и у шиитов) и шииты (от араб. шиа — «последователи»).


Абу́-ль-Ха́сан ‘Али́ ибн Абу́ Та́либ аль-Кураши́, более известный как ‘Али ибн Абу Талиб — политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф, первый из двенадцати почитаемых шиитами.

Инвеститура Али в Гадир-Хум. Миниатюра. 1307–1308 годы
Wikimedia Commons
Раскол, породивший суннизм и шиизм, случился вскоре после смерти пророка Мух

аммеда и был связан с проблемой преемственности власти. Будущие шииты полагали, что наследником (в шиизме он называется имамом) должен стать двоюродный брат и зять Мухаммеда — Али — и власть должна передаваться от него строго по наслед­ству. Боль­шинство же му­суль­ман — будущие сунниты — решили самосто­ятельно избирать себе лидера, халифа.

Впрочем, после смерти первых трех избранных халифов следующим они выбрали того же Али — в этот мо­мент появился шанс преодолеть разно­гла­сия. Но в 661 году Али был убит, и община раскололась окончательно. Али — единственный лидер мусульман после Мухаммеда, которого признают и сун­ниты, и шииты. Первые считают его чет­вер­тым халифом (последним из «пра­вед­ных»), а вторые — первым имамом и святым. Пятым халифом будущих суннитов стал наместник Сирии Муавия ибн Абу Суфьян, а вторым имамом шиитов — сын Али и внук Мухам­меда Хасан.

Всего большинство шиитов признает двенадцать имамов. Через некоторое время после того, как в 872 году таин­ственно исчез последний из них, Му­хаммад ибн аль-Хасан, оформилось учение о «скрытом имаме». Оно гласит, что Мухаммад ибн аль-Хасан был Махди — Мессией — и вновь придет в конце времен. Современные духовные лидеры шиитов — наместники скрытого имама. Шииты составляют около 10% от всех мусульман, живущих в мире, и преобладают в Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне.

К оппонентам шиитов — суннитам — относятся немногим меньше 90% всех мусульман. По­следним суннитским халифом был король Хиджаза Хусейн ибн Али аль‑Хаши­ми, принявший титул в 1923 году. Почти в буквальном смысле слова он ока­зался халифом на час — уже в 1924 году его свергли.

Внутри шиизма и суннизма также существуют разные школы. Кроме того, в исламе существует особое мистическое направление — суфизм. Суфии, стре­мящиеся приблизиться к Богу с помощью особых духовных практик, могут быть как суннитами, так и шиитами. Название суфизм, вероятно, происходит от арабского слова суф — шерсть, одежду из которой носили мусульманские мистики-аскеты — суфии. В суфизме очень важна роль наставника — шейха, примеру и наставлениям которого следуют его ученики — мюриды. Суфийские ордены — тарикаты — сложились в XI–XII веках, каждый из них имел особые практики и знаки отличия. Примерно к тому же времени оформилась особая суфийская философия, нашедшая, в частности, отражение в поэзии Омара Хайяма, Умара ибн аль-Фарида и др. Выдающийся суфийский мыслитель XIII века Ибн Араби в книге «Мекканские откровения» рассуждал о том, что все религии содержат элемент веры в единого Бога, но лишь суфий покло­няется Богу в его полноте.

4. Какие у мусульман обязанности

Пять основополагающих принципов, или столпов, ислама восходят к пророку Мухаммеду и известны из мусульманского предания — Сунны. Столпами их называют потому, что они представляют собой своего рода фундамент в основании ислама.

Молящиеся в мечети. Миниатюра из манускрипта. Иран, 1753 год
Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
  • Первый столп — шахада (араб. «свидетельство»). «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммед — посланник Бога» (шииты добавляют к этому «и Али — друг Бога»).
Произнесение этих слов в присутствии двух мужчин-мусульман является главным условием принятия ислама.
  • Второй столп — пятикратная молитва, которую следует совершать повернувшись лицом в сторону Мекки. Молиться можно как индивидуально, так и вместе. В пятницу принято совершать послеполуденную молитву в мечети.
  • Третий столп — милостыня, которую взрослые мусульмане, имеющие необходимый минимум средств, должны выплачивать в пользу малоимущих.
  • Четвертый столп — пост в месяц Рамадан, когда запрещается прием пищи и питья в светлое время суток.
  • Пятый столп — паломничество (хадж) в Мекку к Каабе, которое хотя бы раз в жизни должен совершить мусульманин, если ему позволяет здоровье и средства.
Еще одной обязанностью мусульманина считается джихад (араб. «усилие»), причем под этим словом понимается не обязательно священная война за рас­пространение ислама, но любая борьба за веру — например, с собственными грехами.

5. Что такое шариат и адат

Шариат — мусульманское право, основанное на Коране и Сунне, — охватывает все сферы жизни мусульман: семейное и уголовное право, догматику, религи­озный культ, этику. Ислам не разграничивает светскую и религиозную сфе­ры жизни, поэтому правовая система большинства мусульманских стран основана на шариате.

В некоторых мусульманских общинах, помимо этого, существуют местные доисламские обычаи — адат. Притом иногда — как, например, с традициями кровной мести, женского обрезания или похищения невест — они противо­речат нормам шариата.

Мусульманские правоведы боролись с адатом, но эта борьба нередко оставалась безуспешной, а нормы адата и шариата оказы­вали влияние друг на друга. Одни формы адата со временем ушли в небытие, но другие по-прежнему играют важную роль в разных мусульман­ских регионах, в частности на Кавказе.

6. Как устроена мечеть

Мечеть Айя-София. Гравюра из книги Адриана Реланда
«Verhandeling van de godsdienst der Mahometaanen». 1719 год
Bibliotheek van het Vredespaleis / Wikimedia Commons

В архитектурном отношении здания мечетей отличаются разнообразием, но есть и обязательные элементы: как правило, каждая мечеть имеет один или несколько минаретов — башен, с которых пять раз в день раздается призыв к молитве.

Во время исламских завоеваний христианских стран в мечети превращали христианские храмы, пристраивая к ним минареты (вспомним хотя бы собор Святой Софии, пре­вращенный в мечеть Айя-София в Стамбуле).

Внутри мечети в молитвенном зале обязательно есть специальная ниша в стене — михраб. Она указывает молящимся, в каком направлении находится Мекка. Верующие должны вхо­дить в мечеть, совершив омовение и сняв обувь. Женщины и мужчины молятся отдельно. Функции священнослужителя выполняет мулла (араб. «господин»).

7. Запрещены ли в исламе изображения

Широко распространено убеждение, что в исламе запрещены изображения людей и животных. Однако в самом Коране такого запрета нет. Правда, в ха­дисах сказано, что ангелы не заходят в дом, где есть подобные изображения, а Бог называет грешником того, кто пытается творить, уподобляясь Всевыш­нему: «Воистину, те, кто изображают, будут испытывать мучения в Судный день. Сказано будет им: „Оживите то, что вы сотворили“».

В одной мусуль­манской притче говорится, что мудрец Ибн Аббас на вопрос «Могу ли я рисовать животных?» ответил: «Можно, но лиши их головы, чтобы они не походили на живые существа, или старайся, чтобы они напоминали цветы».

Мир Сеид Али.
Фронтиспис к «Хамсе» Низами Гянджеви. 1539–1543 годы
© President and Fellows of Harvard College
В некоторых исламских регионах — Иране, Средней Азии — людей и животных традиционно изображали на книжных миниатюрах, иллюстрировавших из­вестные поэтические произведения или исторические труды. Яркий пример тому — персидская миниатюра, на которой можно увидеть изображения не только простых смертных, но даже и самого пророка Мухаммеда. Такие миниатюры считались достаточно условными для того, чтобы не противоре­чить запрету на реалистичные изображения.

В арабских же странах, где запрет на изображение обычно интерпрети­ровался более строго, процветала главным образом каллиграфия — каллиграфические изобра­жения украшают стены мечетей и страницы книг. Тем не менее до нас дошли и немногочисленные иллюстрированные арабские рукописи с изобра­жением живых существ.

Что касается фотографий, то большинство мусульманских богословов разре­шают фотографироваться в случае необходимости — например на паспорт. Насчет любительских фото единого мнения нет, однако даже либеральные духовные авторитеты рекомендуют хранить фотографии членов семьи в альбомах, а не держать на виду.

8. Что такое халяль

В широком смысле слова халяль обозначает все разрешенное мусульманам, антоним халяль — харам, «запрещенное». Однако в обыденной речи под «ха­ляль», как правило, понимают разрешенную пищу. К запрещенной относится, например, свинина, а также мясо разрешенных животных (говядина, баранина и др.), если они были убиты не по правилам (например, задушены, забиты палками или просто убиты без упоминания имени Бога) либо умерли своей смертью. В мусульманских общинах, принадлежащих к разным правовым шко­лам, некоторые правила о халяльной пище могут различаться. Кроме того, му­сульманам запре­щено употреблять алкоголь. В случае угрозы смерти от голода употреблять запрещенные продукты разрешается, но только в минимальном количестве, необходимом для поддержания жизни.

9. Как одеваются мусульманки

Женщина в парандже.
Фотография Сергея Прокудина-Горского.
Самарканд, около 1910 года
Паранджа (также известна как бурка) — женская верхняя одежда, покрывающая тело с ног до головы, с сеткой, закрывающей лицо. Регионы распространения — Средняя Азия и Ближний Восток.
Library of Congress

Женщины на улице. Алжир, около 1900 года
Никаб — женский головной убор с прорезью для глаз. Распространен преимущественно в арабских странах — Арабских Эмиратах, Йемене, Саудовской Аравии. Также встречается в Афганистане, Пакистане, Бангладеш и др.
Universal History Archive / Getty Images

Женщина с ребенком. Египет, первая половина XX века
Хиджаб — женский головной убор, представляющий собой платок, покрывающий голову и грудь. Лицо при этом остается открытым.
Bettmann / Getty Images

Нетрудно заметить, что степень закрытости женской одежды в разных мусульманских регионах весьма отличается — так, паранджа, бурка и никаб призваны полностью скрыть женскую фигуру и лицо от любопытных глаз, в то время как хиджаб оставляет лицо открытым.

Традиция носить ту или иную одежду обусловлена скорее местными традициями, чем предписаниями Корана, которые имеют довольно общий характер.

Так, в Коране в 24-й суре («Свет») читаем:
«Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры и хранили свою скромность. И чтобы не выставляли напоказ свою красоту; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин, помимо лишь того, что явно. И пусть набрасывают платок на грудь. Пусть не демонстрируют свою красоту, кроме как своим мужьям, родствен­никам, прислуге или малым детям».
Буркини — купальный костюм, недавно вызвавший взрыв страстей во Фран­ции, — был разработан уже в нашем веке австралийским дизайнером ливан­ского происхождения Ахедой Занетти, которая в 2004 году начала выпускать спортивную одежду для мусульманок под собственным брендом. Буркини, по словам Занетти, пользуются успехом не только у мусульманок, но и у после­довательниц иудаизма, индуизма и даже некоторых христианских конфессий.

10. Какие у мусульман праздники

Праздник разговения Ид аль-Фитр в Пакистане. 2016 год

Мусульмане пользуются лунным календарем, поэтому даты праздников относительно общепринятого григорианского календаря ежегодно сдвигаются. Один из главных праздников — жертвоприношение, которое в России известно под тюркским названием Курбан-байрам. В этот день мусульмане приносят в жертву животных в память о пророке Ибрагиме (Аврааме) и его готовности пожертвовать Богу собственного сына.

Праздником разговения (по-тюркски Ураза-байрам) завершается пост в месяц Рамадан. Мусульмане верят, что 27-го числа месяца Рамадан, в так называемую Ночь предопределения, Бог прини­мает решение о судьбе каждого человека. Считается, что именно этой ночью Мухаммед получил первое божественное откровение.

(см. тему «Ночное вознесение Пророка (с.а.с.) и месяц Раджаб»)

Шииты, помимо обще­исламских праздников, отмечают день рождения имама Али и некоторые другие даты.

11. Как мусульмане относятся к другим религиям

В мусульманской традиции все люди делятся на правоверных (мусульман), людей Писания, которых нельзя насильственно обращать в ислам, и много­божников, которых обращать в ислам необходимо.

К людям Писания перво­начально относили иудеев и христиан, поскольку им также было даровано Откровение.

Позднее, во время исламских завоеваний, статус зимми (араб. «покровительствуемые») получили также мандеи, зороастрийцы, индуисты, буддисты, сикхи и др.

Мусульманское правительство разрешало зимми свободно исповедовать свою веру при условии уплаты особого налога и сохранения лояльности к мусульманам.

Со временем список обязанностей зимми расширился: им предписывалось носить отличи­тельную одежду, запрещалось разводить свиней, устраивать шумные религиоз­ные процессии и т. п. Отдельные запреты могли носить временный характер — вводиться и отменяться на разных территориях. В настоящее время в большинстве мусульманских государств представители разных религий равны перед законом.

Источники
  • Армстронг К. Ислам: краткая история от начала до наших дней. М., 2011.
  • Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.
  • Журавский А. В. Ислам. М., 2004.
  • Зегидур С. Повседневная жизнь паломников в Мекке. М., 2008.
  • Лучицкая С. И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.
  • Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991.
  • Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 2000.
  • Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия. М., 2000.
  • Encyclopædia of Islam. 3rd Edition. Leiden, 2007.

Людмила Жукова,
религиовед