Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Лепреконы: маленькие люди ирландского фольклора

Шляпа Лепрекона

Шляпа Лепрекона


Лепрекон — любимое и иногда внушающее страх волшебное существо из ирландских народных легенд. Когда-то считалось, что лепреконы небольшого роста, с длинной бородой и горшком с золотом населяли ирландскую сельскую местность.

Эти маленькие человечки, одетые в зеленое, одержимые радугой и сокровищами, хитростью и, конечно же, изготовлением обуви. Это все распространенные сегодня представления об известных персонажах ирландского фольклора: лепреконах. Характеристики этих мифических существ изменились с годами, и многое из того, что делало маленьких людей особенными в оригинальных сказках, было забыто.


☘️ Этимология слова Лепрекон

Многие ученые полагают, что слово «лепрекон» происходит от древнеирландского Lú Chorpain, означающего «маленькое тело». Другое определение связывает современное название с luchorpán (словом из 8-го века нашей эры), которое определяется как спрайт или пигмей. Наконец, слово «лепрекон» было связано с leath bhrógan (обувщик). Это определение также возможно, поскольку многие истории о гномах показывают, что их профессия — сапожники сказочного мира.

Слово «лубрикан», еще одно слово, связанное с гномом, впервые было написано на английском языке в 1604 году в пьесе Томаса Миддлтона и Томаса Деккера «Честная шлюха». В строке из пьесы говорится:

«Что касается твоего ирландского любрикана, того духа, которого нелепыми чарами твоя похоть возвела в неправильный круг…»

☘️ Древние лепреконы

Считается, что лепреконы были одним из многих типов обитателей волшебных крепостей или волшебных колец в древней Ирландии. Было высказано предположение, что сегодняшние веселые обманщики могут быть даже современным воплощением евро-кельтского бога Луга (произносится как «Удача»). Луг считался богом солнца, покровителем искусств и ремесел и лидером Туата Де Дананн («народ богини Дану»)

Алтарь с изображением трехглавого бога по имени Лугус (Луг)

Алтарь с изображением
трехглавого бога
по имени Лугус (Луг),
обнаруженный в Реймсе


Средневековые ирландские рукописи (12-15 века), которые, как полагают, связаны с лепреконами, предполагают, что лепреконы изначально были существами, жившими под водой, и, вопреки сегодняшнему изображению, не все они были мужчинами. Их изображали воинами с ненасытным аппетитом, а женщины-лепреконы были особенно увлечены переманиванием человеческих мужчин для тайных приключений. Эти характеристики, казалось, сохранялись, по крайней мере, до вышеупомянутого письма в 1604 году.

Ранних лепреконов описывали как хитрых стариков, носивших красные костюмы и часто работавших над одной туфлей. Слово «одиночество» также применялось к социальным предпочтениям лепреконов, которые, похоже, предпочитали проводить время в одиночестве общению с другими волшебными существами или даже с другими лепреконами. Их отсутствие друзей, возможно, отчасти объяснялось тем, что другие избегали их - ранние лепреконы также считались особенно озорными пьяницами, бродящими по дому. Эти характеристики позже были переданы «двоюродным братьям» лепрекона, клоубому цинну или клюрикону, ирландской фее, которая всегда пьяна и груба. Клюрикона обвиняли в шумных ночах и беспорядке в домах (особенно в винных погребах)

Иллюстрация клюрикона, двоюродного брата лепреконов. (1862) Т.С. Крокер
Иллюстрация клюрикона, двоюродного брата лепреконов.
(1862) Т.С. Крокер

☘️ Изменения в чертах лепрекона:
теперь он богатый сапожник

К 1825 году популяция лепреконов ограничивалась только самцами. Книга Т. Крофтона Крокера «Сказочные традиции и легенды юга Ирландии» позволила лучше понять черты этих мифических существ: «Их часто описывают как бородатых стариков, одетых в зеленое и носящих туфли с пряжками. Иногда они носят остроконечные кепки или шляпы и могут курить трубку».

Лепреконы того времени считались особенно стильными. И Сэмюэл Ловер, писавший в 1831 году, и Уильям Батлер Йейтс (в 1888 году) упоминали о важности, которую лепреконы придают своей внешности.

Лавер написал, что лепрекон был:

«…несмотря на это, он довольно красив в своем платье, потому что он носит красное пальто квадратного покроя, богато расшитое золотом, жилет и непередаваемую ту же треуголку, туфли и пряжки».
После этого Йейтс позже добавил:

«Он что-то вроде денди, носит красное пальто с семью рядами пуговиц, по семь пуговиц в каждом ряду, и носит треуголку, на заостренном конце которой он обычно носит в северо-восточных графствах, по словам Макэналли. , чтобы крутиться волчком, когда его охватывает припадок».
Стихотворение Уильяма Аллингема XVIII века под названием «Лепракон»; Или Фея Сапожница далее продвигала идею о том, что в сказочном царстве занятия выбираются группой, а лепреконы отвечают за то, чтобы ноги остальных членов сообщества были счастливы. Он также дал подсказку людям, которые ищут лепреконов (подробнее о том, почему скоро) — присутствие лепреконов можно заметить по их постукивающим звукам во время работы:

«Приложите ухо поближе к холму.
Разве вы не слышите тихий шум,
Тихий щелчок эльфийского молотка,
Голос лепракона, поющего пронзительно,
Когда он весело занимается своим ремеслом?»

«Эльфы и сапожник»

«Эльфы и сапожник»
из «Книги басен и народных рассказов» Горация Э. Скаддера.
Иллюстрация Джорджа Крукшанка


Аллингема часто называют создателем «современного лепрекона»: невысокого человека с рыжей бородой, зеленой шляпы, в которую заправлен золотой четырехлистный клевер (символ удачи), и зеленого костюма с большой пряжкой. на его поясе.

Современный стереотип лепрекона

Современный стереотип лепрекона


☘️ Мораль лепреконов

К 1800-м годам восприятие лепреконов как богатых и умных людей было обычным явлением. Таким образом, в историях изображались «маленькие» старики, сильно заинтересованные в защите своего золота от жадных людей, которые его искали. Лепреконы должны предлагать взятки людям, если их поймают, чтобы вернуть себе свободу.

Гравюра лепрекона, пересчитывающего свое золото, 1900 год

Гравюра лепрекона,
пересчитывающего свое золото,
1900 год


Неудивительно, что легенды о гномах сосредоточены в основном на человеке, который ловит лепрекона, а затем пытается получить его богатство. Самая распространенная история связана с мальчиком или фермером, который находит лепрекона и заставляет его рассказать, где он спрятал свое золото. Лепрекон обязан показать ему место, находящееся под деревом или растением. Поскольку у человека нет лопаты, он обвязывает близлежащее дерево/растение красной тканью и заставляет лепрекона поклясться, что он не уберет индикатор. Когда человек возвращается с лопатой, он обнаруживает, что теперь там много красных тряпок, а гном исчез. Таким образом, лепрекону удалось обмануть человека и сохранить свое золото.

Другая похожая история рассказывает о девушке, которая ловит лепрекона и заставляет его вести ее к своему сокровищу, но по пути слышит шум, на который лепрекон сообщает ей, что ее преследуют пчелы. Когда она оборачивается и смотрит, гном исчезает.

Другая широко распространенная интерпретация событий после того, как люди находят и ловят лепреконов, - это исполнение трех желаний, из-за которых похититель сходит с ума или его обманывают, поскольку его желания имеют неприятные последствия. Популярная история такого рода — история Шеймуса. Шеймус был человеком из графства Мейо, который поймал лепрекона и исполнил желания. Он решил стать самым богатым человеком на тропическом острове. Говорили, что его желание сбылось, но была загвоздка: на острове не было ни пабов, ни магазинов, ни других людей. Симусу стало скучно, и в конце концов он захотел вернуться в Ирландию.

Во всех этих историях представлена ​​одна и та же мораль: быстро разбогатеть в долгосрочной перспективе невозможно, воровать неправильно и не связываться с ирландским народом фейри.

☘️ Очарование лепреконов продолжает сохраняться

Лепреконы теперь воспринимаются как сказки прошлого и причудливые истории, которые можно рассказать, увидев радугу. Однако эти маленькие люди все еще имеют влияние на современное общество. В Дублине есть даже музей лепреконов, где проводятся экскурсии и предоставляется подробная информация о гномах и ирландском фольклоре на протяжении веков. Некоторые сайты на ирландскую тематику также предоставляют читателям советы и подсказки о том, как поймать лепрекона (и что делать, если вы его поймали).

Лепрекон, Музей восковых фигур Плюс, Ирландия

Лепрекон,
Музей восковых фигур Плюс, Ирландия


На другой стороне пруда в компании Lucky Charms от General Mills есть гном «Счастливчик», который развлекает детей, пока они едят продукт с начинкой из сахара, талисманом которого он является. Есть также фильмы ужасов/комедии, в которых рассказывается о чудовищном обманщике-лепреконе, мучающем взрослых.

Лепреконы, возможно, и не подарили нам сокровища из золота и серебра, но они, безусловно, обогатили ирландский фольклор.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Alicia McDermott,
«Leprechauns: The Little People of Irish Folklore»