Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Про царя Мидаса и ослиные уши...

Андреа Ваккаро,  Портрет царя Мидаса
Андреа Ваккаро, Портрет царя Мидаса

Мидас, царь Фригии, знаком широкой публике не за особые заслуги или талант полководца, а благодаря мифам древности. Многие писатели прошлого говорили о нем, как о реально существующей фигуре, оставляя исследователям хлебные крошки то тут, то там. И лишь Овидию удалось собрать всю информацию воедино.

Овидий упоминал великого царя в «Метаморфозах». По его мнению, Мидасу удалось захватить Силена, наставника великого Диониса. Старый мудрец жил в чудесном саду, куда повезло проникнуть Мидасу. Царь решил пойти на хитрость и наполнил фонтан вином. Перед таким искушением наставник божественного виночерпия не смог устоять, и Мидасу удалось выкрасть захмелевшего Силена.

Мифический царь Мидас — нарицательный образ безграничной жадности, тупого упрямства, политической негибкости человека, получившего за это расплату.


Крафт, Шарлотта. Царь Мидас и Золотое прикосновение
Крафт, Шарлотта.
Царь Мидас и Золотое прикосновение

Как Мидас выпросил себе дар всё, к чему не прикоснется, превращать в золото, вы знаете. Умирая от голода, и чуть не сломав зубы о золотой виноград, он нечаянно превратил в золотую статую и свою любимую дочь.

Царь, пав на колени, вымолил у богов прощение за свою неуемную жадность.

Помог ему Дионис - избавил от смертельного дара и вернул ожившую дочь и жену, которую царь тоже задел мимоходом.

Иллюстрированная книга короля Джона (Иоанна Безземельного).

Иллюстрированная книга короля Джона (Иоанна Безземельного).
Божественное наказание за гордыню было жестоким: даже люди
превращались в золотые статуи от прикосновения Мидаса.


Но это еще не все приключения Мидаса.

Мидас получает ослиные уши

Мидас получает ослиные уши


Легенда гласит, что когда Афина изобрела флейту, она, так и не научившись на ней играть, выбросила её. Флейту нашел Марсий (сатир) и непрестанно упражняясь на ней довел свое мастерство до такого совершенства, что осмелился вызвать самого Аполлона, покровителя всех искусств на состязание. Судьёй был король Мидас, который, будучи близким по духу Марсию, вынес приговор в его пользу.

Аполлон Бельведерский, также называемый Пифийским Аполлоном

Музеи Ватикана - Статуя - Аполлон Бельведерский,
также называемый Пифийским Аполлоном


И тогда Аполлон наградил его неистребимым клеймом — длинными ушами осла:
«Вытянул их в длину, наполнил белеющей шерстью, твердо стоять не велел и дал им способность движенья».
А Марсия за дерзость подвесил на высокой сосне и содрал с него кожу.


«Царь Мидас» 1668 г, Андреа Ваккаро (1604-1670)

«Царь Мидас» 1668 г, Андреа Ваккаро (1604-1670) -
итальянский художник эпохи барокко



Легенда о царе Мидасе и его золотом прикосновении