Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Планируется новый квест по поиску Шеклтона в холодных водах Антарктики

Потерянный корабль сэра Эрнеста Шеклтона «Эндьюранс».

Потерянный корабль сэра Эрнеста Шеклтона «Эндьюранс». Фото предоставлено: Институт полярных исследований Скотта, Кембриджский университет.


Потерянный корабль сэра Эрнеста Шеклтона «Эндьюранс» — предмет легенд. Корабль затонул в море Уэдделла в Антарктике во время злополучной экспедиции исследователя 1914–17 годов, ознаменовав конец «героического века» исследования Антарктики. За эти годы было предпринято много попыток найти место крушения.


⚓ Экспедиция Шеклтона

Планирование и сбор средств для экспедиции происходили в годы, предшествовавшие отплытию «Эндьюранса» из Плимута в августе 1914 года. После многочисленных остановок по пути в море Уэдделла Шеклтон и его команда из 27 человек вошли в опасный морской проход в январе 1915 года.

Переход Шеклтона через Южную Георгию

Переход Шеклтона через Южную Георгию


«Endurance» застрял во льдах моря Уэдделла более чем на 10 месяцев, прежде чем в конечном итоге был раздавлен льдинами и затонул. Шеклтон и его команда спаслись на спасательных шлюпках и добрались до острова Элефант на северо-восточной оконечности Антарктического полуострова.

Оказавшись на мели, мужчины столкнулись с острой нехваткой продовольствия, что заставило их отстреливать собак экспедиции ради еды и выживать, питаясь пингвинами и тюленьим мясом. В конце концов, Шеклтон и некоторые члены команды, включая Тома Крина и штурмана Фрэнка Уорсли, отправились на поиски помощи.

Команда Шеклтона играет в футбол на льдине

Команда Шеклтона играет в футбол на льдине


Группа прошла по горам и ледяным полям Британских заморских территорий до китобойной станции Стромнесс. Хотя расстояние составляло всего 30 километров, путь занял много времени, так как им пришлось пересечь горные вершины. В какой-то момент они даже повернули не туда.

В конце концов они добрались до китобойной станции, и те, кто остался в импровизированном лагере на острове Элефант, были спасены. Экспедиция не увидела потерь, и все члены экипажа вернулись домой.

⚓ Заманчивый поиск

«Endurance» стал заманчивым для тех, кто интересуется поиском затонувших кораблей. Однако мало кто взялся за поиск, учитывая коварство моря Уэдделла. Чтобы добраться до места, нужно пройти воды к востоку от шельфового ледника Ларсена, что является сложной задачей даже для современных ледоколов.

Сэр Эрнест Шеклтон

Сэр Эрнест Шеклтон


Группа ученых попыталась провести поиск в 2019 году , но отказалась от него из-за ухудшения погодных условий. Перед тем как покинуть этот район, они отправили в глубины моря Уэдделла автономный подводный аппарат (AUV), но потеряли с ним связь через 20 часов после его развертывания.

Команда под руководством морского археолога доктора Джона Ширса и директора по исследованиям Менсуна Баунда планирует предпринять вторую попытку. Она финансируется Falklands Maritime Heritage Trust и, если ее одобрит Министерство иностранных дел и по делам Содружества Великобритании, должна отправиться из Кейптауна, Южная Африка.

«Эндьюранс» застрял во льдах

«Эндьюранс» застрял во льдах. (Фото: Институт полярных исследований Скотта, Кембриджский університет)


Экспедиция, получившая название «Endurance22», отправится в плавание на зарегистрированном в ЮАР исследовательском судне SA Agulhas II. В состав экипажа войдут специалисты по подводным погружениям из американо-британской компании Ocean Infinity, которые будут использовать Saab Sabertooth для обнаружения обломков под водой, а также спутниковые данные с платформы TerraSAR-X немецкого космического агентства.

«Попытка найти обломки Endurance , что долгое время считалось невозможным и недостижимым, является чрезвычайно захватывающей перспективой», — сказал Боунд в пресс-релизе. «Учитывая суровость окружающей среды Антарктиды, нет никаких гарантий успеха, но мы остаемся вдохновленными великими исследователями Антарктиды и отправляемся в Endurance22 с большими надеждами».

⚓ Анализ состояния обломков

«Endurance» был объявлен памятником в соответствии с Международным договором об Антарктике, что означает, что исследователи не могут каким-либо образом тревожить обломки. Таким образом, план состоит в том, чтобы нанести на карту и сфотографировать его, не извлекая никаких артефактов .

«Корабль стал иконой», — сказал доктор Ширс в интервью BBC . «Эпическая история выживания Шеклтона находит отклик во всех веках. И из всех кораблекрушений это самое известное, которое еще предстоит обнаружить, и его также сложнее всего найти. Если мы сможем его идентифицировать, мы его осмотрим и сделаем подробное 3D-сканирование с помощью лазеров. И мы надеемся транслировать все это в то время».

Команда Шеклтона тянет спасательную шлюпку по льду

Команда Шеклтона тянет спасательную шлюпку по льду


Один из самых больших вопросов, связанных с затонувшим судном, касается его состояния. Антарктические воды уникальны тем, что их глубина и температура дают вероятность того, что судно все еще нетронуто. Также считается, что отложение осадка относительно низкое, около 1 миллиметра в год, что означает, что Endurance , вероятно, все еще находится на поверхности подводного рельефа.

«Эндьюранс» после сброса давления льда

«Эндьюранс» после сброса давления льда


По словам доктора Ширса, холодность вод означает, что морская жизнь, известная своей способностью разлагать затонувшие корабли, здесь отсутствует:
«Мы знаем, что моллюски, которые обычно пожирают деревянные обломки кораблей на севере, не могут выжить в холодных водах Антарктики. Но в древесине есть большой источник углерода, поэтому мы вполне можем найти некоторые очень интересные существа, которые действительно живут на обломках. Мы даже можем обнаружить, что у нас есть несколько новых видов».




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Clare Fitzgerald,
«New Quest Planned To Search For Shackleton’s Endurance In The Frigid Waters Of The Antarctic»