Потерянный корабль сэра Эрнеста Шеклтона «Эндьюранс» — предмет легенд. Корабль затонул в море Уэдделла в Антарктике во время злополучной экспедиции исследователя 1914–17 годов, ознаменовав конец «героического века» исследования Антарктики. За эти годы было предпринято много попыток найти место крушения.
⚓ Экспедиция Шеклтона
Планирование и сбор средств для экспедиции происходили в годы, предшествовавшие отплытию «Эндьюранса» из Плимута в августе 1914 года. После многочисленных остановок по пути в море Уэдделла Шеклтон и его команда из 27 человек вошли в опасный морской проход в январе 1915 года.
«Endurance» застрял во льдах моря Уэдделла более чем на 10 месяцев, прежде чем в конечном итоге был раздавлен льдинами и затонул. Шеклтон и его команда спаслись на спасательных шлюпках и добрались до острова Элефант на северо-восточной оконечности Антарктического полуострова.
Оказавшись на мели, мужчины столкнулись с острой нехваткой продовольствия, что заставило их отстреливать собак экспедиции ради еды и выживать, питаясь пингвинами и тюленьим мясом. В конце концов, Шеклтон и некоторые члены команды, включая Тома Крина и штурмана Фрэнка Уорсли, отправились на поиски помощи.
Группа прошла по горам и ледяным полям Британских заморских территорий до китобойной станции Стромнесс. Хотя расстояние составляло всего 30 километров, путь занял много времени, так как им пришлось пересечь горные вершины. В какой-то момент они даже повернули не туда.
В конце концов они добрались до китобойной станции, и те, кто остался в импровизированном лагере на острове Элефант, были спасены. Экспедиция не увидела потерь, и все члены экипажа вернулись домой.
Группа ученых попыталась провести поиск в 2019 году , но отказалась от него из-за ухудшения погодных условий. Перед тем как покинуть этот район, они отправили в глубины моря Уэдделла автономный подводный аппарат (AUV), но потеряли с ним связь через 20 часов после его развертывания.
Команда под руководством морского археолога доктора Джона Ширса и директора по исследованиям Менсуна Баунда планирует предпринять вторую попытку. Она финансируется Falklands Maritime Heritage Trust и, если ее одобрит Министерство иностранных дел и по делам Содружества Великобритании, должна отправиться из Кейптауна, Южная Африка.
Экспедиция, получившая название «Endurance22», отправится в плавание на зарегистрированном в ЮАР исследовательском судне SA Agulhas II. В состав экипажа войдут специалисты по подводным погружениям из американо-британской компании Ocean Infinity, которые будут использовать Saab Sabertooth для обнаружения обломков под водой, а также спутниковые данные с платформы TerraSAR-X немецкого космического агентства.
«Попытка найти обломки Endurance , что долгое время считалось невозможным и недостижимым, является чрезвычайно захватывающей перспективой», — сказал Боунд в пресс-релизе. «Учитывая суровость окружающей среды Антарктиды, нет никаких гарантий успеха, но мы остаемся вдохновленными великими исследователями Антарктиды и отправляемся в Endurance22 с большими надеждами».
«Корабль стал иконой», — сказал доктор Ширс в интервью BBC . «Эпическая история выживания Шеклтона находит отклик во всех веках. И из всех кораблекрушений это самое известное, которое еще предстоит обнаружить, и его также сложнее всего найти. Если мы сможем его идентифицировать, мы его осмотрим и сделаем подробное 3D-сканирование с помощью лазеров. И мы надеемся транслировать все это в то время».
Один из самых больших вопросов, связанных с затонувшим судном, касается его состояния. Антарктические воды уникальны тем, что их глубина и температура дают вероятность того, что судно все еще нетронуто. Также считается, что отложение осадка относительно низкое, около 1 миллиметра в год, что означает, что Endurance , вероятно, все еще находится на поверхности подводного рельефа.
По словам доктора Ширса, холодность вод означает, что морская жизнь, известная своей способностью разлагать затонувшие корабли, здесь отсутствует:
«Endurance» застрял во льдах моря Уэдделла более чем на 10 месяцев, прежде чем в конечном итоге был раздавлен льдинами и затонул. Шеклтон и его команда спаслись на спасательных шлюпках и добрались до острова Элефант на северо-восточной оконечности Антарктического полуострова.
Оказавшись на мели, мужчины столкнулись с острой нехваткой продовольствия, что заставило их отстреливать собак экспедиции ради еды и выживать, питаясь пингвинами и тюленьим мясом. В конце концов, Шеклтон и некоторые члены команды, включая Тома Крина и штурмана Фрэнка Уорсли, отправились на поиски помощи.
Группа прошла по горам и ледяным полям Британских заморских территорий до китобойной станции Стромнесс. Хотя расстояние составляло всего 30 километров, путь занял много времени, так как им пришлось пересечь горные вершины. В какой-то момент они даже повернули не туда.
В конце концов они добрались до китобойной станции, и те, кто остался в импровизированном лагере на острове Элефант, были спасены. Экспедиция не увидела потерь, и все члены экипажа вернулись домой.
⚓ Заманчивый поиск
«Endurance» стал заманчивым для тех, кто интересуется поиском затонувших кораблей. Однако мало кто взялся за поиск, учитывая коварство моря Уэдделла. Чтобы добраться до места, нужно пройти воды к востоку от шельфового ледника Ларсена, что является сложной задачей даже для современных ледоколов.Группа ученых попыталась провести поиск в 2019 году , но отказалась от него из-за ухудшения погодных условий. Перед тем как покинуть этот район, они отправили в глубины моря Уэдделла автономный подводный аппарат (AUV), но потеряли с ним связь через 20 часов после его развертывания.
Команда под руководством морского археолога доктора Джона Ширса и директора по исследованиям Менсуна Баунда планирует предпринять вторую попытку. Она финансируется Falklands Maritime Heritage Trust и, если ее одобрит Министерство иностранных дел и по делам Содружества Великобритании, должна отправиться из Кейптауна, Южная Африка.
Экспедиция, получившая название «Endurance22», отправится в плавание на зарегистрированном в ЮАР исследовательском судне SA Agulhas II. В состав экипажа войдут специалисты по подводным погружениям из американо-британской компании Ocean Infinity, которые будут использовать Saab Sabertooth для обнаружения обломков под водой, а также спутниковые данные с платформы TerraSAR-X немецкого космического агентства.
«Попытка найти обломки Endurance , что долгое время считалось невозможным и недостижимым, является чрезвычайно захватывающей перспективой», — сказал Боунд в пресс-релизе. «Учитывая суровость окружающей среды Антарктиды, нет никаких гарантий успеха, но мы остаемся вдохновленными великими исследователями Антарктиды и отправляемся в Endurance22 с большими надеждами».
⚓ Анализ состояния обломков
«Endurance» был объявлен памятником в соответствии с Международным договором об Антарктике, что означает, что исследователи не могут каким-либо образом тревожить обломки. Таким образом, план состоит в том, чтобы нанести на карту и сфотографировать его, не извлекая никаких артефактов .«Корабль стал иконой», — сказал доктор Ширс в интервью BBC . «Эпическая история выживания Шеклтона находит отклик во всех веках. И из всех кораблекрушений это самое известное, которое еще предстоит обнаружить, и его также сложнее всего найти. Если мы сможем его идентифицировать, мы его осмотрим и сделаем подробное 3D-сканирование с помощью лазеров. И мы надеемся транслировать все это в то время».
Один из самых больших вопросов, связанных с затонувшим судном, касается его состояния. Антарктические воды уникальны тем, что их глубина и температура дают вероятность того, что судно все еще нетронуто. Также считается, что отложение осадка относительно низкое, около 1 миллиметра в год, что означает, что Endurance , вероятно, все еще находится на поверхности подводного рельефа.
По словам доктора Ширса, холодность вод означает, что морская жизнь, известная своей способностью разлагать затонувшие корабли, здесь отсутствует:
«Мы знаем, что моллюски, которые обычно пожирают деревянные обломки кораблей на севере, не могут выжить в холодных водах Антарктики. Но в древесине есть большой источник углерода, поэтому мы вполне можем найти некоторые очень интересные существа, которые действительно живут на обломках. Мы даже можем обнаружить, что у нас есть несколько новых видов».
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Clare Fitzgerald,
«New Quest Planned To Search For Shackleton’s Endurance In The Frigid Waters Of The Antarctic»