«Раса разделилась, которую косые лучи, восходящее и заходящее солнце обозревают...» Большинство исследователей полагают, что древнее утверждение о правлении кушитов на Ближнем Востоке от Финикии до Сирии является чистым мифом, однако печати и другие надписи царя гиксосов Апофиса указывают на то, что в историях, рассказанных такими известными личностями, как Гомер и Страбон, может быть доля правды.
🔵 Греко-римские авторы о Куше
Около 800 г. до н. э. греческий поэт Гомер упоминает эфиопов, или кушитов, в «Илиаде» и « Одиссее» . Гомер сказал, что кушиты были «самыми справедливыми из людей, любимцами богов».
Для греков и римлян существовало две империи Куша, одна в Африке, а другая в Азии. Гомер намекал на две империи Куша, когда писал в Одиссее i.23: «раса разделенная, которую косые лучи; восходящее и заходящее солнце обозревает». В Илиаде i.423 Гомер писал, что Зевс отправился в Куш, чтобы пировать с безупречными эфиопами .
В 64 г. до н. э. греческий географ и историк Страбон в главе 1 «Географии» утверждал , что существовало две империи Куша — одна в Азии, а другая в Африке. Помимо Куша в Нубии и Верхнем Египте, некоторые греко-римские авторы рассматривали их присутствие в южной Финикии вплоть до горы Аманус в Сирии.
Большинство исследователей предполагают, что греко-римское утверждение о том, что кушиты правили Ближним Востоком от Финикии до Сирии, является мифом, однако печати и другие надписи гиксосского царя Апофиса свидетельствуют о том, что древние авторы были правы.
Имя Гора Апофиса, Шетеп-тави, было найдено на жертвенном столе. У фараона Апофиса было три преномина или тронных имени: Неб-хепеш-Ре (ˁnb ḫpš rˁ), А-кенен-Ре (ˁ3 ḳn n rˁ) и А-юзер-Ре (ˁ3 wsr rˁ) в разные периоды его правления 40-50 гг.
Апофис поддерживал традиции египтян во время своего правления. Ему приписывают поощрение своих писцов копировать бесценные египетские тексты, включая «Хирургический папирус Эдвина Смита» (старейший известный хирургический справочник), «Математический папирус Ринда» (который объясняет египетскую математическую теорию) и «Папирус Весткара». Эти тексты были бы потеряны для человечества, если бы не дальновидность фараона Апофиса.
Большинство исследователей переводят heqa Khas как «Царь чужих земель», но это, вероятно, неверный перевод, поскольку цари гиксосов были правителями Египта, а не чужой земли. Я считаю, что Апофис и другие цари гиксосов признавали свое кушитское происхождение. Они использовали Khas в отношении того факта, что, хотя они и пришли из Азии, они были кушитами. Эта точка зрения подтверждается тем фактом, что термин Khas использовался только для обозначения правителей Куша во времена Древнего царства и области вокруг Авариса и Шарухена во время Второго переходного периода.
Примерно через три столетия после первого зафиксированного крупного столкновения египтян с кушитами египетский царь Снофру, как сообщается, напал на земли Куш в Нубии, приведя с собой 7000 живых пленных и 200 000 голов крупного и мелкого рогатого скота.
Администратор Древнего царства по имени Вени использовал термин Heqe Khas для кушитов. Джеймс Генри Брестед в «Древних записях Египта, часть первая » перевел надпись Вени следующим образом:
«Его величество повело войну с азиатскими обитателями песков, и его величество создало армию из многих десятков тысяч; на всем юге, на юге до Элефантины и на севере до Афродитополиса [Бусириса]; в Северной стране с обеих сторон, полностью в [крепости], и посреди [крепостей], среди негров Иртхет, негров Мазои, негров Ям, среди негров Вават, среди негров Кау и в земле Темех».
Из надписи Weni мы узнаем, что кушиты жили в Нубии. Перевод надписи Weni, сделанный Брестедом, указывает, что Heqe Khasut не всегда переводилось как «Цари иностранные», изначальное значение ḥḳЗ (Heqa) ḫЗs (Khas) было «Цари Негроленд», как указано в переводе Брестеда. Такого места как «Негроленд» не существовало, это был европоцентристский термин, где предположительно жили чернокожие. Таким образом, фактическим значением было «Цари Хас» или цари Кушитов.
Термин Haqe Khas (xЗs) был связан с правителями Вават и переводился как «Правители Негроленда». Египетские элементы /-ut/ были добавлены к Khas, чтобы сделать его множественным числом и обозначить национальность. Надпись Weni ясно дает понять, что имя Khas было составлено из трех знаков N25 из Списка египетских знаков Гардинера. Знак N25 также представляет Каш = Куш. Значение N25 как Куш и Кушит очевидно в скарабеях гиксосов, где мы видим N25 как народ, которым правили цари гиксосов.
Когда они мигрировали из Средней Африки в Азию, кушиты продолжали называть себя кушитами. Это наиболее очевидно в топонимах и именах богов. Касситы, главные правители Ирана, занимали центральную часть Загроса. Касситского бога звали Кашшу, что также было именем народа. Элемент имени KSH также встречается в Индии. Например, Кишкинтхай было названием древнего дравидийского царства в Южной Индии. Следует также помнить, что царей Шумера часто называли «царями Куша».
Хатти поклонялись Каску и Кусуху. Хатти контролировали город-государство Куссара. Куссара находилась в южной Анатолии. Хатти были особенно заметны в горах Понта. Родственным народом Хатти в бассейне реки Галис были племена каска. Каска и хатти имеют одинаковые имена для своих богов, а также личные и географические названия. У каска была сильная империя, которая никогда не была побеждена хеттами.
Хатти, вероятно, были одним из кушитских племен в Нубии во времена Древнего царства. Во время Пятой династии Египта (2563-2423) в правление Сахура упоминается народ техену.
Люди группы С занимали регионы Судана и Феццана между 3700-1300 гг. до н. э. и назывались Tmhw (Temehus). Temehus были организованы в две группы: Thnw (Tehenu) на севере и Nhsj (Nehesy) на юге. Персонаж Tehenu изображен на керамике периода Амрата. Tehenu носили заостренную бороду, фаллические ножны и перья на голове.
Сахуре называл лидера Техену «Хати Техену». Имя Хати соответствует названию Хатти — племени в Анатолии. Однако народ хатти часто называл себя кашками.
Египетский Khas соответствует Kashkas, названию хаттов. Это означает, что N25 представлял название Kash и Khas для этнонима Kushite во время 5-й династии Египта. Египетский термин Khasut имеет три различных элемента для этнонима Khas: Kas(ka)/Kush. Плюс, /-u/, который является египетским маркером множественного числа, в то время как египетский /-t/ был суффиксом, который означал 'земля, люди'.
Во времена 5-й династии Египта кушиты жили в холмистых районах. Поэтому египтяне часто называли кушитов горными людьми. Это подтверждается различными значениями египетского знака Гардинера N25. Знак N25 из Списка египетских знаков Гардинера; xЗs Khas или kЗs, что означает Куш.
Heqa khas, «правитель(и) кушитов» или гиксосы/гикуссы, были хатти или кашками. Другими словами, они были кушитами. Это очевидно из их имени khas, которое соответствует каске. Название heqa khas впервые было использовано в Древнем царстве для обозначения кушитских нубийских вождей.
В Табличке I Карнарвона упоминается перехват и пленение курьера, доставившего сообщение от Апепи/Апофиса из Авариса его союзнику, правителю королевства Куш (современный Судан), с просьбой о срочной поддержке последнего против угрозы, которую представляли действия Камоса против обоих их королевств. Гиксосы/гикуссы ожидали, что кушиты в Нубии поддержат их в войне с египтянами.
Это дает больше доказательств того, что термин heqa khas не означал «правителя(ей) иностранных стран» во времена Древнего царства, как предполагают большинство египтологов. Если бы heqa khas означал «правителя(ей) иностранных стран», он бы применялся к каждой иностранной стране, но иностранных царей обычно называли wr «вождь» вместо heqa, которое было зарезервировано для египетских правителей (как отметил Камилл ДиБиасе Дайсон в книге « Иностранцы и египтяне в позднеегипетских историях» ).
Подводя итог, Апофис и другие цари гиксосов оставили нам много надписей, где они заявляли, что они были царями кушитов, heqa khas, между 1650-1550 годами. Египтяне называли азиатов 'Aamw, но гиксосы называли себя heqa khas.
Новое царство длилось с 1549 по 1292 год. В этот период египтяне использовали название Aamw как общее название для азиатов и термин Habiru как этноним для одного из азиатских племен. Очевидно, что если бы Habiru и Heqa Khas были одним и тем же народом, у них было бы одинаковое название — учитывая тот факт, что Новое царство началось в конце династии Heqa Khas.
Египетская фраза heqa khas «Царь кушитов» ясно дает понять , из гиксосов были хурритами и хатти. Племена хатти и каска — это кушиты, которые, по утверждению Гомера и Страбона, жили в Азии. Heqa khas ни в коем случае не были первыми азиатами, поселившимися в Нижнем Египте, что побудило некоторых предположить, что не было никакой крупной битвы, а был лишь постоянный приток поселенцев, которые сами заняли руководящие должности, сохраняя при этом свои культурные различия.
Данные раскопок в Телль-эль-Даба (Аварис) подтверждают, что поселение постоянно развивалось и менялось по мере того, как новые азиатские культуры адаптировались к египетскому образу жизни. Поселения, обнаруженные в Телль-эль-Аджуле (южная Палестина), Эбле (Сирия) и Библосе (Ливан), имеют много общих черт с поселением гиксосов в Телль-эль-Даба. Независимо от изменений, которые азиаты принесли в Нижний Египет, Апофис поддерживал египетские традиции, искусство и науку и оставил важное свидетельство правителям кушитов в Нижнем Египте.
Для греков и римлян существовало две империи Куша, одна в Африке, а другая в Азии. Гомер намекал на две империи Куша, когда писал в Одиссее i.23: «раса разделенная, которую косые лучи; восходящее и заходящее солнце обозревает». В Илиаде i.423 Гомер писал, что Зевс отправился в Куш, чтобы пировать с безупречными эфиопами .
В 64 г. до н. э. греческий географ и историк Страбон в главе 1 «Географии» утверждал , что существовало две империи Куша — одна в Азии, а другая в Африке. Помимо Куша в Нубии и Верхнем Египте, некоторые греко-римские авторы рассматривали их присутствие в южной Финикии вплоть до горы Аманус в Сирии.
Большинство исследователей предполагают, что греко-римское утверждение о том, что кушиты правили Ближним Востоком от Финикии до Сирии, является мифом, однако печати и другие надписи гиксосского царя Апофиса свидетельствуют о том, что древние авторы были правы.
🔵 Царь Апофис и правители гиксосов
Гиксосы правили Египтом примерно с 1650 по 1550 год до нашей эры. Было пять царей гиксосов, но самым известным был Апофис. Царь Апофис правил как Нижним, так и Верхним Египтом. Мы не знаем, как долго Апофис правил Верхним Египтом и Кушем в Нубии, но говорят, что его правление длилось 40-50 лет.Имя Гора Апофиса, Шетеп-тави, было найдено на жертвенном столе. У фараона Апофиса было три преномина или тронных имени: Неб-хепеш-Ре (ˁnb ḫpš rˁ), А-кенен-Ре (ˁ3 ḳn n rˁ) и А-юзер-Ре (ˁ3 wsr rˁ) в разные периоды его правления 40-50 гг.
Апофис поддерживал традиции египтян во время своего правления. Ему приписывают поощрение своих писцов копировать бесценные египетские тексты, включая «Хирургический папирус Эдвина Смита» (старейший известный хирургический справочник), «Математический папирус Ринда» (который объясняет египетскую математическую теорию) и «Папирус Весткара». Эти тексты были бы потеряны для человечества, если бы не дальновидность фараона Апофиса.
🔵 Правители, признающие свое происхождение
Интересно, что Апофис и другие правители династии Гиксосов называли себя heqa khasut на своих печатях и монументальном дверном косяке из Авариса. Это эпиграфическое свидетельство того, что гиксосы называли себя королями Кхаса. Гиксосы поклонялись Сету, богу Авариса, и Ра.Большинство исследователей переводят heqa Khas как «Царь чужих земель», но это, вероятно, неверный перевод, поскольку цари гиксосов были правителями Египта, а не чужой земли. Я считаю, что Апофис и другие цари гиксосов признавали свое кушитское происхождение. Они использовали Khas в отношении того факта, что, хотя они и пришли из Азии, они были кушитами. Эта точка зрения подтверждается тем фактом, что термин Khas использовался только для обозначения правителей Куша во времена Древнего царства и области вокруг Авариса и Шарухена во время Второго переходного периода.
Примерно через три столетия после первого зафиксированного крупного столкновения египтян с кушитами египетский царь Снофру, как сообщается, напал на земли Куш в Нубии, приведя с собой 7000 живых пленных и 200 000 голов крупного и мелкого рогатого скота.
Администратор Древнего царства по имени Вени использовал термин Heqe Khas для кушитов. Джеймс Генри Брестед в «Древних записях Египта, часть первая » перевел надпись Вени следующим образом:
«Его величество повело войну с азиатскими обитателями песков, и его величество создало армию из многих десятков тысяч; на всем юге, на юге до Элефантины и на севере до Афродитополиса [Бусириса]; в Северной стране с обеих сторон, полностью в [крепости], и посреди [крепостей], среди негров Иртхет, негров Мазои, негров Ям, среди негров Вават, среди негров Кау и в земле Темех».
Из надписи Weni мы узнаем, что кушиты жили в Нубии. Перевод надписи Weni, сделанный Брестедом, указывает, что Heqe Khasut не всегда переводилось как «Цари иностранные», изначальное значение ḥḳЗ (Heqa) ḫЗs (Khas) было «Цари Негроленд», как указано в переводе Брестеда. Такого места как «Негроленд» не существовало, это был европоцентристский термин, где предположительно жили чернокожие. Таким образом, фактическим значением было «Цари Хас» или цари Кушитов.
Термин Haqe Khas (xЗs) был связан с правителями Вават и переводился как «Правители Негроленда». Египетские элементы /-ut/ были добавлены к Khas, чтобы сделать его множественным числом и обозначить национальность. Надпись Weni ясно дает понять, что имя Khas было составлено из трех знаков N25 из Списка египетских знаков Гардинера. Знак N25 также представляет Каш = Куш. Значение N25 как Куш и Кушит очевидно в скарабеях гиксосов, где мы видим N25 как народ, которым правили цари гиксосов.
🔵 Оккупация и влияние кушитов
Гиксосы, по мнению Джона Брайта и Роберта Дрюса, включали хурритов и хаттов. Хатты жили в Анатолии.Когда они мигрировали из Средней Африки в Азию, кушиты продолжали называть себя кушитами. Это наиболее очевидно в топонимах и именах богов. Касситы, главные правители Ирана, занимали центральную часть Загроса. Касситского бога звали Кашшу, что также было именем народа. Элемент имени KSH также встречается в Индии. Например, Кишкинтхай было названием древнего дравидийского царства в Южной Индии. Следует также помнить, что царей Шумера часто называли «царями Куша».
Хатти поклонялись Каску и Кусуху. Хатти контролировали город-государство Куссара. Куссара находилась в южной Анатолии. Хатти были особенно заметны в горах Понта. Родственным народом Хатти в бассейне реки Галис были племена каска. Каска и хатти имеют одинаковые имена для своих богов, а также личные и географические названия. У каска была сильная империя, которая никогда не была побеждена хеттами.
Хатти, вероятно, были одним из кушитских племен в Нубии во времена Древнего царства. Во время Пятой династии Египта (2563-2423) в правление Сахура упоминается народ техену.
Люди группы С занимали регионы Судана и Феццана между 3700-1300 гг. до н. э. и назывались Tmhw (Temehus). Temehus были организованы в две группы: Thnw (Tehenu) на севере и Nhsj (Nehesy) на юге. Персонаж Tehenu изображен на керамике периода Амрата. Tehenu носили заостренную бороду, фаллические ножны и перья на голове.
Сахуре называл лидера Техену «Хати Техену». Имя Хати соответствует названию Хатти — племени в Анатолии. Однако народ хатти часто называл себя кашками.
Египетский Khas соответствует Kashkas, названию хаттов. Это означает, что N25 представлял название Kash и Khas для этнонима Kushite во время 5-й династии Египта. Египетский термин Khasut имеет три различных элемента для этнонима Khas: Kas(ka)/Kush. Плюс, /-u/, который является египетским маркером множественного числа, в то время как египетский /-t/ был суффиксом, который означал 'земля, люди'.
Во времена 5-й династии Египта кушиты жили в холмистых районах. Поэтому египтяне часто называли кушитов горными людьми. Это подтверждается различными значениями египетского знака Гардинера N25. Знак N25 из Списка египетских знаков Гардинера; xЗs Khas или kЗs, что означает Куш.
🔵 Азиатские кушиты
Правители Древнего царства Египта называли кушитов Heqa Khasut. Египтяне называли азиатов обобщенно Aam , но у них были другие названия для азиатских племен. Это доказано, потому что гиксосы называли себя Heqa Khas, а не Habiru, демонстрируя, что им дали этот титул, потому что они были кушитами - как кушитский народ, живший в Керме в Нубии. Использование Khas для обозначения кушитов для азиатских кушитов подтверждает труды Гомера и Страбона. Было много азиатских племен, которые признавали кушитское происхождение.Heqa khas, «правитель(и) кушитов» или гиксосы/гикуссы, были хатти или кашками. Другими словами, они были кушитами. Это очевидно из их имени khas, которое соответствует каске. Название heqa khas впервые было использовано в Древнем царстве для обозначения кушитских нубийских вождей.
В Табличке I Карнарвона упоминается перехват и пленение курьера, доставившего сообщение от Апепи/Апофиса из Авариса его союзнику, правителю королевства Куш (современный Судан), с просьбой о срочной поддержке последнего против угрозы, которую представляли действия Камоса против обоих их королевств. Гиксосы/гикуссы ожидали, что кушиты в Нубии поддержат их в войне с египтянами.
Это дает больше доказательств того, что термин heqa khas не означал «правителя(ей) иностранных стран» во времена Древнего царства, как предполагают большинство египтологов. Если бы heqa khas означал «правителя(ей) иностранных стран», он бы применялся к каждой иностранной стране, но иностранных царей обычно называли wr «вождь» вместо heqa, которое было зарезервировано для египетских правителей (как отметил Камилл ДиБиасе Дайсон в книге « Иностранцы и египтяне в позднеегипетских историях» ).
Подводя итог, Апофис и другие цари гиксосов оставили нам много надписей, где они заявляли, что они были царями кушитов, heqa khas, между 1650-1550 годами. Египтяне называли азиатов 'Aamw, но гиксосы называли себя heqa khas.
Новое царство длилось с 1549 по 1292 год. В этот период египтяне использовали название Aamw как общее название для азиатов и термин Habiru как этноним для одного из азиатских племен. Очевидно, что если бы Habiru и Heqa Khas были одним и тем же народом, у них было бы одинаковое название — учитывая тот факт, что Новое царство началось в конце династии Heqa Khas.
Египетская фраза heqa khas «Царь кушитов» ясно дает понять , из гиксосов были хурритами и хатти. Племена хатти и каска — это кушиты, которые, по утверждению Гомера и Страбона, жили в Азии. Heqa khas ни в коем случае не были первыми азиатами, поселившимися в Нижнем Египте, что побудило некоторых предположить, что не было никакой крупной битвы, а был лишь постоянный приток поселенцев, которые сами заняли руководящие должности, сохраняя при этом свои культурные различия.
Данные раскопок в Телль-эль-Даба (Аварис) подтверждают, что поселение постоянно развивалось и менялось по мере того, как новые азиатские культуры адаптировались к египетскому образу жизни. Поселения, обнаруженные в Телль-эль-Аджуле (южная Палестина), Эбле (Сирия) и Библосе (Ливан), имеют много общих черт с поселением гиксосов в Телль-эль-Даба. Независимо от изменений, которые азиаты принесли в Нижний Египет, Апофис поддерживал египетские традиции, искусство и науку и оставил важное свидетельство правителям кушитов в Нижнем Египте.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Clyde Winters,
«A King’s Seal? Was Pharaoh Apophis Originally King of the Mythical Kushites?»